Судебный акт
Оспаривание решения военкомата
Документ от 04.09.2018, опубликован на сайте 14.09.2018 под номером 75548, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа о направлении на медицинское освидетельствование, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Климонтова Е.В.                                                     Дело № 33а-3605/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                           4 сентября 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Курановой Ю.С.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Заволжского районного суда гор. Ульяновска от 30 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

признать незаконным отказ военного комиссара Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области в проведении медицинского освидетельствования Соснова Валерия Вячеславовича, изложенный в письме от 03 мая 2018 года №Ю/1866.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» направить Соснова Валерия Вячеславовича на повторное медицинское освидетельствование с целью установления категории годности к военной (приравненной к ней) службе в настоящее время.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» Серулеева А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения Соснова В.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Соснов В.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области»  о признании незаконным отказа в направлении на медицинское освидетельствование.

В обоснование иска указал, что в 2002 году военным комиссариатом г.Соликамска Пермской области он был признан ограниченно годным к военной службе на основании п. «б» ст. 68 Приказа № 315 от 1995 года, в связи с ***, и зачислен в запас.

С 16.05.2014 он состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по Заволжскому району г. Ульяновска, как рядовой запаса.

09.08.2017 он прошел рентгенологическое исследование стоп в боковой проекции с функциональной нагрузкой, по результатам которого у него установлено ***. Считает, что в настоящее время его здоровье восстановлено, диагноз заболевания, послужившего основанием для установления категории ограниченной годности к военной службе, изменен. Однако административный ответчик письмом от 03.05.2018 отказал в проведении повторного медицинского освидетельствования.

По мнению истца, отказ в проведении повторного медицинского освидетельствования является незаконным, в связи с чем просил суд признать данный отказ в направлении его на медицинское освидетельствование незаконным и возложить на ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» обязанность направить его на повторное медицинское освидетельствование с целью изменения категории годности к военной службе в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» не соглашается с решением суда, считает, что при вынесении решения были нарушены нормы материального права, не были доказаны обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Соснов В.В. был признан ограниченно годным к военной службе с присвоением категории годности «В» решением призывной комиссии Военного комиссариата г.Соликамска Пермской области. Сведений о том, что Соснов В.В. выражал несогласие с установленной ему категорией годности к военной службе, не имеется. В учетных целях Соснову В.В. был выдан военный билет с указанием военно-учетной специальности 901 – не проходил военную службу по призыву. Он был зачислен в запас с присвоением ему звания «рядовой».

Указывает на то, что законодательство не предусматривает проведение медицинского освидетельствования по инициативе граждан, находящихся в запасе. При этом возможность проведения медицинского освидетельствования не исключается, но не за счет средств казны России.

Из доводов заявителя следует, что основанием для подачи заявления в суд являются не обеспокоенность за поддержание необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, а обеспокоенность за свое положение в обществе.

В настоящее время, Соснов В.В. находится на учете в военном комиссариате как гражданин, находящийся в запасе с категорией годности «В». Привлекать последнего к участию в каких-либо мероприятиях в рамках мобилизационной подготовки в настоящее время не планируется, следовательно, необходимости в проведение в отношении него мероприятий по медицинскому освидетельствованию не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Соснов В.В. состоит на воинском учете в военном комиссариате Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области.

По результатам медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией Соснов В.В. признан ограниченно годным к военной службе (категории «В») и зачислен в запас. 

В 2018 году Соснов В.В. обратился в военный комиссариат Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования в связи с изменением состояния здоровья, дающего возможность прохождения военной службы.

Из ответа военного комиссара Заволжского района города Ульяновска Ульяновской области Мидонова Д.В. от 03.05.2018 № Ю/1866 следует, что в направлении на медицинское освидетельствование Соснову В.В. было отказано в связи с превышением установленного законом возраста  для призывая на военную службу.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности данного отказа.

Пунктами 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.

Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).

В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию, в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.

В соответствии с пунктом 69 Положения о военно-врачебной экспертизе Министерство обороны Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), организуют обследование и освидетельствование граждан, прошедших военную службу (приравненную службу), граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.

В силу пп. «а» п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, признанные при призыве ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от призыва на военную службу и зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации. Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе (пункт 4 статьи 52). Положением установлено, что освидетельствование и обследование граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе, организуют федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), за исключением граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (статья 69 раздела VI).

Согласно пунктам 84 и 85 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, могут быть освидетельствованы повторно в случае, если в результате их обследования в медицинских организациях ранее установленный им диагноз заболевания изменен (пересмотрен) или они признаны здоровыми. Обследование и освидетельствование военнослужащих, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организуется и проводится в порядке, определенном пунктами 50 - 67 данного Положения.

Организация  освидетельствования иных категорий граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, возлагается на  военные комиссариаты субъектом РФ и отделы военных  комиссариатов.

Соснов В.В., ранее признанный ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, обращаясь за повторным освидетельствованием, указывает на то, что освидетельствование ему необходимо для поступления на службу в органы уголовно-исполнительной системы. При этом к заявлению о проведении повторного медицинского освидетельствования приобщил результаты рентгенологического исследования, согласно которых ранее установленный ему диагноз изменен, что может указывать на его годность к военной службе в настоящее время.

Абзацем третьим пункта 58.2 Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.08.2003 № 206, предусмотрено, что граждане, признанные ранее военно-врачебной комиссией негодными или ограниченно годными к военной службе, на медицинское освидетельствование в военно-врачебные комиссии при территориальных органах уголовно-исполнительной системы кадровыми аппаратами не направляются.

Правовые положения приведенного выше законодательства предусматривают возможность прохождения гражданами, признанными ограниченно годными к военной службе, медицинского освидетельствования повторно.

Федеральным законом от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» предусмотрено распространить действие Положения о службе на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе (часть первая статьи 21).

Согласно статье 8 Положения о службе на службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане РФ, способные по состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. 

В силу взаимосвязанных положений частей 1 и 2 статьи 58 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» состояние здоровья гражданина в целях определения его способности осуществлять трудовую и иную деятельность устанавливается при проводимом в установленном порядке исследовании, в том числе в рамках военно-врачебной экспертизы.

Указанный закон также закрепляет, что военно-врачебная экспертиза проводится в целях определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью).

При этом действующее законодательство не устанавливает запрета на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Вывод суда первой инстанции о незаконности отказа в направлении Соснова В.В. на медицинское освидетельствование с целью установления категории его годности к военной (приравненной к ней) службе в настоящее время, сделан на основании анализа вышеприведенного законодательства.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 30 мая 2018 года, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: