Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 10.07.2018, опубликован на сайте 24.07.2018 под номером 74508, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидамиологического законодательства и о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Гельвер Е.В.                                                                       Дело № 33а-2509/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     10 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 02 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в лице Территориального отдела в Карсунском районе удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район», выразившиеся в неопределении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в с. Бояркино и д. Кеньша Инзенского района Ульяновской области.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории МО Черемушкинское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области.

Обязать администрацию МО «Инзенский район» для с. Бояркино и д. Кеньша Инзенского района Ульяновской области, входящих в состав территории МО Черемушкинское сельское поселение Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.10.2018 определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Обязать администрацию МО «Инзенский район» для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.10.2018 разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в лице Территориального отдела в Карсунском районе (далее - Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилось в суд с административным исковым заявлением к муниципальному учреждению администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по соблюдению требований санитарно-эпидемиологического законодательства и о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В обоснование административного иска Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области указало, что в состав муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области входит муниципальное образование «Черемушкинское сельское поселение», территория которого включает следующие населенные пункты: с. Черемушки, с. Аристовка, с. Большая Борисовка, с. Бояркино, д. Кеньша, С. Малая Борисовка, с. Поддубное, с. Репьевка. Водоснабжение и водоотведение на территории муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение» осуществляет МУП «Нива».

Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области в отношении МУП «Нива» в период с 30.10.2017 по 08.11.2017 была проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что водоснабжение сельского поселения осуществляется из 4-х источников водоснабжения – буровых скважин, расположенных в с.Аристовка, с.Большая Борисовка, с.Поддубное, с.Репьевка. Проверкой выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований, а именно: отсутствие проектов зон санитарной охраны на все водозаборные сооружения и водоводы в указанных селах.

Административный истец просил:

- признать незаконным бездействие администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области, выразившиеся в неопределении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в д.Бояркино, д.Кеньша Инзенского района Ульяновской области; в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области;

-обязать администрацию МО «Инзенский район» Ульяновской области для с.Бояркино и д.Кеньша Инзенского района Ульяновской области, входящих в состав территории МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.07.2018 определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей;

-обязать администрацию МО «Инзенский район» Ульяновской области для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.07.2018 разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков МУП «Нива» и администрация муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Ссылается на положения ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения относится к вопросам местного значения городского поселения.

Указывает, что на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 30.01.2015 между администрацией МО «Инзенский район» Ульяновской области и администрацией МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области было заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий, на основании которого полномочия по организации водоснабжения на территории сельского поселения исполняет администрация данного поселения. Источники водоснабжения, расположенные на территории данного муниципального образования, не числятся в реестре МО «Инзенский район» Ульяновской области, что подтверждает отсутствие прав у района распоряжаться данным имуществом, а также свидетельствует об отсутствии правовых оснований для возложения на МО «Инзенский район» Ульяновской области обязанности произвести указанные в исковом заявлении действия.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом при рассмотрении настоящего административного иска такие нарушения допущены.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах сельского поселения водоснабжения населения, водоотведения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения, решение которых возлагается на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В силу абз. 2 ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе: организация водоснабжения населения, утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Частью 1.1. статьи 6 данного Федерального закона (введена Федеральным законом от 29.12.2014 № 485-ФЗ) установлено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02» (далее – СанПиН).

Согласно пункту 1.4 СанПиН зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Пунктом п. 1.5 СанПиН установлено, что зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Пункт 1.6 СанПиН предусматривает, что организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.

Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально (п. 1.11).

Согласно пункту 1.13 СанПиН проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В соответствие с 3.2.1.1. СанПиН территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.

По делу установлено, что в соответствии с Уставом МО «Инзенский район» Ульяновской области в состав района входит МО «Черемушкинское сельское поселение».

Территорию сельского поселения составляют следующие населенные пункты: с.Черемушки, с.Аристовка, с.Большая Борисовка, с.Бояркино, дер.Кеньша, с.Малая Борисовка, д.Междуречье, с.Поддубное, с.Репьевка.

На территории сельского поселения имеется четыре буровых скважины, из которых осуществляется водоснабжение населения Черемушкинского сельского поселения.

В с.Аристовка водоснабжение осуществляется из буровой скважины №2076, расположенной в 0,3 км западнее с. Аристовка у сосновой посадки на левом берегу р.Инза.

В с.Большая Борисовка водоснабжение осуществляется из буровой скважины №70, расположенной в 50 м северо-западней окраины с. Большая Борисовка в 0,7 км юго-западней электроподстанции на левом берегу р. Инза. С этой же скважины запитан водопровод с.Черемушки.

В с.Поддубное водоснабжение осуществляется из буровой скважины №2235, расположенной на южной окраине с.Поддубное левее автодороги Малая Борисовка. С этой же скважины запитан водопровод с.Малая Борисовка.

В с.Репьевка водоснабжение осуществляется из буровой скважины №765, расположенной в западной части с.Репьевка.

Сведений о нахождении скважин в собственности района или сельского поселения не имеется. Сведения о нахождении данных объектов на балансе Инзенского района либо Черемушкинского сельское поселение также отсутствуют.

Согласно Постановлению Правительства Ульяновской области от 18.02.2015 № 45-П, принятому в соответствии с ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Ульяновской области от 10.03.2011 № 34-ЗО «О порядке разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами Ульяновской области» утвержден перечень имущества, подлежащего передаче из собственности МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области в собственность МО «Инзенский район» Ульяновской области, в соответствии с которым буровые скважины и водопроводы в с.Репьевка, с.Аристовка, с.Большая Борисовка, с.Поддубное переданы из собственности сельского поселения в собственность МО «Инзенский район» Ульяновской области.

Из представленных МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области перечнем имущества, подлежащего передаче из собственности МО «Инзенский район» Ульяновской области в муниципальную собственность МО «Черемушкинское сельское поселение» (приложение к акту № 6 от 16.12.2015) указанные буровые скважины и водопроводы подлежали передаче в собственность сельского поселения.

Таким образом, из материалов дела следует, что спорные объекты водоснабжения (скважины) не находятся ни на балансе района, ни на балансе сельского поселения.

Принимая решение об удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора в отношении МО «Инзенский район» Ульяновской области, суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, ненадлежаще оценил представленные в дело доказательства, неверно применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения.

Оценивая заключенное администрацией МО «Инзенский район» и администрацией «Черемушкинское сельское поселение» соглашение от 30.01.2015 о передаче осуществления ряда полномочий по решению вопросов местного значения, по которому администрация района передала администрации сельского поселения осуществление полномочий по организации в границах сельского поселения водоснабжения населения и организации водоотведения, суд первой инстанции пришел к выводу о заключении данного соглашения в нарушение установленного законом порядка, указав на то, что соглашением не определен объем переданных полномочий, а также на то, что оно не утверждено Советом депутатов МО «Черемушкинское сельское поселение».

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку согласно имеющимся в деле доказательствам, в том числе представленным административными ответчиками в суд апелляционной инстанции, данное соглашение о передаче администрацией района администрации сельского поселения полномочий по водоснабжению и водоотведению поселения является действующим и исполняется. Об указанном свидетельствует перечисление в 2015 – 2018 годах администрацией района администрации поселения денежных средств во исполнение данного соглашения, заключение администрацией поселения договоров на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению объектов МО «Черемушкинское сельское поселение» с МУП «Нива».

То обстоятельство, что объем предусмотренных соглашением межбюджетных трансфертов, направляемых администрацией района на реализацию администрацией поселения переданных по соглашению полномочий по водоснабжению и водоотведению на территории сельского поселения не позволяет в полном объеме решить вопросы по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства в части разработки в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории МО «Черемушкинское сельское поселение», не освобождает администрацию сельского поселения от необходимости решения вопросов водоснабжен6ия и водоотведения на основании заключенного с администрацией района соглашения от 30.01.2015.

При этом судебная коллегия приходит к выводу, что данное соглашение охватывает объем вопросов по водоснабжению и водоотведению, необходимых для обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории поселения, в том числе по определению источников хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения, по организации зон санитарной охраны таких источников хозяйственно-бытового водоснабжения и, соответственно, разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, надлежащими ответчиками по требованиям административного истца являются администрация МО «Инзенский район» Ульяновской области и администрация МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области.

Довод администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятелен. Организация водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения решается органами местного самоуправления района в силу закона. Заключение администрацией района с администрацией сельского поселения соглашения о передаче полномочий по водоснабжению и водоотведению на территории поселения не освобождает администрацию района от решения данных вопросов, о чем свидетельствует тот факт, что финансирование данного соглашение осуществляется администрацией района.

Решение вопросов по определению источников хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории сельского поселения, по организации зон санитарной охраны таких источников хозяйственно-бытового водоснабжения и разработке проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-бытового водоснабжения требует дополнительного финансирования, сверх установленных соглашением трансфертов, в силу чего администрация района не может быть освобождена от установленной законом обязанности по обеспечению водоснабжения на территории сельского поселения.

Также судебная коллегия приходит к выводу о необходимости дополнить резолютивную часть решения суда указанием об отказе в удовлетворении иска в административному ответчику МУП «Нива», поскольку суд в решении пришел к правильному выводу о том, что МУП «Нива» является ненадлежащим ответчиком по делу, однако не указал об этом в резолютивная части решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 02 апреля 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к администрации муниципального образования «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области.

Принять в данной части новое решение, которым признать незаконным бездействие администрации МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, выразившиеся в неопределении источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в с. Бояркино и д. Кеньша Инзенского района Ульяновской области.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства о разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных на территории МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области.

Обязать администрацию МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области для с. Бояркино и д. Кеньша Инзенского района Ульяновской области, входящих в состав территории МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.10.2018 определить источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, необходимые для обеспечения населения каждого из этих населенных пунктов питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Обязать администрацию МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области для каждого из населенных пунктов, входящих в состав территории МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, указанных в статье 4 Устава МО «Черемушкинское сельское поселение» Инзенского района Ульяновской области, в срок до 01.10.2018 разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Дополнить резолютивную часть решения указанием на отказ в удовлетворении требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в лице Территориального отдела в Карсунском районе к МУП «Нива».

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи