Судебный акт
Отказ в назначении досрочной страховой пенсии
Документ от 07.08.2018, опубликован на сайте 28.08.2018 под номером 75191, 2-я гражданская, О признании решения №1080 от 21.12.2017 г. об отказе в установлении пенсии и решения №1082 от 26.12.2017 г. об отказе в назначении единовременной выплаты незаконными, включении в льготный стаж периодов работы, об обязывании назначить досрочную пенсию по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гаврилова Е.И.                                                       Дело № 33-3218/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     07 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Колесникова Александра Александровича на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 04 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Колесникова Александра Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в  г.Барыше Ульяновской области (межрайонного) о признании незаконным решений об отказе в назначении страховой пенсии по старости, об отказе в назначении единовременной выплаты и о назначении досрочной страховой пенсии по старости – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Колесников А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в  г.Барыше Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Барыше, пенсионный орган) о признании незаконными решений об отказе в назначении страховой пенсии по старости, единовременной выплате пенсионных накоплений, о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В обоснование иска указал, что решением пенсионного органа от 21 декабря 2017 года  ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. Решением пенсионного органа от 26 декабря 2017 года ему было отказано в назначении единовременной выплаты пенсионных накоплений по причине отсутствия права на страховую пенсию по старости. При этом  не были приняты к зачету в его специальный стаж периоды работы:   с 01 апреля 2007 года по 29 апреля 2008 года в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в ОАО «С***»; с 16 мая 2008 года по 14 мая 2009 года в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций в  ООО «ТрансКапСтрой»; с 02 января 1988 года по 09 февраля 1998 года в качестве прораба в колхозе «Р***» Б*** района У*** области. С решениями ответчика не согласен,  поскольку факт и периоды его работы подтверждаются соответствующими записями в трудовой книжке, справками, выпиской из индивидуального лицевого счета, которые свидетельствуют о его трудовой деятельности в тяжелых условиях. Просил признать вышеуказанные решения ответчика незаконными, включить в льготный стаж периоды работы в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций: в ОАО «С***» с 01 апреля 2007 года по 29 апреля 2008 года, в ООО «ТрансКапСтрой» с 16 мая 2008 года по 14 мая 2009 года, а также в качестве прораба  в колхозе «Р***» Б*** района У*** области с 02 января 1988 года по 09 февраля 1998 года, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента возникновения права на нее.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «ТрансКапСтрой» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Колесников А.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что факт его работы прорабом в колхозе «Р***» в период с 02 января 1988 года по 09 февраля 1998 года  подтверждается как письменными доказательствами, а именно: трудовой книжкой, постановлениями об утверждении актов ввода в эксплуатацию объектов строительства, так и показаниями свидетелей. Оценка показаний свидетелей в судебном решении отсутствует. Просит учесть, что в тот период времени все колхозы действовали на основании единого примерного Устава колхоза от 28 ноября 1969 года, которым к числу основных задач колхоза относилась обязанность удовлетворять растущие материальные и культурные потребности колхозников, в том числе путем строительства жилых домов, производственных зданий и объектов культурно-бытового назначения. В связи с этим не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы в колхозе по той причине, что последний не являлся строительной организацией. В отношении периодов работы в ОАО «С***» и ООО «ТрансКапСтрой» указывает, что не может нести ответственность за действия работодателя, не уплатившего страховые взносы по дополнительному тарифу и не представившего в пенсионный орган сведений об условиях труда. Полагает, что сам факт принятия его работу в строительную организацию на соответствующую должность на постоянной основе свидетельствует об условиях его труда.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Колесников А.В., *** года рождения, 13 декабря 2017 года  обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Барыше с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря  2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением комиссии ответчика от 21 декабря 2017 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ истцу отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.

При этом  в специальный стаж истца засчитаны периоды его работы общей продолжительностью 8 лет 10 месяцев 16 дней.

В специальный стаж Колесникова А.А. ответчиком не засчитаны  периоды работы в качестве монтажника по монтажу стальных и железобетонных конструкций: в ОАО «С***» с 01 апреля 2007 года по 29 апреля 2008 года  и в ООО «ТрансКапСтрой» с 16 мая 2008 года по 14 мая 2009 года, а также  в качестве прораба в колхозе «Р***» Б*** района с 02 января 1988 года по 09 февраля 1998 года.

Решением ответчика от 26 декабря 2017 года Колесникову А.А. отказано в назначении единовременной выплаты пенсионных накоплений по причине отсутствия права на страховую пенсию по старости. 

Полагая отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, Колесников А.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

По общему правилу, установленному ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (раздел XXIX. Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций, подраздел «а» (рабочие)).

Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда пользуются монтажники по монтажу стальных и железобетонных конструкций (2290000а-14612) по разделу XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов».     

Согласно п.12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», а также «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минтруда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года №958н, к заявлению обратившегося за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, в необходимых случаях должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих работах.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда», утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

Как указано в трудовой книжке истца, 01 апреля 2007 года он принят в филиал ОАО «С***» по строительству мостов монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций 5 разряда; 29 апреля 2008 года – уволен с указанной должности по собственному желанию по п. 3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

16 мая 2008 года Колесников А.А. принят в ООО «ТрансКапСтрой» монтажником по монтажу стальных и железобетонных конструкций 5 разряда; уволен с указанной должности по собственному желанию по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Отказывая в удовлетворении требований о зачете в специальный стаж названных выше периодов работы истца в качестве монтажника, суд правильно исходил из отсутствия документов, подтверждающих занятость Колесникова А.А. в спорные периоды на работах с тяжелыми условиями труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со Списком № 2.

Запись в трудовой книжке характер работы истца в спорные периоды не подтверждает.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемых в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.

Из материалов дела следует, что в системе государственного пенсионного страхования Колесников А.А. зарегистрирован 20 января 2000 года. Сведений об особых условиях труда в лицевом счете Колесникова А.А. за спорные периоды его работы не имеется.

При этом из справки ООО «ТрансКапСтрой», представленной по запросу суда, следует, что сам работодатель не подтверждает льготный характер работы истца.

Правильным является решение суда и в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы Колесникова А.А. в качестве прораба в колхозе «Р***» Б*** района У*** области с 02 января 1988 года по 09 февраля 1998 года.

В соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют мастера (десятники), прорабы, занятые на новом строительстве зданий и сооружений.

Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда пользуются мастера строительных и монтажных работ и производители работ (прорабы).

В представленных Колесниковым А.А. в суд первой инстанции документах за отдельные периоды разных лет о строительстве в Б*** районе, в том числе в колхозе «Р***», объектов недвижимости, фамилия истца отсутствует.

Сам колхоз, как правильно указал суд первой инстанции, не является строительной организацией, в связи с чем оснований утверждать о занятости истца в течение всего рабочего дня на работах с тяжелыми условиями труда на основании только записей в трудовой книжке, не имеется.

Пояснения свидетелей, на которые обращено внимание в жалобе, не могут быть приняты во внимание в качестве допустимых доказательств при рассмотрении настоящего спора, поскольку в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 04 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Колесникова Александра Александровича  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи