Судебный акт
Отсутствие оснований для включения в общий трудовой стаж периоды военной службы
Документ от 31.07.2018, опубликован на сайте 08.08.2018 под номером 74848, 2-я гражданская, об обязании включении в общий трудовой и страховой стаж периода прохождения службы, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                      Дело № 33-3138/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        31 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области (межрайонного) на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Федоровой Нины Александровны к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации  в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) удовлетворить.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонное) включить Федоровой Нине Александровне в общий трудовой стаж период прохождения службы в *** с 31 декабря 1991 года по 30 ноября 2000 года.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Федоровой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Федорова Н.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о возложении обязанности включить в общий трудовой стаж период прохождения службы в *** с 31 декабря 1991 года по 30 ноября 2000 года. В обоснование иска указала, что в период с 10 ноября 1988 года по 30 ноября 2000 года она проходила службу в войсковой части ***. Пенсионный орган включил в ее трудовой стаж период службы с 10 ноября 1988 года по 30 декабря 1991 года, во включении в стаж периода службы с 31 декабря 1991 года по 30 ноября 2000 года отказал, ссылаясь на реорганизацию Вооружённых сил СССР с 30 декабря 1991 года, с чем она не согласна.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме. В обоснование жалобы указывает, что законодательно возможность включения в стаж периодов прохождения службы в Вооруженных силах другого государства не предусмотрена, соответственно, ссылка суда на п.5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР», необоснованна. Просит учесть, что нормы закона, на которые сослался суд, предусматривают возможность включения в стаж наравне с периодами прохождения службы в Вооруженных Силах Российской Федерации периодов прохождения службы в Вооруженных Сила бывшего СССР, но не более. Кроме того, отмечает, что Соглашение стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств» (далее – Соглашение от 13 марта 1992 года), является международным договором и не содержит норм, определяющих возможность приравнять к периодам работы периоды службы в Вооружённых силах бывшего СССР после их реорганизации.

В возражениях на апелляционную жалобу Фёдорова Н.А. просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 10 ноября 1988 года по 30 ноября 2000 года Федорова Н.А. проходила действительную военную службу в войсковой части ***.

Решением ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области от 21 июня 2017 года Федоровой Н.А. отказано в зачете в общий трудовой и страховой стаж периода прохождения службы в войсковой части *** с 31 декабря 1991 года по 30 ноября 2000 года.

С 11 июля 2017 года Федорова Н.А. является получателем страховой пенсии по старости.

Решением пенсионного органа Федоровой Н.А. установлена федеральная социальная доплата к пенсии на основании ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.

Полагая незаконным отказ пенсионного органа в зачете в страховой и общий трудовой стаж периода прохождения службы в войсковой части ***, Федорова Н.А. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку по нормам Соглашения от 13 марта 1992 года лицу, постоянно проживающему в Российской Федерации, в общий трудовой стаж подлежит зачету стаж, приобретенный на территории любого из государств – участников Соглашения, и в Российской Федерации при назначении трудовой пенсии служба в Вооруженных Силах подлежит учету в качестве иной деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, исковые требования Федоровой Н.А. подлежат удовлетворению.

Однако данные выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем в соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть признано законным и обоснованным.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) регулируется Соглашением от 13 марта 1992 года, где закреплены основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников Содружества Независимых Государств и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения. Российская Федерация и Украина являются участниками межгосударственного Соглашения от 13 марта 1992 года.

В соответствии со ст. ст. 1, 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Назначение пенсий гражданам государств - участников соглашения производится по месту жительства.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Согласно пункту 5 Распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года № 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным  Федеральным законом.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

При определении права на страховую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 указанного Федерального закона приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона.

Подпунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) указано, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включается в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Таким образом, из взаимосвязанных положений норм Соглашения от 13 марта 1992 года, Федерального закона № 400-ФЗ, Федерального закона № 173-ФЗ, касающихся определения страхового и общего трудового стажа, следует, что в целях оценки пенсионных прав граждан, прибывших из государств - участников Содружества Независимых Государств, в общий трудовой и страховой стаж могут включаться наравне с периодами прохождения военной службы в Российской Федерации периоды прохождения военной службы в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР.

Возможность включения в общий трудовой и страховой стаж периода военной службы в государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года после распада СССР действующим законодательством не предусмотрена.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Федоровой Н.А. к ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) в полном объеме.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 апреля 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении  исковых требований Федоровой Нины Александровны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) о включении в общий трудовой стаж периода прохождения службы в *** с 31 декабря 1991 года по 30 ноября 2000 года отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи