Судебный акт
Об обеспечении лекарствеными препаратами
Документ от 07.08.2018, опубликован на сайте 28.08.2018 под номером 75195, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                       Дело № 33-3236/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     07 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 03 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области  в интересах Хафизова Рината Раисовича удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Хафизова Рината Раисовича, *** года рождения, лекарственными препаратами *** в соответствии с рецептом серии 7318I1 №1000138868, *** в соответствии с рецептом серии 7318I1 №1000138869.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда в интересах Хафизова Р.Р. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что  Хафизов Р.Р. является инвалидом *** группы, имеет право на льготное лекарственное обеспечение. 16 февраля 2018 года лечащим врачом федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172» Федерального медико-биологического агентства (далее - ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России) Хафизову Р.Р. были выписаны рецепты на лекарственные препараты ***, ***, которые включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р.  Однако названными лекарственными препаратами по рецептам врача Хафизов Р.Р. обеспечен не был по причине отсутствия препаратов в наличии в аптечной сети.  Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно жизненно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным. Просил обязать обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Хафизова Р.Р. лекарственными препаратами *** и *** в соответствии с рецептами серии 7318I1 №1000138868, 7318I1 №1000138869.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество «УльяновскФармация» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что Министерством закупались спорные лекарственные препараты по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом. Полагает, что необеспечение Хафизова Р.Р. лекарственными препаратами возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Просит учесть, что обеспечение лекарственным препаратом по рецепту, срок годности которого истек, невозможно. Кроме того, отмечает, что медицинские показания могут измениться и Хафизов Р.Р., возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

В возражениях на жалобу прокурор г. Димитровграда просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Хафизов Р.Р., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию, наблюдается в ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России и нуждается в приеме, в том числе лекарственных препаратов ***, ***.

16 февраля 2018 года лечащим врачом Хафизову Р.Р. были выписаны рецепты на лекарственные препараты ***, ***.

Лекарственными препаратами по названным выше рецептам Хафизов Р.Р. обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Хафизова Р.Р. лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Лекарственные препараты, в приеме которых нуждается Хафизов Р.Р., включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2017 года № 2323-р. 

Вопреки утверждениям ответчика, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Хафизова Р.Р. бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить Хафизова Р.Р. лекарственными препаратами по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Хафизов Р.Р.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, так как ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Утверждения Министерства о невозможности обеспечения рецепта, срок годности которого истек, основанием к отмене судебного решения служить не могут, поскольку нуждаемость Хафизова Р.Р. в спорных лекарственных препаратах носит постоянный характер.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 03 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи