Судебный акт
Об обеспечении лекарствами
Документ от 03.07.2018, опубликован на сайте 23.07.2018 под номером 74444, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева А.В.                                                       Дело № 33-2690/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       03 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 апреля 2018 года, по которому постановлено:

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Инкина Николая Акимовича удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Инкина Николая Акимовича лекарственными препаратами по рецептам:

серии 7317I1 №1000119002 от 02.11.2017 - *** с дозировкой 7.5 мг/мл 100 мл в количестве 1 единица;

серии 7317I1 №1000118995 от 02.11.2017 - *** капсулы с порошком для ингаляций набор с дозировкой 400 мкг +12 мкг №120 в количестве 1 единица;

серии 7317I1 №1000119003 от 02.11.2017 - *** таблетки покрытые оболочкой с дозировкой 80 мг №50 в количестве 1 ед.;

серии 7317I1 №1000118997 от 02.11.2017 - *** таблетки, покрытые пленочной оболочкой с дозировкой 75 мг, №28 в количестве 1 ед.

серии 7317I1 №1000121279 от 16.11.2017 - *** капсулы дозировкой 20 мг №30 в количестве 2 ед.

серии 7317I1 №1000121280 от 16.11.2017 - *** капсулы с порошком для ингаляций набор с дозировкой 400 мкг +12 мкг №120 в количестве 1 единица;

серии 7317I1 №1000126804 от 14.12.2017 - *** капсулы с порошком для ингаляций набор с дозировкой 400 мкг +12 мкг №120 в количестве 1 единица;

серии 7318I1 №1000130080 от 09.01.2018 - *** капсулы с порошком для ингаляций набор с дозировкой 400 мкг +12 мкг №120 в количестве 1 единица;

серии 7318I1 №1000132724 от 18.01.2018 - *** таблетки, покрытые кишечнорастворимой пленочной оболочкой в дозировке 100 мг №30 в количество 1 ед.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Инкина Николая Акимовича затраченные на приобретение лекарственных средств, денежные средства в размере 1421,05 руб.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с указанным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Инкина Н.А., в обосновании иска указав, что Инкин Н.А., *** г.р., является инвалидом *** группы, имеет заболевание: «***», в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача.

02.11.2017, 16.11.2017, 14.12.2017, 09.01.2018, 18.01.2018 Инкину Н.А. выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов «***», «***», «***», «***», «***», «***».

При обращении в аптечный пункт АО «УльяновскФармация», в котором осуществляется льготный отпуск лекарственных препаратов, в выдаче указанных медицинских препаратов отказали по причине отсутствия их в наличии.

12.02.2018 Инкину Н.А. выписали рецепт на получение лекарственного препарата «***”, который также не был ему видан в виду его отсутствия, в связи с чем Инкин Н.А. приобрел его за свои собственные денежные средства в размере 1421,05 руб.

Невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатным жизненно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь и является незаконным.

С учетом уточнения требований, просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Инкина Н.А. лекарственными препаратами «***», «***», «***», «***», «***», «***» в соответствии с назначением врача по рецептам от 02.11.2017 серия 7317I1 №1000118997, 1000119003, 1000118995, 1000119002, от 16.11.2017 серия 7317I1 №1000121279, 1000121280, от 14.12.2017 серия 7317I1 №1000126804, от 09.01.2018 серия 7318I1 №1000130080, от 18.01.2018 серия 7318I1 №1000132724; взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Инкина Н.А. денежные средства в размере 1421,05 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата «***».     

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что в 2017 году Министерством закупались спорные лекарственные препараты согласно соответствующему государственному контракту.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Согласно сведениям Региональной медицинской информационной системы Инкин Н.А. в 2017-2018 годах обеспечивался лекарственными препаратами «***», ***», «***», «***», «***», «***» согласно выписанным рецептам.

Считает, что необеспечение истца лекарственными препаратами по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Поясняет, что обеспечение лекарственными препаратами производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, которые имеют срок годности, по истечению которого Министерство не вправе выдать истцу спорное лекарство.

Указывает на наличие срока годности лекарственных препаратов, в соответствии с чем они не подлежат запасам впрок.

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.

Кроме того считает, что медицинские показания Инкина Н.А. могут измениться, и он, возможно, будет обеспечиваться другими лекарственными препаратами.

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить истца спорными лекарственными препаратами по рецептам, выписанным в 2017 году, по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Димитровграда Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Инкин Н.А., *** года рождения, является инвалидом *** группы, имеет право на льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального бюджета, ему назначено применение по льготным рецептам ряда лекарственных препаратов.

02.11.2017, 16.11.2017, 14.12.2017, 09.01.2018, 18.01.2018 Инкину Н.А. были выписаны льготные рецепты на лекарственные препараты «***», «***», «***», «***», «***», «***». Данными медицинскими препаратами Инкин Н.А. не был обеспечен в связи с отсутствием в аптеке.

Истец за счет собственных средств приобрел 25.02.2018 одну упаковку лекарственного препарата *** по рецепту серии 7318I1 №1000137611 от 12.02.2018 на сумму 1421,05 руб.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

На основании п.1.2. Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 18 мая 2015 года № 11/204-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области», Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области по всем правам и обязательствам в пределах установленных полномочий.

В силу п.п.3 п.2.1.2 вышеуказанного Положения Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 ст.6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей инвалидов.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Пунктом 2.2.1 Положения Министерство осуществляет организацию обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Инкин Н.А. на основании ст.ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями по рецептам на лекарственные препараты и медицинские изделия.

Учитывая, что Федеральным законом «О государственной социальной помощи» отдельным категориям граждан не предусмотрено положение о предоставлении указанной социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным. Отсутствие медицинских препаратов в аптечной сети не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

При этом руководствуясь положениями ст. 15 Гражданского кодекса РФ, суд первой инстанции правомерно отнес к убыткам расходы истца на приобретение лекарственного препарата «***» в размере 1421,05 руб. Количество приобретенных истцом самостоятельно лекарственного препарата соответствует указанному в рецепте серии 7318I1 №1000137611 от 12.02.2018.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе на получение лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Инкина Н.А. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Ссылка в жалобе на невозможность обеспечения лекарственными препаратами по рецептам, срок действия которых истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 04 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: