Судебный акт
О присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
Документ от 10.07.2018, опубликован на сайте 30.07.2018 под номером 74661, 2-я гражданская, о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Зуева Н.В.                                                                               Дело № 33а-2898/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              10 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Курановой Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Климовой Елены Владимировны, Министерства финансов Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 05 апреля 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 28 мая 2018 года, по которому постановлено:

 

административные исковые требования Климовой Елены Владимировны удовлетворить частично.

Присудить Климовой Елене Владимировне компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Климовой Елены Владимировны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей с перечислением денежных средств на расчетный счет Климовой Елены Владимировны, открытый в Ульяновском отделении № 8588/125 ПАО Сбербанк, г. Ульяновск, кор/счет банка 30101810000000000602, БИК банка 047308602, счет получателя ***.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Климовой Елене Владимировне отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения Климовой Е.В. и её представителя Басманова А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Климова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству финансов Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. В обоснование требований указала, что решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13.10.2016 удовлетворены исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска, действующего в ее интересах, о признании незаконным отказа Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в обеспечении ее лекарственным препаратом *** (***). На Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность обеспечить ее указанным лекарственным препаратом. Исполнительное производство на основании данного решения суда возбуждено 04.04.2017, однако до настоящего времени решение не исполнено. Она не получает жизненно важного для нее лекарственного препарата, в результате чего состояние ее здоровья значительно ухудшилось, она испытывает сильные боли, не может самостоятельно передвигаться. Просила присудить ей компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 2 000 000 рублей.

К участию в деле привлечено в качестве административного ответчика Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство здравоохранения).

Рассмотрев требования Климовой Е.В. по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Климова Е.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, принятым без учета установленных по делу обстоятельств. Полагает размер взысканной компенсации необоснованно заниженным. Просит изменить решение суда и удовлетворить её требования в полном объеме. Указывает, что после вступления в законную силу решения суда об обязании Министерства здравоохранения обеспечить её лекарственным препаратом прошло более года, однако лекарство ей ни разу не предоставлялось. Средняя цена одной упаковки препарата *** (***) составляет 91 000 руб., за год ей должны были предоставить препарат 12 раз, что по стоимости эквивалентно 1 092 000 руб. Состояние её здоровья ухудшилось, и в настоящее время ей необходимо уже две упаковки препарата ежемесячно. Взысканная компенсация фактически приравнена к размеру административного штрафа, который мог быть наложен на Министерство здравоохранения в рамках исполнительного производства, и определена без учета того обстоятельства, что в случае исполнения решения суда Министерство здравоохранения понесло бы значительно большие расходы на приобретение лекарственного препарата.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Ульяновской области просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Климовой Е.В. Указывает, что истица с 2014 по 2017 года отказалась от получения лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации, в связи с чем не могла воспользоваться правом на получение необходимых лекарственных препаратов. В 2017 году у Министерства здравоохранения отсутствовала возможность исполнения решения суда, поскольку закупка лекарственных препаратов на выделенные из федерального и регионального бюджета денежные средства осуществляется в рамках перечней льготных препаратов для лиц, не отказавшихся от натуральной льготы. Закупки лекарственных препаратов для обеспечения отдельной категории граждан по бесплатным рецептам осуществляются по заявкам медицинских организаций в рамках имеющегося финансирования по мере поступления финансовых средств в бюджет Ульяновской области. В действиях Министерства здравоохранения отсутствует нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку меры для исполнения решения суда принимались.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» взыскатели при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 1 названного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Частью 3 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

По делу установлено, что вступившим в законную силу 28 февраля 2017 года решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 октября 2016 года по гражданскому делу № 2-4496/2016 на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность обеспечить Климову Е.В. лекарственным препаратом *** (***) в соответствии с медицинскими назначениями.

03.04.2017 в МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области на основании данного судебного решения возбуждено исполнительное производство №10112/17/73017-ИП. В постановлении о возбуждении исполнительного производства Министерству здравоохранения установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, однако требования исполнительного документа должником не исполнены.

В рамках исполнительного производства в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, взыскан исполнительский сбор, выносились постановления о привлечении должника к административной ответственности по статье *** КоАП РФ.

В материалах исполнительного производства имеется письмо Министерства здравоохранения в адрес Министерства финансов Ульяновской области от 21.06.2017 о выделении дополнительных средств в сумме 234,45 млн. рублей, в том числе на обеспечение льготных категорий граждан лекарственным обеспечением и на исполнение судебных решений.

19.07.2017 Министерство здравоохранения направляло в Министерство финансов Ульяновской области запрос о выделении денежных средств на исполнение решений судов об обеспечении граждан лекарственными препаратами.  

В ходе рассмотрения дела нашло подтверждение то обстоятельство, что решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13.10.2016 не исполнено, то есть лекарственный препарат Климовой Е.В. не предоставлен.

Установив указанные обстоятельства, в том числе неисполнение решения суда в течение года, оценив представленные доказательства в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.

Определяя размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 50 000 руб., суд первой инстанции принял во внимание положения ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», а также руководствовался принципом разумности и справедливости, что позволило, с одной стороны, возместить административному истцу неимущественный вред, причиненный фактом неисполнения судебного акта в разумный срок, а с другой – не допустить неосновательного обогащения.

При этом, судом обоснованно принято во внимание то обстоятельство, что выплата присужденной компенсации производится из средств бюджета Ульяновской области, которые имеют целевое назначение и подлежат направлению как на возмещение вреда вследствие нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки граждан, на реализацию прав льготных категорий граждан и прочие цели.

Таким образом, размер компенсации определен судом с учетом требований разумности и справедливости и баланса частных и публичных интересов.

Судебная коллегия не находит оснований для изменения размера присужденной Климовой Е.В. компенсации, поскольку ее размер определен судом в соответствии с требованиями Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Довод Климовой Е.В. в апелляционной жалобе на то, что размер взысканной компенсации несоразмерен расходам, которое могло понести Министерство здравоохранения в течение года на закупку требуемого лекарственного препарата, не может служить основанием для иной оценки обстоятельств дела и, соответственно, отмены решения суда, поскольку критерии нарушения прав истицы на исполнение судебного акта в разумный срок являются иными и не могут быть приравнены к стоимости лекарства, обязанность обеспечения которым возложена на Министерство здравоохранения.

Довод в апелляционной жалобе Министерства финансов Ульяновской области о том, что истица с 2014 по 2017 года отказалась от получения лекарственных препаратов в пользу денежной компенсации, в связи с чем не могла воспользоваться правом на получение необходимых лекарственных препаратов, направлен на оспаривание вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13.10.2016, в силу чего не может служить основанием для отмены решения, принятого по настоящему делу.

Несогласие Министерства финансов Ульяновской области с выводами суда о том, что Министерством здравоохранения предпринимались недостаточные и неэффективные меры для исполнения решения суда не влечет отмену принятого по делу решения, поскольку указанные выводы суда подтверждены установленными по делу обстоятельствами, основаны на объективной оценке исследованных доказательств и являются правильными.

Судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, регулирующие спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского областного суда от 05 апреля 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 28 мая 2018 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Климовой Елены Владимировны, Министерства финансов Ульяновской области– без удовлетворения

 

Председательствующий                                              

 

Судьи