Судебный акт
Адм.надзор
Документ от 28.08.2018, опубликован на сайте 14.09.2018 под номером 75396, 2-я гражданская, об установлении административного надзора, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Кириченко В.В.                                                            Дело № 33а-4022/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                28 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П. и  Зуевой Н.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области по Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 июля 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска об установлении административного надзора Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области к Кондрашкину Павлу Вячеславовичу, *** г.р., осужденному приговором Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 10.07.2013 года, - полностью отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения Кондрашкина П.В., просившего решение суда оставить без изменения, заключение прокурора Колгановой Е.А. об отмене решения суда и установлении административного надзора, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Кондрашкину П.В. об установлении административного надзора.

Требования мотивированы тем, что Кондрашкин П.В. осужден приговором Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области за совершение особо тяжкого преступления по ст.30 ч.1, ст.228.1 ч.4 п. «г» УК РФ к 5 годам 8 месяцам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, подлежит освобождению по отбытии срока наказания 30.11.2018.

16.08.2016 Кондрашкин П.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Учитывая тяжесть совершенного преступления, а также признание Кондрашкина Н.П. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, административный истец просил установить в отношении Кондрашкина Н.П. административный надзор на срок 3 года, с ограничениями в виде запрещения пребывания в определенных местах общественного пользования (в местах реализации и употребления спиртных напитков - в барах, кафе, ресторанах, клубах, на дискотеках); запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 22 часов до 06 часов; запрещения выезда за пределы территории субъекта РФ, избранного осужденным для постоянного места проживания; а также в виде обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, удовлетворить заявленные требования. 

В обоснование жалобы указывает на то, что Кондрашкин П.В. осужден за совершение особо тяжкого преступления, в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания произведено в соответствии с нормами действующего законодательства. Тот факт, что на момент признания Кондрашкина П.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания он фактически не отбыл назначенное ему наказание в виде водворения в ШИЗО,  противоречит положениям действующего законодательства. В соответствии со ст. 117 УИК РФ допускается исполнение наказания не позднее 30 дней со дня его наложения. На момент назначения Кондрашкину П.В. наказания в виде водворения в ШИЗО исполнить его реально не представлялось возможным ввиду отсутствия в ШИЗО свободных мест. Фактически он отбывал назначенное ему наказание в период с 29.08.2016 по 03.09.2016 и с 05.09.2016 по 10.09.2016.

Наличие технических нарушений в постановлении о признании Кондрашкина П.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (неуказание срока, на который наложено дисциплинарное  взыскание) не свидетельствует о незаконности самого постановления, поскольку для признания лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания в соответствии со ст. 116 УИК РФ достаточным является лишь факт его привлечения к дисциплинарной ответственности в виде водворения в ШИЗО. Срок, на который налагается данное дисциплинарное взыскание, существенного значения не имеет.

В данном случае имеются все основания для установления в отношении Кондрашкина П.В. административного надзора. При этом в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»  установление административного надзора в отношении лица, признанного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания его таковым и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником учреждения.

В судебное заседание представитель ФКУ ИК-2 не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 310 КАС РФ одним из оснований для отмены решения суда первой инстанции является нарушение норм материального права.

В данном случае такие нарушения были допущены судом при рассмотрении дела. 

В соответствии со ст. 1  Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 2 указанного закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Пунктом 1 части 1 и ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Кондрашкин П.В. осужден приговором Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области от 10.07.2013 (с учетом изменений, внесенных апелляционным определением Самарского областного суда от 30.09.2013 г.) за совершение особо тяжкого преступления, предусмотренного ст. 30 ч.1, ст. 228.1 ч.4 п. «г» УК РФ, к 5 годам 8 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

Осужденный подлежал освобождению по отбытии срока наказания 30.11.2018.

На основании постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19.07.2018 Кондрашкин П.В. освобожден условно-досрочно на 4 месяца 11 дней.

Постановлением начальника исправительного учреждения от 16.08.2016 Кондрашкин П.В.  признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, исследовав обстоятельства признания Кондрашкина П.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, пришел к выводу об отсутствии бесспорных и достаточных оснований для того, чтобы убедиться в соблюдении администрацией исправительного учреждения предусмотренных статьей 116 УИК РФ условий и процедуры признания осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, и признал не доказанным одно из предусмотренных законом обязательных условий, при которых возможно установление в отношении административного ответчика административного надзора.

Делая указанный вывод, суд вышел за пределы предоставленных ему главой 29 КАС РФ полномочий.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» проверка законности и обоснованности постановления начальника исправительного учреждения о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, послужившего основанием для обращения исправительного учреждения с заявлением об установлении, административного надзора,  не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ.

Согласно п. 12 указанного Постановления Пленума ВС РФ возможность установления административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 Закона и признанного в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, связана с самим фактом признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения.

В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона, часть 8 статьи 117 УИК РФ).

Вместе с тем в п. 15 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного суда РФ также указано, что факт признания административного ответчика злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не предопределяет выводы суда о необходимости установления административного надзора.

При решении данного вопроса должны учитываться: вся совокупность доказательств, обстоятельства, положенные в основу постановления о признании лица злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характер допущенных нарушений, последующее поведение лица в исправительном учреждении после признания его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, срок, истекший с момента признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания.

В данном случае судебная коллегия учитывает, что за все время отбывания наказания Кондрашкин П.В. был подвернут взысканиям 7 раз, при этом последние 3 из них – одновременно 16.08.2016. В то же время он был поощрен администрацией исправительного учреждения 23 раза, в том числе дважды – после 16.08.2016.

Из характеристики, представленной администрацией исправительного учреждения, следует, что Кондрашкин П.В. встал на путь исправления.

На основании постановление Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19.07.2018 Кондрашкин П.В. 31.07.2018 освобожден условно- досрочно на 4 месяца 11 дней.

Учитывая, что Кондрашкин П.В. совершил особо тяжкое преступление, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, он относится к категории лиц, в отношении которых подлежит установлению административный надзор.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Кондрашкин П.В. зарегистрирован и фактически проживает в г.Ульяновске по адресу: ***, состоит в  браке, занимается трудоустройством в ОАО «РЖД», его работа будет проходить на территории Ульяновской области. При условно -досрочном освобождении на него возложена обязанность  не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, 1 раз в месяц проходить регистрацию в данном органе.

Учитывая вышеизложенное, а также характер совершенного Кондрашкиным П.В. преступления, судебная коллегия считает необходимым установить в отношении него следующие виды административных ограничений:  запретить пребывание в местах реализации и употребления спиртных напитков - в барах, кафе, ресторанах, клубах, на дискотеках; запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 23 часов до 06 часов; запретить выезд за пределы Ульяновской области;  1 раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Указанные виды административных ограничений будут способствовать достижению целей административного надзора.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

С учетом всех вышеприведенных обстоятельств судебная коллегия считает возможным установить в отношении Кондрашкина П.В. административный надзор сроком на 1 год 6 мес., который подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

При этом судебная коллегия отмечает, что в соответствии со ст. 10 Федерального закона № 64-ФЗ поднадзорный вправе обращаться в орган внутренних дел с заявлением о получении разрешения на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами, предусмотренными частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, соответственно, орган внутренних дел выдает поднадзорному лицу разрешение на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, и (или) на краткосрочный выезд за установленные судом пределы территории. Основанием для выдачи такого  разрешения являются, в том числе,  необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории; необходимость решения следующих вопросов при трудоустройстве: заключение трудового договора; заключение договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг.

Согласно  ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Учитывая, что при принятии решения судом были допущены нарушения норм материального  права, решение суда полежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ульяновской области.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 4 июля 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым административный иск Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области удовлетворить частично.

Установить в отношении Кондрашкина Павла Вячеславовича, 7.02.1979 года рождения, административный надзор и следующие административные ограничения:

- запретить пребывание в местах реализации и употребления спиртных напитков - в барах, кафе, ресторанах, клубах, на дискотеках;

- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, ежедневно в период с 23 часов до 06 часов;

- запретить выезд за пределы Ульяновской области;

-  1 раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

 

Административный надзор установить сроком на 1 год 6 месяцев, который исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

 

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Председательствующий         

 

Судьи: