Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 31.07.2018, опубликован на сайте 21.08.2018 под номером 74978, 2-я гражданская, о назначении пенсии, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                                Дело № 33-3161/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  31 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Новоспасском районе Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 26 апреля 2018 года, с учётом определения того же суда от 31 мая 2018 года об исправлении описки, по которому постановлено:

Исковые требования Игнатьева Юрия Александровича удовлетворить.

Признать решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Павловском районе от 28.09.2017 года № 47 об отказе в установлении пенсии незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное)

засчитать Игнатьеву Юрию Александровичу в специальный стаж периоды с 06.12.1989 года по 12.04.1992 года, с 04.09.1995 года по 30.09.1996 года в качестве машиниста технологических компрессоров, занятого на обслуживании газовых компрессоров,

назначить Игнатьеву Юрию Александровичу досрочную страховую пенсию в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 июля 2017 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Игнатьев Ю.А обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Павловском районе Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии.

Иск мотивирован тем, что в связи с достижением пенсионного возраста 03.07.1962 он подал заявление в Управление Пенсионного фонда РФ о назначении трудовой пенсии. К заявлению приложил документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы: трудовой договор; справки, уточняющие характер и условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с особыми условиями труда. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Ульяновской области №47 от 28.09.2017 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости было отказано, при этом не включены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды: 06.12.1989 машинист газовых технологических компрессоров на компрессорной стации №2(КС- 2а) по 4 разряду, переведён с 13.04.1992 на должность инженера газовой компрессорной стации №2(КС-2а), с 04.09.1995 принят машинистом газовых технологических компрессоров КС- 2 по 4 разряду, 01.10.1996 переведён на должность диспетчера КС-2. Характер работы в оспариваемые периоды подтверждается справками, уточняющими характер и условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, с места работы. Данные справки были получены после отказа Пенсионного Фонда РФ в Павловском районе Ульяновской области. Пенсионный Фонд обязан был назначить трудовую пенсию с момента обращения за её назначением, с 28.06.2017.

Просил признать решение Управления Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Ульяновской области № 47 от 28.09.2017 об отказе в назначении пенсии незаконным, включить периоды работы с 06.12.1989 по 13.04.1992 и с 04.09.1995 по 01.10.1996 в качестве машиниста газовых технологических компрессоров КС-№2 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Павловском районе Ульяновской области назначить пенсию досрочно с даты обращения за её назначением с 28.09.2017.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УПФ РФ в Новоспасском районе Ульяновской области (межрайонное) не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что спорные периоды работы истца имели место на территории Республики Узбекистан, соответственно, они подлежат подтверждению в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того полагает, что судом первой инстанции был ошибочно вторично включен в общий трудовой стаж Игнатьева Ю.А. период с 06.12.1989 по 30.11.1991.

Считает, что у Игнатьева Ю.А. отсутствует необходимая продолжительность общего страхового стажа, в связи с чем он не имеет права на назначение ему досрочной страховой пенсии по старости.

В возражениях на апелляционную жалобу Игнатьев Ю.А. просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия находит, что принятое судом первой инстанции решение не соответствует приведенным требованиям.

Как установлено материалами дела, 29.06.2017 Игнатьев Ю.А. обратился в Управление ПФР в Павловском районе с заявлением о назначении пенсии.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ(ГУ) в Павловском районе Ульяновской области от 28.09.2017 № 47 Игнатьеву Ю.А. отказано в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом период с 01.12.2001 по 31.12.2001 не включен в общий страховой стаж, периоды с 06.12.1989 по 13.04.1992, с 04.09.1995 по 30.09.1996 в качестве машиниста технологических компрессоров 4 разряда в компрессорной службе КС-АА З*** не включены в специальный стаж, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие постоянную занятость заявителя в указанных профессиях, а также о том, предусмотрено ли действующим законодательством Республики Узбекистан досрочное назначение пенсии в связи с опасными (вредными) условиями труда и каким нормативно-правовым актом это предусмотрено. Стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, составляет 10 лет 08 месяцев 29 дней, общий страховой стаж - 21 год 06 месяцев 28 дней.

Не согласившись с решением Управления Пенсионного фонда, истец обратился в суд с настоящим иском, полагая, что на момент обращения в пенсионный орган имел требуемые специальный и страховой стаж дающие право на назначение досрочной страховой пенсии.

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины урегулированы правоотношения в области пенсионного законодательства в отношении граждан, прибывших из названных республик бывшего СССР для проживания в Российскую Федерацию.

Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.

На основании статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», подписанного как Узбекистаном, так и Российской Федерацией, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В силу ст. 11 данного Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 года, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.

Распоряжением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», которым были утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсии лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения рекомендовано для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, учитывать трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно пп. «б» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Согласно Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 (с последующими дополнениями), правом на досрочную пенсию пользовались машинисты (компрессорщики) газовых компрессоров (кроме воздушных).

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, разделом 23 «Общие профессии» предусмотрены «машинисты технологических компрессоров, занятые на обслуживании газовых компрессоров, кроме воздушных».

Списком № 3 производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров республики Узбекистан от 12 мая 1994 года № 250, разделом 34 «Общие профессии» предусмотрены «машинисты технологических компрессоров, занятые на обслуживании газовых компрессоров, кроме воздушных».

Удовлетворяя заявленные истцом требования и признавая решение ответчика от 28.09.2017 в части отказа в зачете в страховой стаж периодов работы истца с 06.12.1989 по 12.04.1992, с 04.09.1995 по 30.09.1996 в качестве машиниста технологических компрессоров, занятого на обслуживании газовых компрессоров, необоснованным, ссылаясь на положения действующего пенсионного законодательства, регулирующие условия и порядок назначения страховой пенсии, суд исходил из того, что истцом в приведенные спорные периоды осуществлялась трудовая деятельность, дающая право на назначение досрочной страховой пенсии.

Доводы ответчика об отсутствии подтверждения компетентного органа о включении спорных периодов работы истца на территории Республики Узбекистан в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства опровергаются представленной истцом справкой, выданной З***, от 31.10.2017 № 57-01-06/1744, уточняющей характер и условия труда. Данная справка содержит сведения, подтверждающие проведение на предприятии аттестации рабочего места по условиям труда, содержит необходимые реквизиты: номер и дату, выполнена на бланке предприятия, содержит сведения об основаниях выдачи справки (первичные документы: штатное расписание, личная карточка-Т2, приказы, табели учета рабочего времени, лицевые счета, инструкции по охране труда, техническая документация по агрегатам, перечень оборудования компрессорной станции).

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал указанную справку допустимым доказательством в подтверждение стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, и правомерно удовлетворил требования истца о включении в специальный стаж периодов работы с 06.12.1989 по 12.04.1992, с 04.09.1995 по 30.09.1996 в качестве машиниста технологических компрессоров, занятого на обслуживании газовых компрессоров.

Вместе с тем, судебная коллегия принимает во внимание довод апелляционной жалобы ответчика о том, что для досрочного назначения пенсии у истца отсутствует требуемый страховой стаж - 25 лет, поскольку при принятии решения судом первой инстанции ошибочно включен в страховой стаж период с 06.12.1989 по 30.11.1991, уже включенный в страховой стаж истца пенсионным органом.

Согласно статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

С учетом включенных судом первой инстанции периодов работы истца в специальный стаж, на дату обращения за назначением пенсии специальный стаж истца составил более 12 лет 06 месяцев, однако страховой стаж Игнатьева Ю.А. установлен Пенсионным фондом как 21 год 06 месяцев 28 дней, с учетом включенных периодов в страховой стаж с 01.12.1991 по 12.04.1992 и с 04.09.1995 по 30.09.1996, страховой стаж истца составит 23 года 05 дней, в связи с чем у истца не возникло права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части назначения Игнатьеву Ю.А. досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 июля 2017 года отменить и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 26 апреля 2018 года, с учётом определения того же суда от 31 мая 2018 года об исправлении описки в части назначения Игнатьеву Юрию Александровичу досрочной страховой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 июля 2017 года отменить.

Принять в этой части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Игнатьева Юрия Александровича об обязании назначить ему досрочную страховую пенсию в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 03 июля 2017 года отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Новоспасском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: