Судебный акт
Отказ в выплате единовременного пособия сотруднику органа внутренних дел
Документ от 07.08.2018, опубликован на сайте 28.08.2018 под номером 75200, 2-я гражданская, о возложении обязанности выплатить единовременное пособие, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                       Дело № 33-3277/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     07 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Маркова Николая Александровича – Михайловой Аллы Геннадьевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении иска Маркова Николая Александровича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области о признании права на получение единовременного пособия, возложении обязанности выплатить единовременное пособие, взыскании компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Маркова Н.А., его представителя Михайловой А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области Варнакова А.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Марков Н.А. обратился в суд иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области (далее – Управление Росгвардии по Ульяновской области) о признании права на получение единовременного пособия, возложении обязанности выплатить единовременное пособие, компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации с 25 декабря 1995 года. Приказом Управления Росгвардии по Ульяновской области от 30 июня 2017 года №156 л/с контракт с ним расторгнут, он уволен со службы в соответствии с п.1 ч.3 ст.82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342 -ФЗ, в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. В соответствии с ч. 5 ст. 43 Федерального закона «О полиции» при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшей прохождения службы в полиции, выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей, которое ему выплачено не было. В период с 25 августа 2016 года по 12 октября 2016 года он находился в служебной командировке в С*** регионе. 18 сентября 2016 года, находясь на службе и при исполнении служебных обязанностей, после спрыгивания с машины у него появилась резкая боль в спине с распространением в обе ноги, в связи с чем он был направлен на стационарное лечение в неврологическое отделение госпиталя МСЧ МВД РФ по Республике Д***. У него выявлены признаки ***, ***. 07 октября 2016 года он выписан на долечивание по месту жительства, больничный лист не закрыт, он транспортирован силами УМВД России по У*** области в г. Ульяновск. 20 октября 2016 года в условиях ГКУЗ «У***» он прооперирован. 24 января 2017 года военно-врачебной комиссией ФКУЗ «МСЧ УВД России по Ульяновской области» он был освидетельствован, ему поставлен диагноз: *** ***. В этом же свидетельстве о болезни указано, что заболевание получено в период военной службы. На основании статей 66а, 60в, 10в, 73г графы III расписания болезней и графы ГД 1 он признан негодным к службе в органах внутренних дел, выставлена категория «***». По рекомендации военно-врачебной комиссии предоставлено освобождение от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава органов внутренних дел. 25 августа 2017 года ему установлена инвалидность *** группы в связи с заболеванием, полученным в период военной службы. Несмотря на увольнение из органов внутренних дел по состоянию здоровья, единовременная денежная выплата ему не произведена. Своим неправомерным бездействием по выплате денежных средств ему причинен моральный вред. Просил признать за ним право на получение единовременного пособия в размере двух миллионов рублей, в связи с получением увечья или иного повреждения здоровья, исключающего возможность дальнейшей прохождения службы; обязать ответчика выплатить единовременное пособие в размере двух миллионов рублей, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда - 350 000 руб., расходы по оформлению нотариальной доверенности на представителя - 1700 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области» (далее -  ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ульяновской области») и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Маркова Н.А. – Михайлова А.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит учесть, что отказывая в иске, суд указал, что выплата единовременного пособия при увольнении предусмотрена только в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы. Суд обратил внимание, что Марков Н.А. в установленном законом порядке не обращался к ответчику для решения вопроса о выплате единовременного пособия, однако оставил без оценки факт нарушения ответчиком процедуры проверки обстоятельств получения истцом травмы и иного повреждения здоровья. Также просит учесть, что проверка по факту причинения увечья здоровью истца Управлением Росгвардии по Ульяновской области не проводилась, что повлекло за собой грубое нарушение положений законодательства и прав истца. Полагает, что заключение ВВК недействительно, поскольку в документах, представленных комиссии, отсутствовали сведения об участии истца в оспариваемый период в контртеррористической операции. Кроме того, факт участия истца в контртеррористической операции не нашёл отражения в решении суда. По мнению автора жалобы, в случае признания сотрудника органа внутренних дел негодным к службе (категория «***»), контракт с ним подлежит безусловному расторжению, а сотрудник – увольнению, то есть продолжение службы на каких-либо должностях для него невозможно. При этом сотруднику выплачивается единовременное денежное пособие.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ульяновской области, федеральное казённое учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области», просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ульяновской области»  извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Марков Н.А. проходил службу в органах внутренних дел с 25 декабря 1995 года по 02 октября 2000 года, с 01 октября 2003 года по 30 сентября 2016 года.

С 01 октября 2016 года истец проходил службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

На основании приказа Управления Росгвардии по Ульяновской области от 30 июня 2017 года № 156 л/с Марков Н.А. уволен со службы в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной экспертизы о негодности к службе.

С 01 августа 2013 года по день увольнения Марков Н.А. проходил службу в подразделении мобильного отряда особого назначения на должности ***, а затем ***.

В период с 23 января по 24 июля 2015 года Марков Н.А. на основании приказа УМВД России по Ульяновской области от 19 января 2015 года № 01 находился в служебной командировке в С*** регионе.

На основании приказа УМВД России по Ульяновской области от 12 августа 2016 года Марков Н.А. в период с 25 августа по 12 октября 2016 года также находился в служебной командировке в С*** регионе.

Согласно свидетельству о болезни № 199 от 24 января 2017 года, выданному военно-врачебной комиссией ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ульяновской области», Маркову Н.А. установлен диагноз: ***. Заболевание получено в период военной службы.

Этим же свидетельством о болезни Маркову Н.А.        на основании статей 66а, 60в, 10в, 73г графы III расписания болезней и графы ГД1 (приложение № 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 года № 523), установлена категория годности к службе «***» - не годен к службе в органах внутренних дел.

25 августа 2017 года Маркову Н.А. впервые установлена *** группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным в период военной службы.

Марков Н.А., полагая, что в связи с установленным диагнозом и категорией негодности к службе, увольнением со службы из органов внутренних дел в связи с болезнью, имеет право на выплату единовременного пособия в размере двух миллионов рублей, обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия ре усматривает.

Статьей 44 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» установлено распространить на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, положения частей 3 - 10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статьи 76 указанного Федерального закона).

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ) контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.

Частью 5 ст. 43 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» установлено, что при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.

Пунктом 22 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012 года № 590 (в редакции приказа МВД России от 19 марта 2014 года № 165), предусмотрено, что для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника в постоянно действующую комиссию по вопросам выплат представляются соответствующие документы, в том числе копия заключения Центральной военно-врачебной комиссии (военно-врачебной комиссии) о категории годности к службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и увольнению сотрудника, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма».

Пунктом 2 действовавшей до 13 мая 2018 года Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 года № 523, предусматривалось, что определение причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением ими службы в органах внутренних дел, военной службы, военных сборов устанавливается исключительно военно-врачебной экспертизой.

Поскольку у Маркова Н.А. отсутствует заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и увольнению сотрудника, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма», суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для выплаты единовременного пособия в размере двух миллионов рублей.

Заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ «МСЧ МВД России по Ульяновской области» о наличии у Маркова Н.А. заболевания, полученного в период военной службы, истцом не оспорено.

Вопреки доводам жалобы, в материалах дела имеются сведения о нахождении Маркова Н.А. в командировке на территории С*** региона с 25 августа по 12 октября 2016 года, участии истца в контртеррористической операции 1, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14 сентября 2016 года.

18 сентября 2016 года, в день, когда у истца возникло ухудшение состояния здоровья, в контртеррористической операции он участия не принимал. Как пояснил сам Марков Н.А. в суде апелляционной инстанции, 18 сентября 2016 года он в каких-либо боевых действиях не участвовал.

Из приведенных выше положений законодательства следует, что основанием для выплаты единовременного пособия в размере двух миллионов рублей является совокупность условий: получение в связи с исполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья в редакции «военная травма», невозможность в связи с таким увечьем или иным повреждением здоровья продолжать службу в органах внутренних дел.

Совокупность данных условий у Маркова Н.А. отсутствует. Доводы стороны истца о том, что само по себе увольнение со службы в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной экспертизы о негодности к службе, является достаточным основанием для выплаты единовременного пособия в размере двух миллионов рублей, не основаны на законе.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Маркова Николая Александровича – Михайловой Аллы Геннадьевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи