Судебный акт
О назначении досрочной пенсии
Документ от 04.09.2018, опубликован на сайте 17.09.2018 под номером 75574, 2-я гражданская, о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                           Дело № 33-3622/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          4 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Рыбалко В.И., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                23 мая 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Арсенина Николая Ивановича удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Арсенина Николая Ивановича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, следующие периоды работы: с 15 сентября 1988 года по 14 августа 1992 года в должности руководителя начальной военной подготовки в Л*** средней школе                     г. У***, с 14 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года в должности учителя физической культуры в Средней школе № *** г. У*** и назначить досрочно страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 29 сентября 2017 года.

В удовлетворении остальной части иска – отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) в пользу Арсенина Николая Ивановича расходы за услуги представителя в размере 7000 руб.

Заслушав доклад судьи Рыбалко В.И., пояснения Арсенина Н.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Арсенин Н.И. обратился в суд с уточненными в ходе рассмотрения дела исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) (далее - УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска) о включении периодов работы в специальный стаж, о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что 29 сентября 2017 года он обратился в УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей не менее 25 лет. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия необходимого специального стажа. Так, в специальный стаж ему не были засчитаны следующие периоды работы: с 15 сентября 1988 года по 14 августа 1992 года  - в должности руководителя начальной военной подготовки в Л*** средней школе г. У***; с 5 января 2000 года по            22 января 2000 года, с 19 апреля 2000 года по 21 апреля 2000 года, с 21 июня              2001 года по 25 июня 2001 года - в должности руководителя основ безопасности жизнедеятельности в Л*** средней школе г. У***; с 14 октября             2015 года по 14 октября 2015 года, с 12 ноября 2015 года по 13 ноября 2015 года, с 26 ноября 2015 года по 26 ноября 2015 года, с  14 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года – в должности учителя физической культуры в средней школе № ***                   г. У***.

После уточнения исковых требований, отказа от исковых требований  в части, окончательно просил суд обязать УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска включить в специальный стаж следующие периоды его работы: с 15 сентября   1988 года по 14 августа 1992 года  - в должности руководителя начальной военной подготовки в Л*** средней школе г. У***; с 5 января 2000 года по              22 января 2000 года, с 19 апреля 2000 года по 21 апреля 2000 года, с 21 июня                2001 года по 25 июня 2001 года - в должности руководителя основ безопасности жизнедеятельности в Л*** средней школе г. У***; с 14 октября              2015 года по 14 октября 2015 года, с 12 ноября 2015 года по 13 ноября 2015 года, с 26 ноября 2015 года по 26 ноября 2015 года, с  14 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года – в должности учителя физической культуры в средней школе № ***                  г. У*** – в должности учителя физической культуры в средней школе № *** г. У*** и назначить ему с 29 сентября 2017 года досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что период работы с 15 сентября 1988 года по 14 августа                 1992 года в должности руководителя начальной военной подготовки в Л*** средней школе  г. У*** был необоснованно включен судом в специальный стаж истца, поскольку данная должность не предусмотрена разделом «Наименования должностей» Списков должностей учреждений, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 08 сентября 1991 года № 463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года  № 1067, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября  2002 года   № 781.

Также считает не подлежащим включению в специальный стаж истца период его работы с 14 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года, когда истец находился на курсах усовершенствования квалификации с отрывом от работы, поскольку данные курсы не засчитываются в специальный стаж, согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля                   2002 года.  

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                      № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (вступившего в силу с 01 января 2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01 января 2015 года.

Из материалов дела следует, что Арсенин Н.И. 29 сентября 2017 года обратился в  УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании п. 19 ч. 1               ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска (протокол № 76 от              05 февраля 2018 года) Арсенину Н.И. было отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа  - 25 лет.

По подсчету пенсионного органа специальный стаж истца на дату его обращения составил 21 год 1 месяц 14 дней, вместо требуемого - 25 лет. Страховой стаж составил 33 года 8 месяцев 5 дней.

При этом в специальный стаж Арсенину Н.И. не были засчитаны следующие периоды: с 15 сентября 1988 года по 14 августа 1992 года  - в должности руководителя начальной военной подготовки в Л*** средней школе                               г. У***; с 5 января 2000 года по 22 января 2000 года, с 19 апреля 2000 года по 21 апреля 2000 года, с 21 июня 2001 года по 25 июня 2001 года - в должности руководителя основ безопасности жизнедеятельности в Л*** средней школе г. У***; с 14 октября 2015 года по 14 октября 2015 года, с 12 ноября 2015 года по 13 ноября 2015 года, с 26 ноября 2015 года по 26 ноября 2015 года, с                    14 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года – в должности учителя физической культуры в средней школе № *** г. У***.

 

Не согласившись с данным решением, Арсенин Н.И. оспорил его в судебном порядке.

Давая правовую оценку исковым требованиям, суд исходил из следующего.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона                 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от                   28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Как следует из материалов дела, расчет специального стажа производится истцу: за период до 01 октября 1993 года - по Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, за период до 01 ноября 1999 года - по Постановлению Совета Министров РСФСР от 08 сентября 1991 года № 463, за период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года  - Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, за период с 12 ноября 2002 года – по Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября  2002 года   № 781.

Так, в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, были поименованы учителя и преподаватели школ.

При этом в п. 2.3 Инструктивного письма от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» предусматривалось, что пенсия за выслугу лет назначается военным руководителям школ как учителям и преподавателям школ.

В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 08 сентября 1991 года № 463 в разделе «Наименования должностей» были предусмотрены должности военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи).

В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября  2002 года   № 781 в разделе 1 «Наименование должностей» предусмотрены должности: преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), руководитель допризывной подготовки молодежи, военный руководитель.

На основании Приказа Министерства образования РСФСР от 27 мая                 1991 года № 169 с 1 сентября 1991 года в образовательных учреждениях вместо курса «Начальная военная (допризывная) подготовка» был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности».

В связи с этим постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 года № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях в РСФСР» вместо должности «военный руководитель» была введена должность «преподаватель курса «основы безопасности жизнедеятельности».

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 3 октября 2002 года   № 68 установлено тождество наименования должности «преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель», предусмотренному Списком 1991 года.

Применив вышеуказанные нормы права, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции правомерно и обоснованно зачел в специальный стаж период работы истца с 15 сентября 1988 года по 14 августа               1992 года в должности руководителя начальной военной подготовки в Л*** средней школе  г. У***, правильно указав, что в данном периоде истец осуществлял в данной школе преподавание курса «начальная военная подготовка» в должности «военного руководителя», тогда как работодателем его должность была поименована не в соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов, служащих как «руководитель начальной военной подготовки». С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности включения оспариваемого периода в специальный стаж несостоятельны, поскольку ими создаются препятствия для осуществления истцом его конституционного права на социальное обеспечение в полной мере и они противоречат нормам материального права.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Аналогичная норма содержится в ст. 11 Федерального закона от                   28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Из материалов дела следует, что в период с 14 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года, осуществляя трудовую деятельность  в должности учителя физической культуры в Средней школе № *** г. У***, истец был направлен работодателем на курсы повышения квалификации 

Поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации, является периодом трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, вывод суда о том, что  спорный  период - с 14 марта 2016 года по 02 апреля 2016 года, нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению  в  специальный  стаж  истца, является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы в части незаконности включения в специальный стаж периода нахождения истца на курсах повышения квалификации основаны на неверном толковании закона, а потому основанием к отмене судебного решения не являются.

 

С учетом включенных УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска периодов работы Арсенина Н.И. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в бесспорном порядке (21 год 1 месяц 14 дней), а также  периодов работы включенных судом, на УПФР в Ленинском районе г. Ульяновска судом правомерно и обоснованно возложена обязанность назначить Арсенину Н.И. досрочную страховую пенсию по старости с 29 сентября 2017 года.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь  статьей 328  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 мая 2018 года оставить  без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: