Судебный акт
О признании недействительным договора купли-продажи земельного участка
Документ от 14.08.2018, опубликован на сайте 29.08.2018 под номером 75256, 2-я гражданская, о признании недействительной ничтожной сделки, применении последствий недействительности сделки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                                       Дело № 33-3179/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      14 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Костенко А.П., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Клочковой Анны Сергеевны на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования  Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области к Клочковой Анне Сергеевне и исковые требования исполняющего обязанности прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Клочковой Анне Сергеевне удовлетворить.

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от 20.10.2017 № ***, заключенный между Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Клочковой Анной Сергеевной.

Прекратить право собственности Клочковой Анны Сергеевны на земельный  участок с кадастровым номером *** общей площадью 16 155 кв.м, расположенный по адресу: У*** область, Ч*** район, с. ***.

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о государственной регистрации права собственности Клочковой Анны Сергеевны  в отношении земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 16 155 кв.м, расположенного по адресу: У*** область, Ч*** район, с. ***.  

Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером *** общей площадью 16 155 кв.м, расположенном по адресу: У*** область, Ч*** район, село ***.

Взыскать с Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в пользу Клочковой Анны Сергеевны стоимость земельного участка в размере 290 608 рублей 26 копеек.

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к Муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области оставить без удовлетворения.

Взыскать с Клочковой Анны Сергеевны  в доход бюджета муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области государственную пошлину в размере 6106 рублей 08 копеек.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П.,  пояснения представителя ответчицы Ермолаевой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., считающего решение законным, обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее - Агентство) обратилось в суд с иском Клочковой А.С. о признании сделки недействительной, применении последствий её недействительности.

В обоснование заявленных требований указало, что 20.10.2017 между Агентством (продавцом) и Клочковой А.С. (покупателем) был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 16 155 кв.м, расположенного по адресу: У*** область, Ч*** район, с. ***.

Цена земельного участка составила 290 608 руб. 26 коп.

Клочкова А.С. зарегистрировала право собственности на данный земельный участок.

После заключения сделки выяснилось, что данный земельный участок   расположен в границах квартала 11 Красноярского участкового лесничества Ульяновского лесничества, то есть относится к землям лесного фонда и в силу статьи 27 Земельного кодекса РФ не мог быть передан в частную собственность.

При этом Агентство не уполномочено предоставлять земельные участки из состава земель лесного фонда.

Просило признать ничтожной сделкой договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 16 155 кв.м, расположенного по адресу: У*** область, Ч*** район, с. ***, заключенный 20.10.2017 между Агентством и Клочковой А.С.; исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности Клочковой А.С. на данный земельный участок и сведения о земельном участке.

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области, действуя в интересах Российской Федерации и Ульяновской области, обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации МО «Чердаклинский район», Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Клочковой А.С. о признании   недействительным договора купли-продажи земельного участка, отсутствующим право собственности на земельный участок. 

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: У*** область, Ч*** район, с. ***, относится к землям лесного фонда и находится в федеральной собственности.

 


В период с 17.07.2017 по 16.11.2017 данный земельный участок был ошибочно отнесен к категории земель населенных пунктов и в результате этой ошибки между Агентством и Клочковой А.С. 20.10.2017 в отношении указанного земельного участка был заключен договор купли-продажи.

При этом из генерального плана МО «Красноярское сельское поселение» усматривается, что земельный участок с кадастровым номером *** находится за пределами границ населенного пункта с. *** и непосредственно расположен на территории земель, отнесенных к землям лесного фонда.

Просил признать недействительным договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 16 155 кв.м, расположенного по адресу: У*** область, Ч*** район, с. ***, заключенный 20.10.2017 между Агентством и Клочковой А.С.; признать отсутствующим право собственности Клочковой А.С. на данный земельный участок.

Определением суда гражданские дела по искам Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области к Клочковой А.С. и  прокурора Чердаклинского района Ульяновской области к администрации МО «Чердаклинский район», Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, Клочковой А.С. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Клочкова А.С. просит решение суда отменить, исковые требования оставить без удовлетворения.

В обоснование доводов жалобы указывает, что суд недостаточно полно исследовал обстоятельства дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Полагает, что она является добросовестным приобретателем земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: У*** область, Ч*** район, с. ***, поскольку выплатила его стоимость в полном объеме, а на момент заключения договора купли-продажи земельный участок относился к землям населенных пунктов.

Федеральный закон № 280-ФЗ от 29.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» предусматривает случаи, при которых допускается изменение описания местоположения границ лесничеств, лесопарков, в том числе границ земельных участков из состава земель лесного фонда. Поскольку на земельном участке находится принадлежащее ей (ответчице) нежилое здание (конюшня), право собственности на которое возникло до 01.01.2016, а использование конюшни не связано с использованием лесов, то суд должен был применить к правоотношениям сторон нормы Федерального закона № 280-ФЗ от 29.07.2017.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность исключения земельного участка из состава земель лесного фонда.

Суд не принял во внимание нормы ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», согласно которой образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 01.01.2016 и использование которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка.

Ссылается на позицию высших судебных инстанций, согласно которой земельные участки, принадлежащие к категории особо охраняемых территорий и объектов, не являются ограниченными в обороте, если не принят нормативный правовой акт об их отнесении к особо охраняемым природным территориям. При этом в отношении земельного участка с кадастровым номером *** такой нормативный правовой акт не принимался.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Чердаклинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1,3 статьи 6  Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В силу статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

Статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 8). Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлены виды использования лесов. В этих видах использования отсутствует индивидуальное жилищное строительство и дворовые постройки.

Из материалов дела следует, что 20.10.2017 между Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области и Клочковой А.С. был заключен договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на которой не разграничена, из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: дворовые постройки, общей площадью 16 155 кв.м, по адресу: У*** область, Ч*** район, с. ***. На земельном участке расположен объект недвижимости – нежилое здание (конюшня), принадлежащий покупателю на праве собственности.

Цена земельного участка составила 290 608 руб. 26 коп.

Согласно акту приема-передачи от 30.09.2017 указанный земельный участок передан покупателю.

Право собственности Клочковой А.С. на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области 09.11.2017.

Однако, как установлено судом и следует из сообщения Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 22.01.2018, земельный участок с кадастровым номером *** расположен в границах квартала 11 Красноярского участкового лесничества Ульяновского лесничества и учтен в государственном лесном реестре (номер учетной записи ***).

Документы, подтверждающие перевод указанного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, отсутствуют.

Аналогичные сообщения имеются от Государственного казенного учреждения Ульяновской области «Ульяновское лесничество» от 18.12.2017, Агентства архитектуры  и градостроительства Ульяновской области от 24.01.2018.

При этом границы земель лесного фонда Ульяновского лесничества  установлены материалами лесоустройства 1992 года, на которые в 2004 году была осуществлена регистрация права собственности Российской Федерации.

Согласно письму  администрации МО «Красноярское сельское поселение» от 26.12.2017 спорный земельный участок находится на территории лесного фонда и располагается в зоне Н-6 «водоохраной зоны», заявления на перевод данного участка в другую категорию не поступало.

Кроме того, администрация  МО Чердаклинский район» Ульяновской области постановлением № 233 от 27.03.2018  в связи с допущенной технической ошибкой внесла изменения  в ранее принятое им постановление от 27.06.2017 в части указания категории земельного участка, указав категорию данной земли - «земли лесного фонда».

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, установив, что спорный земельный участок расположен на землях лесного фонда, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области полномочиями по отчуждению земель лесного фонда не наделено, обоснованно пришел к выводу о недействительности договора купли-продажи от 20.10.2017.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как данная сделка заключена с нарушением требований закона, при этом сделка посягает на публичные интересы, в данном случае, Российской Федерации, а выводы суда основаны на законе и подтверждаются материалами дела.

В связи с чем суд первой инстанции обоснованно прекратил право собственности Клочковой А.С. на данный земельный участок и исключил из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: У*** область, Ч*** район, с. ***.

Доводы жалобы  о применении норм ФЗ от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» и ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», судом правильно не приняты во внимание, поскольку установлено, что спорный земельный участок относится к лесному фонду, расположен в границах  лесничества в соответствии с данными государственного лесного реестра, а оборот лесного фонда не допускается.

Лесным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст.8).

Состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий определяет соответствующее Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 48.

Согласно п. 2 Положения в  состав документации о переводе, представляемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в Правительство Российской Федерации, входят: ходатайство физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления; копии документов, подтверждающих личность заявителя - физического лица, либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из Единого государственного реестра юридических лиц; акт выбора участка земель лесного фонда с приложением к нему плана (чертежа) с краткой характеристикой участка по материалам лесоустройства, описанием имеющихся на участке сооружений и объектов и указанием категории земель, прилегающих к границам участка. При наличии охранной, санитарно-защитной зон промышленного или иного объекта на участке земель лесного фонда на план (чертеж) наносятся их границы; решение органа, указанного в пункте 3 настоящего Положения, об утверждении акта выбора; акт натурного технического обследования участка земель лесного фонда, содержание, а также порядок подготовки и утверждения которого устанавливаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; схема (проект) размещаемого на участке земель лесного фонда объекта, составленная с учетом схем территориального планирования соответствующих территорий в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности и согласованная с органами архитектуры и градостроительства; справка территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере недропользования об отсутствии на выбранном участке земель лесного фонда полезных ископаемых, а при их наличии - разрешение органа государственного горного надзора на освоение указанного участка; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на участок земель лесного фонда, перевод которого предполагается осуществить; проект акта Правительства Российской Федерации о переводе; положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

Однако, как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером *** расположен в границах квартала 11 Красноярского участкового лесничества Ульяновского лесничества и учтен в государственном лесном реестре (номер учетной записи ***), находится в федеральной собственности. Документы, подтверждающие перевод указанного земельного участка из земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, отсутствуют. Кроме того, не имеется и заявления на перевод данного участка в другую категорию.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», приобретатель может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.

При указанных обстоятельствах ответчица не может быть признана добросовестным приобретателям спорного земельного участка, поскольку не выяснила, по какой причине земельный участок фактически расположен в границах квартала 11 Красноярского участкового лесничества Ульяновского лесничества и учтен в государственном лесном реестре (номер учетной записи ***), находится в федеральной собственности, то есть не проявила разумную заботливость и осмотрительность, в результате приобрела в собственность земельный участок, относящийся к землям лесного фонда.

Учитывая данные обстоятельства, суд правомерно удовлетворил исковые требования, поскольку земельный участок, принадлежащий в настоящее время  ответчице, и являющийся землей лесного фонда, выбыл из собственности Российской Федерации помимо воли собственника, предоставление земельных участков, с учетом их отнесения к землям лесного фонда, осуществлено неуполномоченным лицом, сделки по отчуждению спорных земельных участков в силу закона являются ничтожными, как не соответствующие требованиям закона.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчицы при рассмотрении дела судом первой инстанции, выражают несогласие с правильными выводами суда, но по существу их не опровергают, сводятся к иной оценке обстоятельств и доказательств по делу, которые оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

На основании вышеизложенного, обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Клочковой Анны Сергеевны - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: