Судебный акт
Отказ в единовременной выплате пенсионных накоплений
Документ от 24.07.2018, опубликован на сайте 06.08.2018 под номером 74841, 2-я гражданская, об обязании выплатить единовременную выплату, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                        Дело № 33-2992/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        24 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Грудкиной Т.М.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Устинова Игоря Владимировича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Устинова Игоря Владимировича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) об обязании выплатить единовременную выплату средств пенсионных накоплений  – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Устимов И.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области (межрайонному) (далее – ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о возложении обязанности произвести единовременную выплату средств пенсионных накоплений. В обоснование иска указал, что с 01 сентября 2017 года является получателем страховой пенсии по старости. Одновременно с подачей заявления о назначении пенсии он подавал заявление на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, в чем ему было отказано протоколом от 18 сентября 2017 года на том основании, что назначенная ему пенсия не является страховой, имеет иную природу, является гарантией государства по возмещению вреда, причиненного в результате чернобыльской катастрофы. С решением ответчика не согласен, поскольку он, как ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на снижение пенсионного возраста на 10 лет. По достижении возраста 50 лет он обратился к ответчику  с заявлением о назначении пенсии по старости, и таковая была ему назначена.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Устимов И.В. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что с 1993 года он является получателем пенсии по инвалидности, связанной с военной травмой, полученной при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1). Имея статус гражданина, пострадавшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, он имеет право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста на 10 лет. По достижении возраста 50 лет он обратился в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (без фиксированной части), в чем ему было отказано, поскольку он не достиг возраста 60 лет. В ответ на его жалобу Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области было указано о его праве на досрочную страховую пенсию по старости по достижении возраста 55 лет, как инвалиду вследствие военной травмы, при наличии страхового стажа не менее 25 лет. Обращает внимание, что ранее пенсионные органы назначали «чернобыльцам» вторую страховую пенсию (без фиксированной части). Начиная с 2016 года, в назначении такой пенсии, в том числе в судебном порядке, «чернобыльцам» стали отказывать, ссылаясь на то, что данная пенсия не является страховой. В связи с этим 01 сентября 2017 года он отказался от пенсии по инвалидности, назначенной на основании Закона № 4468-1, и обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста на 10 лет. Такая пенсия ему была назначена, а в единовременной выплате средств пенсионных накоплений незаконно отказано. Не соглашается с выводом суда о том, что назначенная ему пенсионным органом и получаемая в настоящее время пенсия не является страховой.

В возражениях на жалобу ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по 31 августа 2017 года Устинов И.В. являлся получателем пенсии по инвалидности в соответствии с Законом № 4468-1 по линии Министерства обороны Российской Федерации.

С 01 сентября 2017 года выплата указанной пенсии по линии Министерства обороны Устинову И.В. прекращена в связи с переходом на пенсионное обеспечение в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска.

01 сентября 2017 года Устинов И.В. обратился в ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что прямо следует из его заявления от 01 сентября 2017 года.

Такая пенсия Устинову И.В. была назначена, и он являлся ее получателем до 01 ноября 2017 года.

С 01 ноября 2017 года выплата названной выше пенсии Устинову И.В. прекращена, с указанной даты Устинов И.В. является получателем пенсии по инвалидности на ос­новании статей 19, 21 и 22 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года по линии Министерства обороны.

Решением ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 18 сентября 2017 года Устинову И.В. отказано в установлении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений в связи с отсутствием права на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Полагая отказ в установлении единовременной выплаты средств пенсионных накоплений незаконным, Устинов И.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В соответствии со ст.4 Федерального закона № 360-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» единовременная выплата осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:

1) лицам, получающим страховую пенсию по инвалидности или страховую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренной частью 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», - по достижении возраста, указанного в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

2) лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», - при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно).

Согласно ст. 28.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 данного Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», или Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

По общему правилу, установленному ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года  № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, инвалидам вследствие военной травмы – мужчинам, достигшим возраста 55 лет.

Таким образом, положения ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года №360-ФЗ устанавливают категории лиц, имеющих право на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, при этом для лиц, указанных в п. 1 данной нормы, условием получения такой выплаты является достижение лицом возраста, указанного в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а для лиц, указанных в п. 2 данной нормы, - возникновение права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно). 

Из приведенных выше положений следует, что реализация права на выплаты за счет средств пенсионных накоплений гражданами из числа инвалидов вследствие военной травмы при наличии требуемого страхового стажа возможна для мужчин по достижении возраста 55 лет.

Поскольку в 2017 году Устинов И.В. достиг возраста 50 лет, получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 40-ФЗ «О страховых пенсиях» не является, суд первой инстанции правильно указал об отсутствии предусмотренных законом оснований для установления истцу единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции правильно указал, что пенсия по старости, назначаемая в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе с применением норм, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», не относится к страховым пенсиям, поскольку имеет иную правовую природу и является гарантией государства по возмещению гражданами вреда, причиненного в результате чернобыльской катастрофы.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно. Решение суда является правильным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Устимова Игоря Владимировича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи