Судебный акт
Восстановление в очереди нуждающихся
Документ от 14.08.2018, опубликован на сайте 28.08.2018 под номером 75229, 2-я гражданская, о восстановлении на учете граждан, нуждающихся в в улучшении жилищных условий, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                          Дело № 33-3329/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     14 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Калашниковой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Борисовой Татьяны Анатольевны, Борисова Александра Владимировича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования  Борисовой Татьяны Анатольевны, Борисова Александра Владимировича к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области, муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании незаконным постановления Администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение»  от 24 февраля 2015 года № 15 о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23 декабря 1992 года, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Борисова А.В., Борисова Г.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Борисова Т.А., Борисов А.В. обратились в суд с иском к муниципальному учреждению администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о восстановлении на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.  В обоснование иска указали, что Борисов А.В. является ветераном боевых действий на территории Республики А***, имеет право на льготы в виде  первоочередного обеспечения жилой площадью. 23 декабря 1992 года их семья в составе 4-х человек была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, так как была обеспечена жилой площадью на одного члена семьи менее 8 кв.м. 21 февраля 2018 года они узнали, что постановлением Главы администрации «Октябрьское сельское поселение» № 15 от 24 февраля 2015 года они сняты  с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью каждого члена семьи общей площадью более 12 кв.м. Считали снятие семьи с учета незаконным, так как в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введение в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Просили признать незаконным постановление Администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» № 15 от 24 февраля 2015 года о снятии с учета в качестве нуждающихся, восстановить на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23 декабря 1992 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика муниципальное  учреждение Администрацию  муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное казенное учреждение Комитет жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Чердаклинского района Ульяновской области и, рассмотрев требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Борисов А.В., Борисова Т.А. просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме. В обоснование жалобы ссылаются на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Считают незаконным вывод суда о том, что они утратили право состоять на учете нуждающихся. Просят учесть, что на учет нуждающихся они были поставлены до 01 марта 2005 года в связи с тем, что не были обеспечены на тот момент учетной нормой жилой площади из расчета  8 кв.м на каждого члена семьи. По мнению автора жалобы, содержащиеся в материалах дела документы подтверждают факт постановки семьи на учет нуждающихся в декабре 1992 года. Обращают внимание, что в  учетном деле есть документы о том, что Борисова Т.А. является инвалидом *** группы, а Борисов А.В. - ветераном боевых действий. Просят учесть, что вопрос о снятии семьи с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий был принят комиссией составом четыре человека,  тогда как соответствующий протокол подписан лишь тремя членами комиссии. По мнению авторов жалобы, они сохраняют право находиться на учете нуждающихся до получения ими жилого помещения по договору социального найма.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Борисовой Т.А., третьего лица Борисова А.А., представителей ответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 10 декабря 1992 года Борисова Т.А. обратилась к председателю Октябрьского поселкового Совета народных депутатов о принятии ее и ее семьи, состоящей из трех человек (Борисова Т.А., Борисов А.В. – муж, Борисов А.А. - сын) на учет для получения жилой площади.

С 23 декабря 1992 года семья истцов поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; с этой же даты – 23 декабря 1992 года Борисов А.В. как ветеран боевых действий включен в сводный Реестр граждан Ульяновской области, имеющих право на льготное улучшение жилищных условий.

Постановлением Администрации  муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» от 24 февраля 2015 года № 15 Борисова Т.А. снята с учета нуждающихся в жилом помещении.

Основанием для снятия Борисовой Т.А. с учета послужила обеспеченность на каждого члена семьи более учетной нормы (более 12 кв.м общей площади жилья на каждого).

Борисов А.В., Борисова  Т.А., Борисов А.А. и Борисов Г.А. на основании договора на передачу жилой площади в собственность граждан в равных долях являются собственниками квартиры общей площадью 49,13 кв.м, жилой площадью 27,63 кв.м, расположенной по адресу: У*** область, Ч*** район, п.О***, пер. Ю***, д.***, кв. ***.

В жилом помещении по указанному адресу зарегистрированы: Борисов А.В. с 17 июля 1986 года, Борисова Т.А. с 03 марта 1987 года, Борисов А.А. и Борисов Г.А. с 18 июня 2003 года.

Жилищные условия семьи истцов с момента постановки на учет не изменились. Иных жилых помещений Борисовы в собственности не имеют.

Полагая незаконным снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, Борисовы обратились в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции сделал вывод о том, что истцы, поставленные на учет нуждающихся до 01 марта 20005 года, утратили право состоять на таком учете, поскольку учетной нормой жилья исходя из требований действующего жилищного законодательства (по 12 кв.м общей площади жилья на каждого члена семьи) обеспечены.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч. 4 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50).

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 данного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 52).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Так, согласно статье 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

Статья 32 Жилищного кодекса РСФСР ранее предусматривала, что право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй данной статьи.

Граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

По нормам ранее действовавшего жилищного законодательства, нуждающимися признавались граждане, обеспеченные жилой площадью ниже установленной нормы (менее 8 кв.м жилой площади на каждого члена семьи).

Как следует из материалов дела и указано выше, жилищные условия истцов, поставленных на учет в качестве нуждающихся до 01 марта 2005 года по нормам ранее действовавшего законодательства, не изменились. На каждого члена семьи приходится менее 8 кв.м жилой площади (27,63 кв.м/4 чел.)

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода об утрате Борисовыми права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым исковые требования Борисова А.В. и Борисовой Т.А. удовлетворить; признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 24 февраля 2015 года № 15 о снятии Борисовой Т.А. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; обязать администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области восстановить Борисову Т.А. с составом семьи 4 человека  на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23 декабря 1992 года.

Возлагая обязанность восстановить Борисову Т.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области, судебная коллегия исходит из положений ст. 2 Закона Ульяновской области от 06 мая 2006 года № 49-ЗО ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», согласно которым ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями городских поселений, муниципальных районов.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 16 мая 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Борисова Александра Владимировича и Борисовой Татьяны Анатольевны удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области от 24 февраля 2015 года № 15 о снятии Борисовой Татьяны Анатольевны с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области восстановить Борисову Татьяну Анатольевну с составом семьи 4 человека  на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий с 23 декабря 1992 года.

 

Председательствующий

 

Судьи