Судебный акт
Ответственность по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ
Документ от 12.07.2018, опубликован на сайте 18.07.2018 под номером 74459, Админ. надзор, КоАП: ст. 8.14 ч.1, оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу

                                                                                      Дело №  4А - 278/2018

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                12 июля 2018 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Сервис» Евсеева Вячеслава Васильевича на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области от 24 октября 2017 года, решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 января 2018 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 30 марта 2018 года по делу в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Сервис» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области от 24 октября 2017 года ООО «ЖКХ Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Основанием для вынесения указанного постановления послужили выявленные в ходе проведенной внеплановой выездной проверки в период с 17 сентября 2017 года по 21 сентября 2017 года нарушения ООО «ЖКХ Сервис» требований к охране водных объектов.

Не согласившись с этим постановлением, генеральный директор ООО «ЖКХ Сервис» Евсеев В.В. обжаловал его в Мелесский районный суд, а впоследствии и в Ульяновский областной суд.

Решением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 января 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Ульяновского областного суда от 30 марта 2018 года, постановление о привлечении ООО «ЖКХ Сервис» к административной ответственности оставлено без изменения.

В жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и решения судебных инстанций генеральный директор ООО «ЖКХ Сервис» Евсеев В.В. просит их отменить, производство по делу прекратить, поскольку вынужденный сброс сточных вод с превышением установленных нормативов ПДК вредных веществ для водных объектов осуществлялся в реку Сосновка для предотвращения более неблагоприятных последствий в  состоянии крайней необходимости. 

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.        

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, полагаю, что указанная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ предусмотрена за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства, потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлении природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу частей 1 и 3 ст. 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Сброс сточных вод в водные объекты в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возможен лишь после получения разрешения специально уполномоченного органа при условии установлении лимитов на сбросы, при этом разрабатываются мероприятия по охране окружающей среды направленные на поэтапное достижение установленных нормативов допустимых сбросов веществ.

В соответствии с ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Согласно ст. 37 Водного кодекса РФ сброс сточных вод является одной из форм водопользования.

В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 23 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ООО «ЖКХ Сервис» допустило сброс сточных вод в реку Сосновка без проекта НДС и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). Кроме того, установлено, что согласно протокола результатов КХА сточных вод № *** от 26 сентября 2017 года (л.д. 81, 82) ООО «ЖКХ Сервис» осуществляло сброс сточных вод в реку Сосновка с превышением установленных нормативов ПДК вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного назначения по следующим ингредиентам: БПК5, аммоний-ион, нитрит-ион, железо, медь, нефтепродукты, СПАВ.

Факт несоблюдения ООО «ЖКХ Сервис» приведенных выше нормативных требований и совершения правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14  КоАП РФ, подтверждается решением о проведении проверки (л.д. 83), протоколом результатов КХА сточных вод № *** от 26 сентября 2017 года (л.д. 81-82), копией решения о предоставлении водного объекта в пользование ООО «ЖКХ Сервис» № *** от 03 марта 2017 года с приложениями (л.д. 86-94)  и другими собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам ст.26.11 КоАП РФ.

Сброс неочищенных сточных вод в водный объект (реку Сосновка) с превышением допустимых концентраций сбросов веществ и микроорганизмов без соответствующего разрешения, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах начальником отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области и судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) ООО «ЖКХ Сервис» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Наказание ООО «ЖКХ Сервис» назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в минимальном размере.

Доводы жалобы о том, что правонарушение совершено в условиях крайней необходимости, были предметом обсуждения предыдущих судебных инстанций и получили надлежащую оценку.

Согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Между тем в материалах дела отсутствуют и автором жалобы не представлены доказательства наличия опасности, непосредственно угрожающей жизни и здоровью, правам и охраняемым законом интересам граждан, общества или государства и невозможности устранения этой опасности иными способами.

В то же время, действия ООО «ЖКХ Сервис» по сбросу сточных вод в водный объект с превышением установленных нормативов и в отсутствии соответствующего разрешения не могут рассматриваться как действия, направленные на устранение какой-либо угрозы жизни и здоровью, правам и охраняемым законом интересам граждан, общества или государства.

Таким образом, доводы жалобы о необходимости применения в данном случае положений ст. 2.7 КоАП РФ, поскольку сбрасывая сточные воды в реку Сосновку ООО «ЖКХ Сервис» причиняет меньший вред окружающей среде, чем тот вред, который может наступить в случае, если услуги по водоотведению обществом оказываться не будут, являются несостоятельными.

Следует также иметь в виду, что часть необходимой для деятельности ООО «ЖКХ Сервис» документации начала оформляться лишь после проведения проверки, выявившей данное правонарушение (л.д. 37-38, 41-42).

Иные доводы жалобы не опровергают обоснованности выводов предыдущих инстанций и не влекут отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных решений.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и судебных решений, не допущено.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

постановление начальника отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Ульяновской области от 24 октября 2017 года, решение судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 10 января 2018 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 30 марта 2018 года по делу в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Сервис» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ЖКХ Сервис» Евсеева Вячеслава Васильевича – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                                                 Ульяновского областного суда                                                            Болбина Л.В.