Судебный акт
Об обеспечении жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядкек
Документ от 07.08.2018, опубликован на сайте 28.08.2018 под номером 75192, 2-я гражданская, о признании бездействия администрации незаконным и обязании обеспечить благоустроенным жилым помещением по договору социального найма, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                          Дело № 33-3192/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     07 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Чердаклинского района Ульяновской области на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 04 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Филипповой Ольги Константиновны и ее несовершеннолетней дочери М*** Е*** Н***, к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» о признании незаконным бездействия при осуществлении муниципального жилищного контроля за муниципальным жилым помещением, расположенным по адресу: У*** область, Ч*** район, п. О***, ул. С***, д. ***, кв. ***, возложении обязанности  по обеспечению Филипповой Ольги Константиновны и ее несовершеннолетней дочери М*** Е*** Н*** жилым помещением по договору социального найма на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., Филипповой О.К., ее представителя Фейсканова Р.И., поддержавших доводы апелляционного представления, представителя муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Болезнова Д.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Филипповой О.К. и ее несовершеннолетней дочери М*** Е.Н., к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования  «Чердаклинский район» о признании бездействия администрации незаконным, возложении обязанности обеспечить семью Филипповой О.К. благоустроенным жилым помещением по договору социального найма. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований действующего законодательства при предоставлении гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, жилых помещений, а также ненадлежащем контроле за муниципальным жильем. Установлено, что 30 января 2016 года в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: У*** область, Ч*** район, п. П***, ул. С***, д.***, произошел пожар, в результате которого уничтожена квартира ***. Сгоревшее жилое помещение предоставлено М*** В.В. на основании ордера от 24 июля 1998 года №920. В вышеуказанной сгоревшей  муниципальной квартире по настоящее время зарегистрированы: основной квартиросъемщик М*** В.В., его внучка М*** Е.Н. и  сноха Филиппова О.К. Филиппова O.K. и ее несовершеннолетняя дочь М*** Е.Н. признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, приняты на соответствующий учет. Однако, до настоящего времени жилым помещением истцы не обеспечены. Одновременно в ходе проверки выявлен факт ненадлежащего муниципального жилищного контроля со стороны Администрации муниципального образования «Чердаклинский район», выразившийся в бездействии органа местного самоуправления при организации и проведении на территории муниципального образования проверок соблюдения обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда. Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Чердаклинский район» при осуществлении муниципального жилищного контроля за муниципальным жилым помещением, расположенным по адресу: У*** область, Ч*** район, п. О***, ул. С***, д.***, кв.***; возложить на ответчика обязанность  на основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечить Филиппову О.К. и ее несовершеннолетнюю дочь М*** Е.Н. по договору социального найма жилым помещением, отвечающем требованиям ч.2 и ч.5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Чердаклинского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. В обоснование представления ссылается на доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Указывает, что судом первой инстанции необоснованно не был принят во внимание факт признания истца и её несовершеннолетней дочери малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. Считает несостоятельным вывод суда о наличии у Филипповой О.К. и М*** Е.Н. в собственности иного жилого помещения, поскольку в рамках рассматриваемого спора не был выяснен вопрос о соответствии площади данного помещения учётной норме предоставления жилья.  Полагает, что несвоевременное выявление органом муниципального жилищного контроля свободного жилого помещения свидетельствует о бездействии ответчика и ущемлении прав истца.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение по адресу: У*** область, Ч*** район, п. П***, ул. С***, дом ***, квартира ***, является муниципальной собственностью.

Данная квартира была предоставлена М*** В.В. на основании ордера на жилое помещение от 24 июля 1998 года № 920.

Согласно справке формы № 8 в вышеуказанной квартире зарегистрированы: с 29 мая 1985 года – М*** В.В., с 09 апреля 2008 года – его внучка М*** Е.Н. и сноха Филиппова О.К.

30 января 2016 года в домовладении по адресу: У*** область, пос.П***, ул. С***, дом ***, квартира ***,  произошел пожар, в результате которого квартира уничтожена огнем.

Заключением межведомственной комиссии № 2 от 05 мая 2016 года многоквартирный жилой дом по адресу: У*** область, Ч*** район, п. П***, ул. С***, ***,  признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 19 июля 2017 года №468 Филиппова О.К. и ее дочь М*** Е.Н., *** года рождения, признаны малоимущими для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Постановлением муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области от 16 октября 2017 года №675 Филиппова О.К. и ее дочь  М*** Е.Н. признаны нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма и приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Материалами дела также установлено, что жилое помещение по адресу: У*** область, Ч*** район, п. О***, ул. С***, дом ***, квартира ***, является муниципальным.

Ранее данное жилое помещение по договору социального найма занимал Л*** В.В., а после его смерти *** года ответчик не осуществляет каких-либо действий в отношении жилого помещения.

Полагая, что со стороны муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» имеет место бездействие при осуществлении муниципального жилищного контроля за муниципальным жилым помещением по адресу: У*** область, Ч*** район, п. О***, ул. С***, дом ***, квартира ***, а права Филипповой О.К. и ее несовершеннолетней дочери М*** Е.Н., имеющих право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма вне очереди, нарушены, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований об обязании ответчика обеспечить Филиппову О.К. и ее дочь М*** Е.Н. жилым помещением по договору социального найма вне очереди на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из наличия в собственности Филипповой О.К. на основании договора мены от 21 февраля 1996 года иного жилого помещения.

Судебная коллегия находит, что выводы суда в этой части сделаны с существенным нарушением норм материального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Так, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

Как установлено судом, следует из материалов дела и указано выше, семья Филипповой ОК. из двух человек (сама Филиппова ОК. и ее дочь М*** Е.Н.) состоит в очереди лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, предусмотренной положениями пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении иска, суд не учел, что действующее жилищное законодательство (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса) не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

Материалами дела подтверждено, что Филипповой О.К. на основании договора мены от 21 февраля 1996 года принадлежит доля жилого дома по адресу: У*** область, Ч*** район, п. П***, ул. С***, дом ***.

Однако, наличие в собственности у Филипповой О.К. доли в ином жилом помещении в таком размере, при котором она продолжает оставаться нуждающейся, не может служить основанием для отказа в иске. 

Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлен ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (часть 5); при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (часть 7).

Таким образом, в соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Филипповой О.К. и ее несовершеннолетней дочери М*** Е.Н. к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» о возложении обязанности  по обеспечению Филипповой О.К. и ее несовершеннолетней дочери М*** Е.Н. жилым помещением по договору социального найма на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данной части надлежит принять новое решение, которым следует возложить на муниципальное учреждение Администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» обязанность предоставить Филипповой О.К. и ее несовершеннолетней дочери М*** Е.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах Октябрьского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области.

Вопреки доводам апелляционного представления, решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия муниципального учреждения Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» при осуществлении муниципального жилищного контроля за муниципальным жилым помещением, расположенным по адресу: У*** область, Ч*** район, п. О***, ул. С***, дом ***, квартира ***, является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено осуществление муниципального жилищного контроля в соответствии с жилищным законодательством.

Как следует из части 1.1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (ч. 2.1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из содержания указанных правовых норм следует, что муниципальный жилищный контроль направлен на соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами обязательных требований жилищного законодательства и предметом муниципального жилищного контроля не являются сами по себе жилые помещения.

На основании приведенных выше норм закона, суд пришел к верному выводу о том, что требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика при осуществлении муниципального жилищного контроля в отношении  указанного выше жилого помещения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 04 мая 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Филипповой Ольги Константиновны и ее несовершеннолетней дочери М*** Е*** Н*** к муниципальному учреждению Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» о возложении обязанности  по обеспечению Филипповой Ольги Константиновны и ее несовершеннолетней дочери М*** Е*** Н*** жилым помещением по договору социального найма на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Принять в указанной части новое решение.

Возложить на муниципальное учреждение Администрацию муниципального образования «Чердаклинский район» обязанность предоставить Филипповой Ольге Константиновне и ее несовершеннолетней дочери М*** Е*** Н*** вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах Октябрьского сельского поселения Чердаклинского района Ульяновской области.

В остальном решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Чердаклинского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи