Судебный акт
О вызыскании обязательных платежей
Документ от 14.08.2018, опубликован на сайте 28.08.2018 под номером 75284, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецов И.В.                                                                 Дело № 33а-3419/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   14 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновкой области от 28 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области о взыскании с Крендельщиковой Юлии Вячеславовны задолженности по страховым взносам за 2016 год на обязательное пенсионное страхование в сумме 19 356 руб. 48 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 3796 руб. 85 коп., по начисленным пеням на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме       11 456 руб. 66 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 1074 руб. 67 коп. оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области (далее МИФНС России №7 по Ульяновской области) обратилась в суд с административным иском к Крендельщиковой Ю.В. о взыскании задолженности по страховым взносам за 2016 год на обязательное пенсионное страхование в сумме 19 356 руб. 48 коп., на обязательное медицинское страхование в сумме 3796 руб. 85 коп., пени за период с 01.01.2017 по 14.07.2017 на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 11 456 руб. 66 коп. и на обязательное медицинское страхование в сумме 1074 руб. 67 коп.

В обоснование требований административный истец указал, что Крендельщикова Ю.В. до 23.10.2017 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и должна была исполнить обязанность по уплате задолженности, образовавшейся за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 19 356 руб. 48 коп., а также на обязательное медицинское страхование в сумме 3796 руб. 85 коп. В связи с неуплатой в срок страховых взносов на данную недоимку начислены пени за период с 01.01.2017 по 14.07.2017.

Направленное в адрес административной ответчицы требование об уплате задолженности в срок до 28.08.2017 Крендельщиковой Ю.В. не исполнено.

Рассмотрев требования МИФНС №7 России по Ульяновской области по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе МИФНС №7 России по Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и принять новое решение, которым удовлетворить административный иск в полном объеме.

Указывает на неверное применение судом положений Федерального закона от 28.12.2017 №436-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 436-ФЗ). Статьей 11 указанного закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Пенсионного фонда за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ).

В данном случае налоговая инспекция обратилась к Крендельщиковой Ю.В с иском о взыскании страховых взносов в размере, определенном в соответствии с ч.1.1 и ч.1.2 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ, в связи с чем задолженность по уплате страховых взносов и пени, взыскиваемая в рамках административного искового заявления не может быть признана безнадежной к взысканию в соответствии с Федеральным законом № 436-ФЗ и списанию не подлежит. Также не подлежит применению к заявленным требованиям норма ст. 11 Федерального закона № 436-ФЗ. Указанный закон касается лишь признания безнадежной к взысканию недоимки, в том числе по пени, начисленным на недоимку по страховым взносам, образовавшейся у физических лиц по состоянию на 01.01.2017, за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч.11 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ.

В судебное заседание участники процесса не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

На основании подп. б п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели.

Согласно ч.1 ст.16 названного Федерального закона расчетом сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п.2 ч.1 ст.5 данного Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.14 этого Федерального закона.

Частью 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 данной статьи.

Частью 8 указанной статьи установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

По делу установлено, что Крендельщикова Ю.В. являлась индивидуальным предпринимателем с 2007 года по 23.10.2017.

В соответствии со ст. 1 и 5 Федерального закона № 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, Крендельщикова Ю.В. обязана была уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование. Вместе с тем страховые взносы за 2016 год ею уплачены не были.

С 01.01.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерацией в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по взысканию указанных взносов переданы налоговым органам.

Отказывая в удовлетворении требований налогового органа, суд первой инстанции сослался на положения ст.11 Федерального закона № 436-ФЗ, в соответствии с которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч.11 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно данной норме, признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч.11 ст.14 Федерального закона №212-ФЗ.

Таким образом, признается безнадежной к взысканию и подлежащей списанию не вся недоимка по страховым взносам и пени на указанную недоимку за периоды до 01.01.2017, а только недоимка, исчисленная в размере, определяемом в соответствии с ч.11 ст.14 указанного Федерального закона, которой предусматривалось взыскание страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз, то есть в повышенном размере.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском налоговый орган просил взыскать с ответчика страховые взносы в размере, исчисленном в соответствии с положениями ч.ч. 1.2 и 1.1 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ, в связи с чем положения ст.11 Федерального закона №436-ФЗ неприменимы к правоотношениям сторон в настоящем деле.

Таким образом принятое по делу решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

Начисление страховых взносов производится Крендельщиковой Ю.В в фиксированном размере в соответствии с ч.ч. 1.1, 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно ч.1.1 ст.14 данного Федерального закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п.1 ч.2 ст.12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с ч.1.2 ст.14 указанного Федерального закона фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п.3 ч.2 ст.12 данного Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Задолженность Крендельщиковой Ю.В. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год составила 19 356 руб. 48 коп.

Недоимка административного ответчика по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год составила 3796 руб. 85 коп.

В связи с наличием у Крендельщиковой Ю.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование на сумму задолженности административным истцом начислены пени в соответствии с п.3 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации.

За период с 01.01.2017 по 14.07.2017 пени на имеющуюся недоимку (в том числе за прошлые периоды) по страховым взносам составили 11 456 руб. 66 коп., на недоимку (в том числе за прошлые периоды) по страховым взносам на обязательное медицинское страхование - 1074 руб.  67 коп.

Предусмотренная законом процедура взыскания задолженности  по страховым взносам налоговым органом соблюдена.

МИФНС России №7 по Ульяновской области Крендельщиковой Ю.В выставлено требование № 51711 от 10.07.2017 об уплате задолженности по страховым взносам за 2016 год и пени за период с 01.01.2017 по 14.07.2017 на задолженность по страховым взносам, которым установлен срок уплаты задолженности 28.08.2017.

В связи с неисполнением административным ответчиком требования в установленный срок налоговый орган обратился 14.02.2018 к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании с Крендельщиковой Ю.В недоимки по страховым взносам и пеней.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 16.02.2018 МИФНС России №7 по Ульяновской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано на основании п.3 ч.3 ст.123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку судьей установлено, что требование налогового органа не является бесспорным.

Принимая во внимание, что к мировому судье за выдачей судебного приказа налоговый орган обратился в установленный законом 6-и месячный срок после истечения срока, установленного в требовании № 51711 от 10.07.2017, обращение в районный суд с настоящим иском имело место через 2 месяца после обращения к мировому судье, судебная коллегия приходит к выводу о соблюдении налоговым органом порядка и срока обращения в суд с требованиями о взыскании с административного ответчика обязательных платежей и санкций.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что Крендельщиковой Ю.В. в суд первой инстанции представлено заявление о том, что она согласна с требованиями налогового органа, с административного ответчика в пользу МИФНС России №7 по Ульяновской области подлежит взысканию недоимка за 2016 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 19 356 руб. 48 коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3796 руб. 85 коп. и пени за период с 01.01.2017 по 14.07.2017 на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 11 456 руб. 66 коп. и на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1074 руб. 67 коп.

Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абз. 10 п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской федерации с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1851 руб. 23 коп.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновкой области от 28 мая 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Крендельщиковой Юлии Вячеславовны в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2016 год в сумме 19 356 руб. 48 коп., пени за период с 01.01.2017 по 14.07.2017 на задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 11 456 руб. 66 коп., задолженность по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016 в размере 3796 руб. 85 коп., пени за период с 01.01.2017 по 14.07.2017 на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 1074 руб. 67 коп.; в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1851 руб. 23 коп.

 

Председательствующий

 

Судьи: