Судебный акт
О признании незаконным бездействия по рассмотрению заявлений
Документ от 14.08.2018, опубликован на сайте 28.08.2018 под номером 75281, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Бахарева Н.Н.                                                              Дело № 33а-3481/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               14 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи  и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

административный иск Гуськовой Элианы Гадилевны удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в части нерассмотрения в установленные сроки заявления Гуськовой Элианы Гадилевны от 31.01.2018 об оказании адресной материальной помощи, в части нарушения порядка рассмотрения заявления от 22.03.2018 о предоставлении информации.

В удовлетворении остальной части требований в иске к областному  государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гуськова Э.Г. обратилась в суд с административным иском к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГУСЗН Ульяновской области), Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области (далее – Министерство здравоохранения) о признании действий (бездействия) незаконным, обязании устранить допущенные нарушения.

В обоснование требований Гуськова Э.Г. указала, что 31.01.2018 обратилась в Управление Департамента социальной защиты населения Ленинского района г.Ульяновска с заявлением об оказании адресной материальной помощи в рамках постановления Правительства Ульяновской области от 24.03.2016 № 119-П, которым определен механизм назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам Российской Федерации, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, в целях преодоления такой ситуации.

Согласно п.п. 2.3, 2.4 данного постановления датой обращения за назначением единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи, считается дата регистрации заявления и приложенных к нему документов в учреждении социальной защиты населения - при представлении заявления и документов через учреждение социальной защиты населения. Учреждение социальной защиты населения осуществляет проверку сведений, содержащихся в представленных заявителем документах посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования) и проверку материально-бытовых условий жизни семьи в течение 10 дней с даты обращения.

Согласно ответу Департамента социальной защиты населения от 14.03.2018 пакет документов с её заявлением передан для рассмотрения в Министерство здравоохранения 22.02.2018, а окончательной датой рассмотрения заявления является 03.04.2018, что свидетельствует о нарушении срока проведения проверки и представления документов в Министерство здравоохранения.

Кроме того, 22.03.2018 в адрес Министерства здравоохранения нарочно передано её заявление о рассмотрении в кратчайшие сроки заявления о представлении адресной материальной помощи от 31.01.2018, разъяснении порядка, критериев, оснований отбора и назначения кандидатов в областную общественную комиссию по рассмотрению указанных заявлений, уведомлении о дате, времени и месте заседания областной общественной комиссии для принятия личного участия при рассмотрении заявления. Срок рассмотрения заявления истек 22.04.2018, ответ на данное заявление не был дан, что указывает на грубое нарушение Министерством здравоохранения требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Просила признать действия (бездействие) ОГУСЗН Ульяновской области, выразившиеся в нерассмотрении заявления от 31.01.2018 и нарушении Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» незаконными; признать действия (бездействие) Министерства здравоохранения,  выразившиеся в нерассмотрении заявлений от 31.01.2018 и от 22.03.2018, ненаправлении  ответа на обращение от 22.03.2018, повлекшими нарушение ст. 55 Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и постановления Правительства Ульяновской области от 24.03.2016 № 119-П незаконными; обязать ОГУСЗН Ульяновской области и Министерство здравоохранения устранить допущенные нарушения путем рассмотрения в установленном порядке её заявления об оказании адресной материальной помощи в рамках постановления Правительства Ульяновской области № 119-П от 24.03.2016, а также заявления от 22.03.2018.

Рассмотрев требования административного истца по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с принятым по делу решением, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что обращение Гуськовой Э.Г. от 22.03.2018 рассмотрено Министерством здравоохранения в сроки, установленные ст.12 Федерального закона  «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Письменный ответ от 16.04.2018 направлен истице простой почтовой корреспонденцией.

Не соглашается с выводом суда о том, что Министерство здравоохранения нарушило права истицы, не направив должным образом ответ на обращение от 22.03.2018, что явилось основанием для удовлетворения административного иска в данной части. Полагает, что неполучение Гуськовой Э.Г. ответа, не может свидетельствовать о ненадлежащем направлении Министерством здравоохранения данного ответа истице.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 24.03.2016 № 119-П «О некоторых вопросах оказания адресной материальной помощи» утверждено Положение о порядке назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи проживающим или пребывающим на территории Ульяновской области семьям граждан Российской Федерации или одиноким гражданам Российской Федерации, находящимся по независящим от них причинам в трудной жизненной ситуации, в целях преодоления такой ситуации.

Датой обращения за назначением единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи, считается дата регистрации заявления и приложенных к нему документов, предусмотренных п.2.2 названного Положения, в учреждении социальной защиты населения - при представлении заявления и документов через учреждение социальной защиты населения.

Учреждение социальной защиты населения осуществляет проверку сведений, содержащихся в представленных заявителем документах, посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования) и проверку материально-бытовых условий жизни семьи.

Учреждение социальной защиты населения в течение 10 дней с даты обращения (окончания дополнительной проверки) направляет документы, указанные в пункте 2.2  Положения, с приложением акта обследования материально-бытовых условий жизни семьи в уполномоченный орган для принятия решения о назначении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи, либо об отказе в назначении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи.

Согласно п.2.7 Положения о порядке назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, решение о назначении единовременной денежной выплаты, предоставляемой в качестве адресной материальной помощи, либо об отказе в назначении единовременной денежной выплаты принимается уполномоченным органом в срок, не превышающий 20 дней с даты получения им пакета документов, указанных в пункте 2.6 Положения, на основании предложений создаваемой в порядке, установленном уполномоченным органом, областной общественной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Судом установлено, что 31.01.2018 Гуськова Э.Г. обратилась в ОГУСЗН в г.Ульяновске с заявлением об оказании адресной материальной помощи, предоставив неполный пакет документов, содержащий заявление в свободной форме, доверенность на совершение действий от имени Гуськовой Э.Г., копии свидетельств о рождении детей и копию справки формы № 8.

Поскольку заявителем был представлен не весь объем документов, предусмотренных п.2.2 Положения о порядке назначения и осуществления единовременной денежной выплаты, Гуськова Э.Г. была уведомлена письмом от 09.02.2018 о необходимости предоставления всех документов. Данное письмо получено административным истцом 12.02.2018.

Заявление об оказании адресной материальной помощи по установленной форме с необходимыми документами представлены Гуськовой  Э.Г. в ОГУСЗН в г. Ульяновске 12.02.2018 и 16.02.2018.

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи Гуськовых был составлен 22.02.2018. В этот же день документы и заявление об оказании материальной помощи поступили в Министерство здравоохранения.

14.03.2018 Гуськовой Э.Г. дан письменный ответ о порядке рассмотрения ее заявления.

Решение по вопросу оказания материальной помощи семье Гуськовых принято на комиссии Министерства здравоохранения только 04.05.2018. О принятом решении Министерство здравоохранения направило Гуськовой Э.Г. сообщение 16.05.2018.

Принимая во внимание, что Министерством здравоохранения заявление Гуськовой Э.Г. об оказании адресной материальной помощи рассмотрено с нарушением установленного законом срока, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии незаконного бездействия данного административного ответчика в связи с нарушением срока рассмотрения заявления.

Судебная коллегия соглашается также с выводом суда о наличии оснований для признания незаконным несоблюдение Министерством здравоохранения порядка рассмотрения второго обращения Гуськовой Э.Г от 22.03.2018.

Министерством здравоохранения в суд не представлено доказательств направления в адрес заявительницы ответа на данное обращение.

Министерство здравоохранения, являясь стороной по делу, в силу ст.ст. 14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно было представить в суд доказательства в обоснование своих возражений на заявленные Гуськовой Э.Г. требования, однако, ни в суд первой инстанции, ни в апелляционную инстанцию доказательств направления в адрес заявительницы имеющегося в материалах дела ответа от 16.04.2018 не представлено.

Указание в апелляционной жалобе на то, что у суда отсутствовали основания не доверять системе делопроизводства, организованной в Министерстве здравоохранения, не может служить доказательством направления указанного ответа в адрес административного истца.

Судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности принятого по делу решения. Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда надлежаще мотивированы и судебная коллегия с ними соглашается.

Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 18 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи  и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи