Судебный акт
Решение
Документ от 13.08.2018, опубликован на сайте 20.08.2018 под номером 75152, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-145/2018

 

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

13 августа 2018 года                                                                              г.Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Пулькиной Н.А.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

с участием прокурора Сальникова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ФГК Торг», общества с ограниченной ответственностью «ОФИС» о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. №90, в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 28 марта 2018 г. №30,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ООО «ФГК Торг» и ООО «ОФИС» обратились в суд с административным исковым заявлением к Ульяновской Городской Думе о признании не действующими в части Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. №90, в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 28 марта 2018 г. №30.

В обоснование заявленных требований указано, что ООО «ФГК Торг» является собственником земельного участка с кадастровым номером ***,  расположенного по адресу: ***, вид разрешенного использования: под многофункциональными объектами.

ООО «ОФИС» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, вид разрешенного использования: под информационным центром.

Оба участка располагались в территориальной зоне Ц3 «Зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения», градостроительный регламент, установленный для этой зоны, разрешал использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением.

Решением Ульяновской Городской Думы от 28 марта 2018 г. № 30 в Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» внесены изменения, в частности, в статью 18 «Карта градостроительного зонирования», статью 18.3 «Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Ульяновска. Район Железнодорожный», статью 20 «Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды».

Согласно указанным изменениям земельные участки административных истцов  оказались размещенными в двух территориальных зонах: Ц3 – размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения и Р2 – зеленых насаждений общего пользования, что не соответствует части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Кроме того, административные истцы указали, что они, как собственники земельных участков, с предложениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки не обращались. Полагают, что административным ответчиком нарушена процедура при утверждении изменений в Правила землепользования и застройки, поскольку вопрос об изменении территориальной зоны их участков не был предметом обсуждения на состоявшихся публичных слушаниях.

Ссылаясь на данные обстоятельства, ООО «ФГК Торг» и ООО «ОФИС» просят признать недействующими Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. №90, в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 28 марта 2018 г. №30, в части изменения территориальной зоны Ц3 на территориальную зону Р2 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами *** и ***.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска.

В судебном заседании представитель административных истцов           Мешечков А.Ю. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, дав аналогичные пояснения.

Представители Ульяновской Городской Думы Горюнов А.П., Захарова Е.С. в судебном заседании заявили о признании административного иска и согласии с доводами административного истца о несоответствии оспариваемых норм решения Ульяновской Городской Думы положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, пояснили, что решение было принято Ульяновской Городской Думой в соответствии с полномочиями, предусмотренными Градостроительным кодексом Российской Федерации, с соблюдением установленных законом процедур принятия, включая проведение публичных слушаний, и опубликования.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Бошкова Т.В. считала заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Представитель Агентства архитектуры и градостроительства Ульяновской области в судебное заседание не явился, направив отзыв, в котором указал на необходимость удовлетворения требований административных истцов.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И., полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее –
ГрК РФ) предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона №131-ФЗ).

Согласно пунктам 6, 7 статьи 1 ГрК РФ в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.

Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).

Муниципальное образование «город Ульяновск» является муниципальным образованием со статусом городского округа (статья 1 Устава муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Устав).

Согласно статьям 24, 28 Устава и статье 30 Регламента Ульяновской Городской Думы, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от
19 октября 2001 г. №155, Ульяновская Городская Дума является представительным органом муниципального образования и к её полномочиям относится утверждение правил землепользования и застройки.

Решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. №90 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (далее – Правила землепользования и застройки).

Решением Ульяновской Городской Думы от 28 марта 2018 г. №30
«О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от
13.10.2004 г. №90 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Ульяновск» Правила землепользования и застройки были изложены в новой редакции.

Изменены «Карта градостроительного зонирования» (приложение 1 к решению Ульяновской Городской Думы от 28 марта 2018 г. №30), «Карта зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды» (приложение 5 к решению Ульяновской Городской Думы от 28 марта 2018 г. №30), «Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Ульяновска. Район Железнодорожный» (приложение 6 к решению Ульяновской Городской Думы от        28 марта 2018 г. №30).

Согласно указанным картам земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** расположены в двух территориальных зонах:    Ц3 – размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения и           Р2 – зеленых насаждений общего пользования.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями
30 - 35 ГрК РФ, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (части 5, 6 статьи 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10, 11 статьи 31 ГрК РФ), проведение комиссией публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 ГрК РФ), внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 ГрК РФ).

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 ГрК РФ).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте городского округа в сети «Интернет» (часть 13 статьи 24 ГрК РФ, части 1-3 статьи 32 ГрК РФ).

В силу статьи 29 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 г. № 119, решения Ульяновской Городской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования «город Ульяновск», принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Ульяновской Городской Думы.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу через 30 дней со дня их официального опубликования (обнародования) в газете «Ульяновск сегодня», если иное не установлено муниципальным правовым актом. Официальное опубликование должно быть не позднее семи дней после принятия правового акта (статья 10 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23 сентября 2014 г. № 119).

Как следует из материалов дела, этапы процедуры подготовки проекта Правил землепользования и застройки и проектов вносимых изменений в Правила землепользования и застройки и их утверждения соблюдены. Упомянутый муниципальный правовой акт опубликован в газете «Ульяновск сегодня» от 3 апреля 2018 г. №30 и размещены на официальном сайте администрации города Ульяновска в сети «Интернет».

Таким образом, оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, их официального опубликования.

Доводы представителя административных истцов о том, что административный ответчик не вправе был без согласия собственника земельного участка изменять градостроительный регламент, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона. Положения части 3 статьи 33 ГрК РФ предусматривают возможность направления в комиссию предложений о внесении изменений в правила землепользования и застройки, в том числе органами местного самоуправления.

Вопреки доводам административных истцов, порядок проведения публичных слушаний не нарушен. Из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 5.1, 31-33), решения Ульяновской Городской Думы от 1 февраля 2006 г. №15 «Об утверждении Положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании «город Ульяновск» следует, что обсуждению подлежит проект Правил землепользования и застройки, вынесение на публичные слушания вопроса об изменении границ территориальных зон конкретных участков положениями приведенного законодательства не предусмотрено.

Протоколы публичных слушаний по обсуждению проекта изменений, вносимых в Правила землепользования и застройки, заключение о результатах публичных слушаний в материалы дела представлены.

ООО «ФГК Торг» является собственником земельного участка с кадастровым номером ***,  расположенного по адресу: ***, вид разрешенного использования: под многофункциональными объектами.

ООО «ОФИС» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: ***, вид разрешенного использования: под информационным центром.

Правилами землепользования и застройки в редакции, действовавшей до внесения изменений решением Ульяновской Городской Думы от 28 марта 2018 г.
№30, указанные земельные участки были отнесены к территориальной зоне                 Ц3 - размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения.

В связи с принятием решения от 28 марта 2018 г. №30 земельные участки, принадлежащие на праве собственности административным истцам, отнесены к двум территориальным зонам: Ц3 – размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения и Р2 – зеленых насаждений общего пользования.

Рассматривая доводы административных истцов о том, что нахождение земельных участков в двух территориальных зонах нарушает требования градостроительного законодательства Российской Федерации, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Согласно части 4 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Общественно-деловые зоны и зоны зеленых насаждений общего пользования имеют различное назначение, обусловливающее несовместимость правового режима земельных участков, отнесенных к каждой из названных зон.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения (Ц3) выделена для развития существующей и вновь строящейся комфортной застройки зон и территорий районного значения, для повышения деловой активности центров районного значения, для объектов общественно-делового назначения в сочетании с жилой застройкой, не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду и объекты культурного наследия. Зона Р2 зеленых насаждений общего пользования выделена для сохранения и обустройства озелененных пространств, при их активном использовании с возможностью строго ограниченного строительства объектов капитального строительства.

Земельные участки административных истцов были первоначально отнесены к зоне Ц3.

Таким образом, оспариваемое решение Ульяновской Городской Думы
от 28 марта 2018 г. №30, внесшее изменения в Правила землепользования и застройки, в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами *** и  *** к нескольким территориальным зонам создают неопределенность правового режима названных земельных участков.

С учетом выявленного отнесения земельных участков административных истцов к двум территориальным зонам без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации требования административных истцов о признании недействующими в оспариваемой части Правил землепользования и застройки и соответствующего решения о внесении в них изменений подлежат удовлетворению.

Поскольку Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от            13 октября 2004 г. №90, применялись, и были реализованы права граждан и организаций, то в соответствии со статьей 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд полагает, что указанный муниципальный нормативный правовой акт и внесшее в него изменения решение Ульяновской Городской Думы подлежит признанию недействующим в оспариваемой части со дня вступления решения в законную силу.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «ФГК Торг», общества с ограниченной ответственностью «ОФИС» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу решение Ульяновской городской Думы от 13 октября 2004 г. №90 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Ульяновск», в редакции решения Ульяновской Городской Думы от 28 марта 2018 г. №30, в части отображения в Приложениях №1, №5, №6  к Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Ульяновск» территориальной зоны Р2 «Зона зеленых насаждений общего пользования» на территории земельных участков с кадастровыми номерами ***,  ***.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда».

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                                       Н.А. Пулькина