Судебный акт
О признании квартиры в ЖСК наследственным имуществом
Документ от 07.08.2018, опубликован на сайте 22.08.2018 под номером 75105, 2-я гражданская, о признании права собственности на доли квартиры в порядке наследования, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                                        Дело № 33-3136/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                07 августа 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Гурьяновой О.В. и Старостиной И.М., 

при секретаре Герасимовой М.Н.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Панченко Владимира Ивановича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 10 мая 2018 года, с учетом определения суда об исправлении описки от 31 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Панченко Владимира Ивановича к Худошиной Татьяне Ивановне о признании недействительным права собственности Худошиной Татьяны Ивановны на квартиру *** дома *** по ул. *** г.***, признании права общей долевой собственности на квартиру *** дома *** по ул. *** г.***, в порядке наследования, взыскании судебных расходов, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения Панченко В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей Худошиной Т.И. - Алимовой Т.В. и Ростова Д.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Панченко В.И. обратился в суд с иском к Худошиной Т.И. о признании недействительным права собственности на жилое помещение, признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке наследования.

В обоснование иска указал, что *** умерла его мать Панченко К.И. После смерти матери открылось наследство в виде земельного участка и дачного строения, а также вкладов в Сбербанке. На указанное имущество ему и его сестре Худошиной Т.И. (ответчице по делу) были выданы свидетельства о праве собственности на наследство по закону.

Кроме перечисленного имущества, его мать являлась членом ЖСК «Елочка», выплатила пай за квартиру, расположенную по адресу: г.***, ул. ***,   д. *** кв. ***, в связи с чем полагает, что данная квартира должна быть включена в состав наследственного имущества, оставшегося после смерти матери.

Вместе с тем, собственником указанной квартиры с 2001 года является его сестра Худошина Т.И., о чем на момент смерти матери ему не было известно.

Просил признать недействительным право собственности на квартиру *** дома *** по ул*** г.***, зарегистрированное на имя Худошиной Татьяны Ивановны; признать за ним право собственности на 1/2 долю квартиры *** дома *** по ул. *** г.*** в порядке наследования; взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 9963 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, нотариус Гудовских Л.Г., ТСЖ «Ёлочка».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Панченко В.И. просит решение суда отменить и удовлетворить заявленные им требования в полном объеме. При этом указывает, что в обосновании вывода о том, что его мать добровольно передала внесенный ею пай за квартиру Худошиной Т.И. и вышла из кооператива, суд сослался на справку ТСЖ «Елочка» № *** за 2001 год. Вместе с тем, заявление матери об исключении её из кооператива, заявление Худошиной Т.И. о вступлении в кооператив, протокол общего собрания членов ЖСК, а также справка о выплате оставшейся части пая, ответчицей представлены не были.

Суд не принял во внимание справку от 10.01.1989 о выплате его матерью в январе 1989 года пая в размере 96%, справку формы № 8 от 10.01.1989, из которой следует, что на период 1989 года Панченко К.И. являлась основным квартиросъемщиком указанной квартиры, а также тот факт, что в период с февраля 1986 по февраль 1989 его мать выезжала на заработки в район Крайнего Севера и бронировала за собой  спорную квартиру.

Полагает, что указанные обстоятельства опровергают вывод суда о том, с июня 1986 года Панченко К.И. не являлась членом ЖСК.

В возражениях на апелляционную жалобу Худошина Т.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Панченко В.И. -  без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников  процесса, извещенных о времени и месте судебного  разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Поскольку лица, не явившиеся в судебное заседание, были надлежащим образом извещены о месте и времени его проведения, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельства и требованиями действующего законодательства.

Из материалов дела следует, что на основании ордера № *** от 21.07.1976 Панченко К.И. была предоставлена квартира *** в доме *** по ул. *** в городе *** в ЖСК «Ёлочка» на состав семьи: Панченко К.В., Панченко В.И. (истец), Худошина (ранее Панченко) Т.И. (ответчица).

*** Панченко К.И. умерла.

Судом установлено, что Панченко К.И. с 1986 года по день смерти в спорной квартире не проживала, с 19.02.1992 была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: г. ***, пр. ***, д. *** кв. ***.

Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Из наследственного дела, открывшегося после смерти Панченко К.И., следует, что наследниками после её смерти являются: сын – Панченко В.И. (истец), дочь – Худошина Т.И. (ответчица). Наследство состоит из земельного участка и нежилого помещения, расположенных в СНТ «Сельстроевец», денежных вкладов в ПАО «Сбербанк».

19.02.2018 Панченко В.И. и Худошиной Т.И. выданы свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок и нежилое помещение, расположенные в СНТ «Сельстроевец», денежные вклады в ПАО «Сбербанк».

Обращаясь в суд с настоящим иском, Панченко В.И. указал, что наследственным имуществом также является квартира, расположенная в ТСЖ «Елочка» по адресу: г. ***, ул. ***, д. *** кв. ***, паенакопления за которую были выплачены его матерью Панченко К.И., однако право собственности на эту квартиру было неправомерно зарегистрировано на его сестру Худошину Т.И.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской  Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Разрешая возникший спор, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доводы и возражения сторон по существу спора и пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Панченко В.И. Этот вывод подробно мотивирован судом в постановленном по делу решении, подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами и не противоречит требованиям материального закона.

В силу ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии со ст. 112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входит все принадлежащее наследодателю на день открытия наследства имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 111 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент возникновения правоотношений) граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе вступить в жилищно-строительный кооператив и получить в нем квартиру.

В соответствии со ст. 113 Жилищного кодекса РСФСР в члены жилищно-строительного кооператива могут быть приняты граждане, достигшие 18 летнего возраста, постоянно проживающие в данном населенном пункте и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Жилищно-строительный кооператив действует на основании устава, принятого в соответствии с Примерным уставом жилищно-строительного кооператива общим собранием граждан, вступивших в кооператив, и зарегистрированного в установленном порядке (ст. 114 Жилищного кодекса РСФСР).

Лицу, принятому в члены ЖСК, по решению общего собрания членов кооператива, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, предоставляется отдельная квартира, состоящая из одной или нескольких комнат, в соответствии с количеством членов семьи, суммой его паевого взноса и предельным размером жилой площади, предусматриваемым примерным уставом жилищно-строительного кооператива. Заселение квартир в доме ЖСК производится по ордерам, выдаваемым исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов (статья 118 Жилищного кодекса РСФСР).

Статьей 125 Жилищного кодекса РСФСР предусмотрено, что права и обязанности члена ЖСК, а также членов его семьи, условия пользования и основания прекращения пользования жилыми помещениями определяются уставом кооператива

Согласно подпункту «в» пункта 19 Примерного устава ЖСК, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 02.10.1965 № 1143, член кооператива имеет право с согласия общего собрания членов кооператива передать свой пай любому постоянно проживающему совместно с ним совершеннолетнему члену семьи.

Аналогичные положения содержатся в Жилищном кодексе Российской Федерации, действующем с 01.03.2005.

Согласно ч. 1 ст. 129 Жилищного кодекса Российской Федерации член жилищного кооператива приобретает право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме в случае выплаты паевого взноса полностью.

В силу ч.1, 3 ст. 130 Жилищного кодекса Российской Федерации членство в жилищном кооперативе прекращается в случае: выхода члена кооператива; исключения члена кооператива.

Из сводной ведомости по уплате ссуды членов кооператива за 1976-1979 годы, справки ЖСК «Ёлочка» следует, что стоимость пая квартиры *** дома *** по ул. *** г. *** составляет 9 740 руб. 44 коп. Панченко К.И. уплачен пай в размере 9340 руб. 58 коп.

Согласно выписке из решения общего собрания ЖСК «Ёлочка» № 8 от 20.06.1986, на основании личного заявления Панченко К.И. исключена из членов ЖСК «Ёлочка», за Худошиной Т.И. закреплена квартира *** дома *** по ул. *** г. ***, лицевой счет переведен на Худошину Т.И.

Из справки ЖСК «Ёлочка» от 26.09.2001 следует, что Худошина Т.И. является членом ЖСК «Ёлочка» на основании протокола общего собрания  № 8 от 20.06.1986 и собственником квартиры *** дома *** по ул. *** г. ***. Сумма паенакопления в размере 9740 руб. 44 коп. выплачена полностью 21.09.1991. Указанная справка послужила основанием для регистрации права собственности на спорную квартиру за Худошиной Т.И.

Согласно справке формы № 8 в спорной квартире с 19.11.1985 по 07.09.2001 и с 30.11.2001 зарегистрирована Худошина Т.И. - основной квартиросъемщик, и с 15.09.1998  Худошина А.А. – дочь.

Таким образом, доводы истца о незаконности перехода права собственности на спорную квартиру к Худошиной Т.И., нельзя признать состоятельными.

Из фактических обстоятельств дела, установленных судом первой инстанции, следует, что Панченко К.И. по добровольному волеизъявлению передала свой пай постоянно проживающему с ней члену семьи – дочери Худошиной Т.И., которая и приобрела право собственности на спорную квартиру. Действия Панченко К.И. не противоречили нормам действующего на тот момент законодательства.

При этом суд обоснованно учел то обстоятельство, что при жизни Панченко К.И. никогда не оспаривала право собственности Худошиной ТИ. на спорную квартиру. Доказательств того, что Панченко К.И. не было известно о передаче квартиры именно в собственность Худошиной Т.И., и что Панченко К.И. до момента смерти считала данную квартиру своей собственностью, истцом в нарушение требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Как следует из материалов дела и не опровергнуто истцом, Панченко К.И. с 1986 года по день смерти в спорной квартире не проживала, была зарегистрирована и проживала в квартире по адресу: г.***, пр. *** д. *** кв. ***. Именно указанная квартиры упомянута Панченко К.И. в завещании от 10.11.2014, о спорной квартире речь в завещании не шла.

По смыслу ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Из материалов дела следует, что право собственности на квартиру, расположенную по адресу: г.***, ул. ***, д. *** кв. ***, с 06.11.2001 зарегистрировано за Худошиной Т.И.

Поскольку Панченко К.И. передала пай своей дочери Худошиной Т.И., тем самым выразила свою волю относительно спорной квартиры и не намерена была оставаться в ЖСК, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что право собственности на спорную квартиру за Худошиной Т.И. было зарегистрировано на законных основаниях.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что спорное жилое помещение не вошло в наследственную массу после смерти Панченко К.И.

В данной связи оснований для удовлетворения исковых требований Панченко В.И. у суда не имелось.

Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. Кроме того, они направлены на иную оценку добытых судом доказательств, с чем судебная коллегия согласиться не может.

Ссылки в жалобе на то, что Панченко К.И. являлась членом ЖСК «Елочка» и самостоятельно выплатила большую часть пая (96%), не могут быть приняты в качестве оснований, свидетельствующих о неправильности судебного акта, поскольку данные обстоятельства не препятствовали ей, в силу закона, безвозмездно передать пай своей дочери Худошиной Т.И.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

При таких обстоятельствах принятое по делу решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 10 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Панченко Владимира Ивановича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: