Судебный акт
Ущерб от упавшего дерева
Документ от 21.08.2018, опубликован на сайте 29.08.2018 под номером 75257, 2-я гражданская, о возмещении материального ущерба, причиненного имуществу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Анципович Т.В.                                                                    Дело № 33-3414/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                        21 августа 2018 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Костюниной Н.В.,

судей  Подгорновой О.С., Аладина П.К.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления по благоустройству администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13 апреля 2018 года, по которому постановлено:

взыскать с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Управления по благоустройству администрации города Ульяновска в пользу Оброкова Павла Владимировича стоимость восстановительного ремонта   транспортного средства в размере 104 025 руб. 04 коп., расходы по оценке ущерба 8000 руб., расходы по государственной пошлине в сумме 3280 руб. 50  коп.

В иске Оброкова Павла Владимировича к открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Засвияжского района», администрации города Ульяновска отказать.

Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С., пояснения Оброкова П.В., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Оброков П.В. обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Городская управляющая компания Засвияжского района» (ОАО «ГУК Засвияжского района») о возмещении материального ущерба.

В обоснование иска указал, что 5 июля 2017 года припарковал принадлежащий ему автомобиль SUZUKI LIANA у дома №12 по проезду Полбина в г.Ульяновске.

Около 00.00 час. сработала сигнализация, на автомобиль упало дерево.

Полагая, что получение автомобилем механических повреждений вследствие падения на него дерева стало возможным вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по содержанию зеленых насаждений, просил взыскать с ответчика 115 525 руб. 04 коп, в том числе: 104 025 руб. 04 коп. – стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа; 8000 руб. – стоимость работ по проведению  экспертизы; 3500 руб. – расходы по госпошлине.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация города Ульяновска, Управление по благоустройству администрации города Ульяновска, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление муниципальной собственностью города Ульяновска, муниципальное бюджетное учреждение «Городской центр по благоустройству и озеленению», Финансовое управление администрации города Ульяновск, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Управление по охране   окружающей среды администрации города Ульяновска, УФК по Ульяновской области.

Рассмотрев требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление по благоустройству администрации города Ульяновска не соглашается с решением, просит его отменить.

По мнению автора жалобы, истцом не представлено доказательств того, что упавшее дерево принадлежало городу, информация об аварийных деревьях по указанному адресу отсутствует.

Поскольку риск случайной гибели (повреждения) имущества несет собственник, он должен предпринимать все разумные меры для предотвращения возможных неблагоприятных последствий. Истец же заведомо знал о возможных неблагоприятных последствиях для его имущества.

Возникшая ситуация, кроме того, являлась чрезвычайной.

В возражениях на апелляционную жалобу Оброков П.В. полагает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции явился лишь истец Оброков П.В. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что около 00.00 час. 6 июля 2017 года на принадлежащий Оброкову П.В. автомобиль SUZUKI LIANA, припаркованный у дома №12 по проезду Полбина в г.Ульяновске, упало дерево, в результате автомобиль получил механические повреждения.

Согласно заключению ООО Городской центр Экспертиз «Сити  Эксперт» №691 от 26 июля 2017 года, стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составила 104 025 руб. 04 коп.

Дерево находилось в аварийно-опасном состоянии, на земельном участке, не принадлежащем ни многоквартирному жилому дому, ни расположенному рядом детскому саду, территория земельного участка, на котором находилось аварийное дерево, не была разграничена.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Согласно п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом такая обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Как следует из ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно решению Ульяновской Городской Думы от 24 мая 2006 года № 90 (ред. от 30 августа 2017 года) «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» в структуре администрации города Ульяновска создано Управление по благоустройству администрации города Ульяновска.

Управление по благоустройству администрации города Ульяновска (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления в области организации благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск».

К объектам благоустройства муниципального образования «город Ульяновск» относятся, в том числе, территории общего пользования, в том числе: бульвары; парки; скверы; площади; набережные; городские пляжи; зеленые насаждения и малые архитектурные формы на улицах и автомобильных дорогах местного значения муниципального образования «город Ульяновск».

Согласно статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Согласно п.19 ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение правил благоустройства территории поселения, организация благоустройства территории поселения относятся к вопросам местного значения городского поселения.

1 июня 2017 года постановлением администрации города Ульяновска №1406 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» (далее Правила благоустройства).

В соответствии с пунктом 4.1 указанных Правил работы по благоустройству объектов благоустройства, элементов благоустройства включают, в том числе, мероприятия по уходу за деревьями и кустарниками, газонами, цветниками (полив, стрижка газонов) по установленным нормам; снос сухих, аварийных деревьев и кустарников с корчевкой пней; посадку деревьев и кустарников; подсев газонов; санитарную обрезку растений; удаление поросли, стрижку и бронирование живой изгороди; лечение ран при необходимости.

Зеленый фонд города Ульяновска представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах города Ульяновска. К зеленым насаждениям относятся деревья, кустарники, газоны и естественная травянистая растительность (пункт 15.1 Правил благоустройства).

Пункт 15.3 раздела 3 Правил благоустройства предусматривает, что структура и размещение зеленого фонда на территории города Ульяновска определяются, в том числе, в соответствии с Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 15 декабря 1999 года №153 (далее Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений).

В силу п. 5.1 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.

Согласно п.5.2 данных Правил основными составляющими системы оценки озелененных территорий являются:

- оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства;

- выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений;

- разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства;

- прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный).

Оценку состояния озелененных территорий осуществляют либо специализированные учреждения (если речь идет о зеленых насаждениях общего пользования), либо организации, предприятия и др., в ведении которых находятся эти территории, с последующим экспертным заключением по материалам обследования квалифицированными специалистами (п.5.3 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений).

Согласно п. 5.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений оценка состояния озелененных территорий осуществляется: долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; оперативная оценка - по специальному распоряжению.

Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.

Пунктами 5.7, 5.9, 5.10 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений предусмотрено, что ежегодный плановый осмотр проводится в течение всего вегетационного периода (весной и осенью - обязательно). При этом обследование охватывает все элементы зеленых насаждений и благоустройства.

Материалы всех видов ежегодной оценки обобщаются и оформляются по прилагаемой форме (Приложение 9, форма 1).

Раздел 16 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск» предусматривает, что аварийно опасные зеленые насаждения подлежат сносу либо обрезке.

К аварийно опасным относятся деревья: утратившие свою механическую устойчивость; резко изменившие наклон ствола с полеганием к земной поверхности после воздействия экстремальных погодных условий, сухие, усыхающие, перестойных пород с мягколиственной древесиной с признаками гнили и ломкими ветвями.

Согласно пункту 16.14 Правил благоустройства собственники зеленых насаждений, а также лица, ответственные за содержание зеленых насаждений, ведут учет сноса, обрезки, пересадки зеленых насаждений, а также вновь создаваемых компенсационных насаждений на отведенных и прилегающих, а также подведомственных территориях.

С учетом обстоятельств данного дела и правовых норм, регулирующих возникшие правоотношения, судом правильно разрешен вопрос о привлечении к гражданско-правовой ответственности по возмещению ущерба, причиненного истцу в связи с повреждением транспортного средства, муниципального образования «город Ульяновск» в лице Управления по благоустройству администрации города Ульяновска.

Неисполнение обязанностей ответчиком по своевременной оценке состояния указанного дерева, произрастающего на территории муниципального образования,  привело к возникновению указанного события и причинению ущерба истцу.

Обстоятельств, освобождающих ответчика от ответственности, судом не установлено. Допустимых, достоверных и достаточных доказательств в подтверждение того, что в юридически значимый период времени ответчик надлежащим образом контролировал состояние зеленых насаждений на ул.Полбина в г.Ульяновске, в том числе состояние данного дерева, стороной ответчика не представлено.

Учитывая изложенные обстоятельства, факт повреждения автомобиля истца в результате упавшего дерева, причинно-следственная связь между бездействием ответчика и причиненным истцу ущербом доказаны. Размер причиненного ущерба подтверждается материалами дела и стороной ответчика не оспаривается.

Выводы суда первой инстанции в решении соответствуют фактическим обстоятельствам дела, достаточно мотивированы, потому судебная коллегия находит их правильными. Представленные доказательства и доводы сторон оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о неблагоприятных погодных условиях, способствующих падению дерева, являются несостоятельными, поскольку ответчиком не предоставлено доказательств того, что дерево находилось в нормальном состоянии (здоровое, с нормальной развитой кроной, не поражено какими-либо вредителями), а также не представлено доказательств того, что показаний к его сносу не имелось.

При указанных обстоятельствах, повреждение автомобиля истца нельзя признать случайным, произошедшим вследствие непреодолимой силы, поскольку оно произошло вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей.

Доводы жалобы о том, что указанный выше автомобиль был припаркован вблизи деревьев, в период, когда имели место официальные предупреждения о надвигающемся шторме, и самому истцу заведомо было известно об аварийном состоянии дерева, то есть неосторожность самого истца содействовала возникновению и увеличению вреда, не могут быть учтены судом, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения истцом требований Правил дорожного движения, в том числе и правил стоянки (парковки) автомобиля.

Как правильно указал районный суд, снятое истцом видео, зафиксировавшее, что дерево имеет наклон, было сделано не с целью фиксации состояния дерева, а   снято камерой видеорегистратора случайным образом.

Доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционных жалобах не содержится, в связи с чем решение суда, проверенное по доводам жалоб, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 13 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления по благоустройству администрации города Ульяновска  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: