Судебный акт
Кадастровая ошибка
Документ от 14.08.2018, опубликован на сайте 28.08.2018 под номером 75230, 2-я гражданская, об исправлении реестровой ошибки и установлении границ земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Николаева Н.Д.                                                        Дело № 33-3313/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          14 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Трифоновой Т.П., Васильевой Е.В.,

при секретаре Щучкиной К.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 3 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Тарасовой Ларисы Валерьевны к федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании реестровой ошибки, об установлении границ между земельными участками и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости удовлетворить частично.

Признать реестровой ошибкой сведения в описании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, в части смежной границы с земельным участком с кадастровым номером ***, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

Установить границу между земельными участками с кадастровыми номерами *** (***) и *** (г. Ульяновск, Заволжский район) в соответствии с заключением эксперта № 73 от 28.04.2018, составленным ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы», следующим образом:

- от т. 1 (расположена на расстоянии 2,05 м от т. 295 по данным ГКН) до т. 2 длиной 18,12 м;

- от т. 2 до т. 293 (по данным ГКН) длиной 5,45 м.

определив следующие координаты поворотных точек установленной межевой границы:

 

№№ точек

Х

У

Т1

509426.34

2265397.45

Т2

509444.09

2265401.11

 

В удовлетворении остальной части исковых требований и в иске к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации Тарасовой Ларисе Валерьевне отказать.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Взыскать с Тарасовой Ларисы Валерьевны в пользу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 35 380 руб.

Взыскать с федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» расходы по проведению судебной экспертизы в размере 35 380 руб.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ Нечаева В.В., Куличковой О.Н., Ганюшкина Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Тарасовой Л.В. – Володиной С.А., просившей решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Тарасова Л.В. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ о признании реестровой ошибки, об установлении границы между земельными участками и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости.

В обоснование требований указала, что является собственницей земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь 540 кв.м, адрес объекта: ***, кадастровый номер ***. Для уточнения границ и площади принадлежащего ей земельного участка она обратилась в Ульяновское государственное унитарное предприятие Бюро технической инвентаризации для выполнения кадастровых работ. Из ответа ОГУП БТИ от 22.11.2017 следует, что кадастровые работы были приостановлены, поскольку в процессе проведения предварительного анализа представленных документов, выявлена кадастровая ошибка, а именно, фактические границы уточняемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, принадлежащего ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ. В связи с этим ОГУП БТИ пришло к выводу о том, что имеет место реестровая (кадастровая) ошибка, подлежащая уточнению.

Кадастровый учет многоконтурного земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, в связи с уточнением местоположения границ осуществлен 04.05.2012 на основании межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Хасанзановой Г.Р. Работы по установлению границ земельного участка проводились картометрическим способом, границы данного земельного участка были определены без учета фактически существовавших границ земельного участка, расположенного по адресу: ***.  Вместе  с тем границы находящегося в собственности истца земельного участка сложились в течение длительного времени, участок огорожен забором, споров по фактически существующим границам земельного участка со смежными пользователями не имеется.

Принадлежащий истцу земельный участок и земельный участок ответчика являются смежными, имеют общую границу, однако согласование месторасположения границ земельного участка № *** с ней кадастровым инженером не производилось. В результате этого произошло наложение границ земельного участка ответчика на границы принадлежащего ей - истице земельного участка истца.

В связи с этим Тарасова Л.В. просила признать реестровой ошибкой сведения в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в пользовании войсковой части № 95138, общая площадь *** кв.м, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, принадлежащий Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации; установить границу между земельными участками с кадастровыми номерами *** (***) и *** (г.Ульяновск, Заволжский район) по координатам поворотных точек, установленных в заключении судебной экспертизы, обязать ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области» исключить сведения из государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером ***, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в пользовании войсковой части № 95138, общая площадь ***7 кв.., расположенного по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, принадлежащий Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, в качестве третьего лица СНТ «Дубрава», Котова М.С., Хасанзанову Г.Р.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны Российской Федерации не соглашается с решением суда, считает, что оно подлежит отмене.

В обоснование жалобы указывает на то, что не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку земельный участок находится в собственности Министерства обороны РФ. Нарушения прав истицы ФГКУ «УЛХиП» Министерства обороны Российской Федерации не допускало, участия в определении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером *** не принимало и не располагает сведениями о том, кем и каким способом был произведен его кадастровый учет. Содержание иска противоречит содержанию приложенной к нему копии кадастровой выписки на земельный участок ***. Исполнение требований искового заявления не входит в компетенцию «УЛХиП» Министерства обороны Российской Федерации. Несмотря на то, что судом в качестве соответчика был привлечен к участию в деле Департамент имущественных отношений МО РФ и МО РФ, судом не учтено, что первоначально требования были заявлены к ненадлежащему ответчику. Судом не были исследованы все необходимые доказательства. Кроме этого, изложенные в решении суда обстоятельства не соответствуют обстоятельствам дела.

Судом не было учтено, что межевание земельного участка произошло в 2012 году, то есть до его передачи в пользование «УЛХиП» Министерства обороны Российской Федерации.  На момент когда представителю «УЛХиП» Министерства обороны РФ стало известно о предъявленном исковом заявлении, он находился в служебной командировке, в связи с чем был вынужден обратится в суд с ходатайством об отложении предварительного судебного заседания, обосновав причины невозможности явки в судебное заседание. Данное ходатайство не было рассмотрено в судебном заседании.

При рассмотрении дела судом не учтено, что действия и решения администрации города Ульяновска по незаконному увеличению площади земельного участка, занимаемого СНТ «Дубрава», за счет земель, находящихся в федеральной собственности, оспариваются в судебном порядке. Постановление администрации города Ульяновска было отменено решением Ленинского районного суда города Ульяновска.

Вывод суда о том, что земельный участок истца находится в границах СНТ «Дубрава», может быть сделан только в случае, если доказано, что земельный участок, принадлежащий СНТ «Дубрава», находится в границах чертежа, прилагаемого к государственному акту №24-2-008835.

При назначении экспертизы судом не были учтены вопросы, предложенные эксперту представителем «УЛХиП» МО РФ.

Судом не учтено, что в настоящее время фактическая площадь занимаемого истицей земельного участка больше, чем указано в её правоустанавливающих документах.

При рассмотрении дела судом был нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, не созданы условия для установления фактических обстоятельств, всестороннего и полного исследования доказательств, что является основанием для отмены судебного акта.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Тарасовой Л.В. – Володина С.А. не соглашается с доводами апелляционной жалобы, решение суда считает законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились Тарасова Л.В., представители Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерства обороны РФ, ОГУП БТИ, ФГБУ «ФКП Росреестра по Ульяновской области», Управления Росреестра по Ульяновской области, СНТ «Дубрава», кадастровые инженеры Котов М.С.,  Хасанзанова Г.Р., надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о ранее учтенном многоконтурном земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, район Заволжский, площадью *** кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования по документу – в пользовании войсковой части № 95138. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 04.05.2012. Границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями законодательства. Дата проведения кадастровых работ 17.04.2012, исполнитель кадастровых работ – кадастровый инженер Хасанзанова Р.Г., номер квалификационного аттестата 73-11-92. На земельный участок осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования Федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ.

Также в ЕГРН имеются сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером ***, расположенном по адресу: ***, с декларированной  площадью *** кв.м, месторасположение границ земельного участка не уточнено. Категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для садоводства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет 27.11.2002 (дата постановки по документу 17.02.1993). Собственником указанного земельного участка является Тарасова Л.В.

Земельный участок истца находится в пределах границ земельного участка, принадлежащего СНТ «Дубрава».

Предоставление земельного участка СНТ «Дубрава» производилось следующим образом.

Постановлением главы города Ульяновска Ульяновской области за № 1671 от 02.12.1993  были внесены изменения в Постановление от 17.02.1993 № 260 «О выдаче государственных актов садоводческому товариществу «Дубрава» в Заволжском районе города Ульяновска и его членам на право пользования землей. Учитывая согласие Ульяновского военного лесничества от 29.12.1991 и администрации Заволжского района города Ульяновска  от 03.08.1993, было принято решение об изъятии от войсковой части № 95138 земельного участка площадью 4,87 га, расположенного в четвертом и седьмом кварталах военного лесничества в Заволжском районе города Ульяновска и предоставлении данного земельного участка садоводческому товариществу «Дубрава». Этим же постановлением дано указание Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Ульяновска выдать садоводческому товариществу «Дубрава» государственный акт на право постоянного пользования землями общего пользования площадью *** кв.м, а членам садоводческого товарищества «Дубрава» - государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками площадью *** кв.м.

На основании данного постановления садоводческому товариществу «Дубрава» был выдан государственный акт на земельный участок площадью *** га с описанием границ, что подтверждается копией  акта № 24-2-008835.

Таким образом, решением  главы города Ульяновска  от 02.12.1993  № 1671 СНТ «Дубрава» был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью *** га для  размещения садоводческого товарищества в Заволжском районе города Ульяновска.

Как следует из материалов дела, первоначальному владельцу земельного участка с кадастровым номером *** *** как члену СНТ  «Дубрава» на основании Постановления Мэра  г. Ульяновска от 17.02.1993 № 260 17.02.1993 был выдан государственный акт № УЛО 24-2-005716 на право пожизненного наследуемого владения на земельный участок № ***, площадью *** кв.м, расположенный в СНТ «Дубрава». Данный участок входил в состав земельного участка, предоставленного СНТ «Дубрава» в 1993 году, площадью *** га.

На основании договора купли-продажи земельного участка от 08.07.2008 земельный участок с кадастровым номером ***1 (участок № *** в *** перешел в собственность Тарасовой Л.В., что подтверждается материалами кадастрового дела в отношении данного земельного участка и свидетельством о государственной регистрации права серии 73-АТ № 750313 от 31.07.2008.

Тарасова Л.В. обратилась в Ульяновское областное государственное унитарное предприятие бюро технической инвентаризации ОГУП БТИ за предоставлением услуги по выполнению кадастровых работ по уточнению границ и площади принадлежащего ей земельного участка.

Согласно сообщению ОГУП БТИ от 22.11.2017 № 6896, выполнить кадастровые работы по уточнению границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: *** в Заволжском районе не представляется возможным в связи с тем, что в процессе проведения предварительного анализа представленных документов на уточняемый участок  выявлена кадастровая ошибка, а именно: фактические границы уточняемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного: Ульяновская область, город Ульяновск, район Заволжский (вид разрешенного использования – в пользовании войсковой части № 95138, категория земель – земли населенных пунктов). Для проведения кадастровых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером *** необходимо провести кадастровые работы  по исправлению кадастровой ошибки с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером ***.

Ранее по вопросу согласования  границ земельного участка *** с предоставлением межевого плана по исправлению кадастровой ошибки и уточнению границ и площади земельного участка  на основании заявления председателя СНТ «Дубрава» обращался кадастровый инженер Котов М.С., осуществляющий кадастровые работы по поручению СНТ «Дубрава».

ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны РФ  в согласовании границ отказало.

В соответствии со ст. 39 и 40 Федерального закона от 24 июля 2017г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

В ходе рассмотрения дела установлено, что определение границ земельного участка с кадастровым номером *** было произведено кадастровым инженером Хасанзановой Г.Р.  без согласования со смежными землепользователями, в данном случае с СНТ «Дубрава» и Тарасовой Л.В. В результате этого произошло наложении границ указанного земельного участка на земельный участок Тарасовой Л.В.

Таким образом, из материалов дела усматривается, что между сторонами, являющимися собственниками и правообладателями смежных земельных участков, возник спор об установлении границ земельных участков при согласовании ее местоположения, что послужило причиной обращения Тарасовой  Л.В. в суд с указанным иском.

Для разрешения спора, судом по делу назначалась судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы».

Заключением эксперта № 73 от 28.04.2018 установлено,  что имеет место наложение границ земельного участка с кадастровым номером *** (по данным ГКН) на границы земельного участка с кадастровым номером ***  (по данным правоустанавливающих документов). Площадь наложения составляет 44 кв.м.

Причинами выявленного наложения являются нарушения, допущенные кадастровыми инженерами в ходе проведения кадастровых работ 2008 и 2012 гг., а именно:

- кадастровыми инженерами в 2008 году не были учтены сведения о ранее учтенном земельном участке *** площадью *** га, границы которого не были установлены на время проведения межевания в соответствии с требованиями земельного законодательства (длина границы вдоль леса, примыкающей к ***, менее *** м. по данным Госакта),

- межевые планы на участок, примыкающий к СТ «Дубрава», составлялись кадастровыми инженерами в 2008 и 2012 году либо без выхода на место, либо они не предприняли мер по установлению лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.

В связи с  этим экспертным заключением определена граница между земельными участками с кадастровыми номерами *** (***) и *** (г. Ульяновск, Заволжский район) следующим образом:

- от т. 1 (расположена на расстоянии *** м от т. 295 по данным ГКН) до т. 2 длиной *** м;

- от т. 2 до т. 293 (по данным ГКН) длиной *** м.

Координаты поворотных точек вновь установленной межевой границы между участками:

 

№№ точек

Х

У

Т1

509426.34

2265397.45

Т2

509444.09

2265401.11

 

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно установил межевую границу между земельными участками с кадастровыми номерами *** (участок Тарасовой Л.В.) и ***  в соответствии с экспертным заключением, признал реестровой ошибкой содержащиеся в ГКН сведения в описании месторасположения границ земельного участка с кадастровым номером *** в части смежной границы с земельным участком Тарасовой Л.В. (п. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).  

Доводы апелляционной жалобы о том, что при проведении экспертизы эксперт не определил фактические границы земельного участка Тарасовой Л.В.,  площадь которого больше, чем по правоустанавливающим документам, на правильность принятого решения не влияет. Как следует из экспертизы, границы земельного участка Тарасовой Л.В. определены по правоустанавливающим документам,  площадь  участка *** кв.м (л.д. 8 экспертного заключения). Именно такие границы указанного земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером *** . Площадь наложения составляет *** кв.м.

Ссылка в апелляционной жалобе на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20.04.2018, которым признано незаконным и отменено постановление главы администрации г.Ульяновска № 1081 от 25.04.2017 «Об утверждении проекта межевания территории заволжского района МО огород Ульяновск» в части территории земельного участка площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, также не влияет на правильность решения суда первой инстанции.

Как было указано выше, изначально площадь земельного участка, предоставленного СНТ «Дубрава», в том числе с учетом земель, изъятых от войсковой части № 95138, составила *** га. (решение  главы города Ульяновска  от 02.12.1993  № 1671). 

Постановлением Главы администрации города Ульяновска от 25.04.2017 №1081 утвержден проект межевания территории Заволжского района муниципального образования «город Ульяновск» в части территории земельного участка СНТ «Дубрава» площадью *** кв.м.

В ходе рассмотрения Ленинским районным судом г.Ульяновска дела по иску ФГКУ «УЛХиП» МО РФ о признании указанного постановления незаконным было установлено, что увеличение земельного участка СНТ «Дубрава» произошло за счет земель Министерства обороны (за счет земельного участка с кадастровым номером ***) и без согласования с ним. При этом часть образованного в новых границах земельного участка СНТ «Дубрава» накладывается на земельный участок с кадастровым номером ***. На этом основании решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20.04.2018 вышеуказанное постановление было отменено.  Решение суда вступило в законную силу 07.08.2018.

Вместе  с тем, в рамках проведенной в настоящем деле экспертизы эксперт устанавливал, в том числе и первоначальные границы земельного участка СНТ «Дубрава» площадью *** га. Участок изображен контурами голубого цвета. Земельный участок Тарасовой Л.В. входит  в первоначальную границу участка СНТ «Дубрава».

Довод апелляционной жалобы о неправомерности взыскания с ФГКУ «УЛХиП» МО РФ расходов за проведение экспертизы как с ненадлежащего ответчика, судебная коллегия находит необоснованными.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», на Министерство обороны РФ, как на федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций.

Функции по управлению федеральным имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций возложены на Департамент имущественных отношений МО РФ.

Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России (ФГКУ «УЛХиП» МО РФ) непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и является организацией, осуществляющей свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства на землях, предоставленных для нужд Министерства Обороны РФ.

Земельный участок с кадастровым номером ***, находящийся в собственности Российской Федерации,  закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за Федеральным государственным казенным учреждением «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ (после переименования «Управление лесного хозяйства и природопользования») на основании приказа директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 10 июня 2014г. № 946.

Согласно Уставу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ учреждение является некоммерческой организацией и находится в ведомственном подчинении Министерства обороны РФ и непосредственно подчиняется Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ (п.п. 3.11). Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах в соответствии с законодательством РФ (п. 12). Учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использование, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны РФ (п. 19). Осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: проверка границ смежных землепользователей при осуществлении ими кадастрового учета земель (п. 21).  В силу п. 31 Устава учреждение имеет право осуществлять в пределах своей компетенции и в рамках предоставленных полномочий правомочия собственника  имущества, закрепленного за учреждением, а также правомочия собственника в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование министерству обороны.

Кроме того, в соответствии с приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 11.04.2014 № 491 «О полномочиях начальников территориальных управлений министерства обороны Российской Федерации» начальники территориальных управлений имущественных отношений и лесного  хозяйства Министерства обороны России наделены полномочиями на согласование межевых планов, подготовленных в результате уточнения месторасположения границы и (или) площади земельных участков, при отсутствии уменьшения площади земельного участка, указанной в межевых планах или схемах, и площади земельного участка, указанного в правоустанавливающих документах.

Таким образом, полномочия на согласовании границ земельных участков возложены на правообладателя объекта. При этом, не является юридически значим обстоятельством тот факт, что межевание земельного участка в 2012 году производилось до передачи его в пользование ответчика, тогда как согласование границ участка со смежными землепользователями в настоящее время возложено именно на ФГКУ «УЛХиП» МО РФ.

Учитывая, что принятое по делу решение соответствует положениям действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 3 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: