Судебный акт
Осуждение по ч.2 ст.309 УК РФ законно и обоснованно
Документ от 11.07.2018, опубликован на сайте 17.07.2018 под номером 74421, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 309 ч.2, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

Постановление президиума

Документ от 21.06.2018, опубликован на сайте 26.06.2018 под номером 73876, Президиум уголовный, УК РФ: ст. 309 ч.2, ДРУГОЕ постановление С УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ жалобы (представления) И ОСТАВЛЕНИЕМ В СИЛЕ РЕШЕНИЯ 1ой ИНСТАНЦИИ

Приговор изменен: исключена ссылка на ст. 73 УК РФ.

Документ от 25.04.2018, опубликован на сайте 01.06.2018 под номером 73412, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 309 ч.2 , ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ИЗМЕНЕН: БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ квалификации: С УСИЛЕНИЕМ наказания - С ОТМЕНОЙ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Садыкова Л.В.

Дело № 22-1304/2018  

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ     ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск

 11 июля 2018 года

 

Ульяновский областной суд в составе:

председательствующего Кабанова В.А.,

с участием прокурора Лобачевой А.В.,

потерпевшей П*** А.И.,                                    

осужденного Ильмерзина И.В. и его защитника –  адвоката Глухова С.А.,

при секретаре  Хисматуллиной А.С.                                     

рассмотрел в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционной жалобе потерпевшей П*** А.И. и апелляционному представлению государственного обвинителя - помощника прокурора Заволжского района  Мишедаевой И.М. на приговор Заволжского районного суда г. Ульяновска от 19 марта 2018 года, которым

 

ИЛЬМЕРЗИН  Иван Валерьевич,

*** ранее судимый Димитровградским городским судом Ульяновской области:

25 декабря 2006 года (с учетом постановления Заволжского районного суда г.Ульяновска от 04 апреля 2011 года) по п. «а» ч.2 ст. 161 УК РФ (в редакции ФЗ-26 от 07 марта 2011 года), с применением ст. 70 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 5 лет 5 месяцев, освобожден 20 октября 2011 года по отбытии срока наказания;

24 октября 2014 года по ст.314.1 УК РФ с применением ст.70 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 7 месяцев, освобожден 22 мая 2015 года по отбытии срока наказания;

 

осужден по ч.2 ст.309 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы.

На основании ст.73 УК РФ назначенное наказание постановлено считать условным с испытательным сроком в 2 года, с возложением обязанности: не менять постоянного места жительства, без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденных и один раз в месяц являться на регистрацию в  этот  орган, осуществляющий исправление осужденного, в дни им установленные.

Постановлено: меру процессуального принуждения в отношении Ильмерзина И.В. в виде обязательства о явке оставить без изменения;

взыскать с него в доход федерального бюджета РФ  3300 рублей.

Судом решен вопрос о вещественных доказательствах.

Доложив содержание приговора, существо апелляционного представления, жалобы и возражений, выслушав выступления участников процесса, исследовав дополнительные материалы, суд апелляционной инстанции

 

УСТАНОВИЛ:

 

Ильмерзин И.В. признан виновным в принуждении потерпевшей П*** А.И. к уклонению от дачи показаний, соединенное с угрозой уничтожением, повреждением имущества этого лица.

 

Преступление им было совершено *** мая 2017 года в З*** районе г.У*** при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель Мишедаева И.М. ставит вопрос об отмене приговора в связи с нарушением требований ст.307 УПК РФ при его вынесении, поскольку суд недостаточно мотивировал квалификацию преступления и размер  назначенного Ильмерзину И.В.  наказания.

Считает, что при назначении наказания судом в должной мере не приняты во внимание характер и степень общественной опасности преступления, а также данные о личности осужденного, который характеризуется удовлетворительно, ранее судим, совершил противоправные действия, имея рецидив преступлений и в период административного надзора.

При таких обстоятельствах полагает, что назначенное осужденному наказание нельзя признать справедливым вследствие его мягкости, а также находит необоснованным применение ст.73 УК РФ.

Считает, что судом допущено нарушение уголовно-процессуального закона и неправильно применен уголовный закон.

Просит приговор отменить и вынести новый обвинительный приговор.

 

В апелляционной жалобе потерпевшая П*** А.И., не соглашаясь с приговором, считает назначенное Ильмерзину И.В. наказание чрезмерно мягким.

Обращает внимание на то, что при назначении наказания судом было учтено состояние здоровья осужденного, однако он не лишен права на бесплатное медицинское наблюдение и лечение в условиях лишения свободы.

Считает необоснованным вывод суда о том, что она не ходатайствовала о назначении осужденному строгого наказания, поскольку  в судебных прениях она поддержала позицию государственного обвинителя, который просил назначить Ильмерзину И.В. наказание в виде реального лишения свободы.

Обращает внимание на то, что Ильмерзин И.В. ранее судим,  и что назначенное наказание не отвечает требованиям ч.3 ст.60 УК РФ ввиду его мягкости, и не влечет достижение целей указанных в ст.43 УК РФ.

Просит отменить приговор, назначить осужденному наказание в виде реального лишения свободы.

 

В возражениях на апелляционную жалобу адвокат Глухов С.А., не соглашаясь с ее доводами,  указывает на то, что потерпевшая,  в ходе судебного заседания указывала на позицию по назначению наказания -  «на «смотрение суда».

 

В судебном заседании  апелляционной инстанции:

- осужденный Ильмерзин И.В. и адвокат Глухов С.А. возражали по доводам апелляционной жалобы и представления и просили прекратить уголовное дело, ввиду невиновности осужденного, указывая  также на нарушения закона при расследовании уголовного дела;

- прокурор Лобачева А.В. и потерпевшая П*** А.И.  поддержали доводы жалобы и представления.  

 

Проверив материалы дела, доводы апелляционного представления, жалобы и возражений, исследовав представленные документы, заслушав выступления участников процесса, суд апелляционной инстанции находит приговор законным обоснованным и справедливым.

Вопреки приводимым доводам, выводы суда о виновности Ильмерзина И.В. в инкриминируемом преступлении соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на совокупности исследованных  доказательств, которым суд дал в приговоре надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 88 УПК РФ, то есть с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности – достаточности для разрешения уголовного дела.

При этом  приводимые осужденным и его защитником доводы о невиновности и нарушениях уголовно-процессуального закона при расследовании дела,  также были предметом проверки и оценки суда первой инстанции, и обоснованно отклонены с приведением в приговоре  подробной мотивации решений об этом.

Признавая доказанными фактические обстоятельства происшедшего, суд обоснованно положил в основу приговора показания  потерпевшей и свидетелей стороны обвинения.

Так, из показаний потерпевшей П*** А.И. следует, что Т*** М.В. рассказала, что в киоск приезжали на автомашине три человека, один из которых, как было установлено, Ильмерзин И.В., просил сообщить ей, чтобы она *** мая 2017 года не давала следователю показания против сотрудников полиции, и не участвовала в проведении очной ставки, угрожая при этом сжечь киоск и подбросить наркотические средства.

Свидетель Т***  М.В. также подтвердила, что *** мая 2017 года, находясь в киоске, Ильмерзин И.В. требовал немедленно сообщить П*** А.И., чтобы она ушла от следователя, не давала показаний, не участвовала в  очной ставке в этот день, поговорила с ними, угрожая при этом в противном случае, что  подкинут наркотические средства и подожгут киоск.  После того, как осужденный  ушел из киоска, он перезвонил и уточнил, передала ли она данные требования потерпевшей, и также потребовал  немедленно ей это передать, что она сделала в последующем.

Свидетель Н*** С.Е. также показывал, что во время допроса матери, ему позвонил А*** А.С. и сказал, что с ним хотят поговорить. После чего незнакомый мужчина просил сказать матери, чтобы они ушли из следственного отдела и не давали показания. Об этом разговоре он сообщил матери -  П*** А.И. Позднее от  неё  стало известно, что в киоск, где находилась Т*** М.В., приезжали незнакомые люди, которые просили  не давать показания, уйти от следователя, в противном случае угрожали сжечь киоск и подбросить наркотические средства.

По мнению суда апелляционной инстанции, у суда первой инстанции отсутствовали достаточные основания для признания данных  показаний недостоверными, поскольку  они подтверждались другими доказательствами, включая  показаний свидетелей А*** А.С., М*** А.Н.  и др., протоколы очных ставок, опознаний, осмотров места происшествия и записей с камер видеонаблюдения, заключениями экспертиз и другими подробно приведенными в приговоре доказательствами.

Их тщательный анализ и основанная на законе оценка,  позволили  суду правильно установить  фактические обстоятельства совершенного  Ильмерзиным И.В. преступления и прийти к обоснованному выводу о доказанности  вины.

Суд апелляционной инстанции находит убедительными приведенные в приговоре мотивы оценки доказательств, и какие-либо не устраненные существенные противоречия в них, свидетельствующие о невиновности осужденного и необходимости прекращения дела, отсутствуют.

Правовая оценка действиям  Ильмерзина И.В. по  ч.2 ст. 309 УК РФ судом первой инстанции дана правильно, выводы  в этой части, вопреки доводам представления,  также мотивированы надлежащим образом.

Суд первой инстанции верно установил, что умысел осужденного был направлен именно на принуждение потерпевшей П***  А.И. к уклонению от дачи показаний, соединенное с угрозой уничтожением и повреждением её имущества, и именно в его исполнение он и высказал угрозы поджечь киоск, принадлежащий потерпевшей.

Описание преступного деяния, признанного судом доказанным,  соответствует требованиям статьи 73 УПК РФ, поскольку  в  приговоре приведены конкретные преступные действия, совершенные Ильмерзиным И.В., входящие в объективную сторону инкриминируемого ему преступления, имеющего формальный состав, и  существенных противоречий  между собой они не содержат.

Вопреки доводам представления, приговор  соответствует требованиям статей 299, 304 и 307-309 УПК РФ,  поскольку в нем,   помимо  выводов  относительно квалификации преступления,  указаны и обстоятельства, установленные судом, проанализированы  доказательства, обосновывающие вывод суда о виновности осужденного в содеянном.

Кроме того, судом была дана  оценка  всем  доводам  и доказательствам,  как стороны обвинения, так  и защиты, а поэтому доводы  представления о нарушении закона при составлении приговора являются неубедительными.

Каких-либо существенных нарушений уголовно-процессуального закона на стадии предварительного следствия, ставящих под сомнение законность постановленного приговора, по материалам дела не усматривается. Новых данных, указывающих на то, что расследование проведено необъективно, при производстве следственных и процессуальных действий допущены нарушения уголовно-процессуального закона, в судебном заседании апелляционной инстанции  также не приведено.

Сведений о нарушении принципов равенства и состязательности сторон, предвзятом отношении председательствующего к той или иной стороне, протокол судебного заседания также не содержит, судебное следствие по делу проходило в соответствии требованиями закона, и представители каждой из сторон использовали равные возможности в предоставлении и исследовании доказательств.

Ходатайства, заявленные сторонами в ходе судебного разбирательства,  выносились на обсуждение, после чего рассматривались председательствующим по делу с принятием соответствующих обоснованных и мотивированных решений.

Психическое состояние осужденного исследовано судом с достаточной полнотой, с учетом данных о его личности и заключения судебно-психиатрической экспертизы, сомнений во вменяемости  у суда апелляционной инстанции также не возникает.

Вопреки доводам жалобы  и представления, суд апелляционной  инстанции считает, что наказание Ильмерзину И.В. было  назначено с учетом характера и степени общественной опасности совершенного им преступления небольшой тяжести, конкретных его обстоятельств, данных о личности осужденного, наличия смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, установленных в судебном разбирательстве и подробно  приведенных в приговоре.

При  назначении наказания судом первой инстанции надлежащим образом  учтены все имеющие существенное значение для разрешения вопроса о виде и сроке наказания обстоятельства, в том числе  смягчающие наказание: наличие на иждивении малолетнего ребенка,  а также состояние здоровья осужденного.

Учитывая  наличия в действиях Ильмерзина И.В. рецидива преступлений, а также совершение им преступления в период действия административного надзора, суд обоснованно пришел к выводу  о необходимости назначения ему наказания в виде лишения свободы, с учетом требований ч.2 ст. 68 УК РФ, и не находя оснований для применения положений ст. 53.1 УК РФ.

При этом, каких либо исключительных обстоятельств, связанных с целью и мотивом преступления, поведением осужденного во время и после его совершения и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, суд  первой инстанции обоснованно не усмотрел.

Вопреки приводимым доводам и в соответствии с требованиями закона, суд надлежащим образом мотивировал свое решение о применении статьи 73 УК РФ при назначении наказания, и которое суд апелляционной инстанции находит правильным, поскольку подробно изложенные  данные о личности осужденного, а также совокупность  смягчающих наказание обстоятельств, свидетельствовали о возможности его исправления без реального отбывания наказания в виде лишения свободы, но с возложением обязанностей, способствующих его исправлению.

В пользу принятого судом решения о применении  условного осуждения свидетельствовали, как обоснованно указал суд и конкретные обстоятельства совершенного преступления, поскольку потерпевшая на момент  его совершения уже была допрошена,  а кроме того, противоправные действия осужденного не возымели на нее должного действия.

Обстоятельства, на которые  ссылаются государственный обвинитель в представлении  и потерпевшая  в жалобе (наличие судимостей, установление административного надзора, удовлетворительная характеристика)  о необходимости усиления наказания  осужденному,  также были  надлежащим образом учтены и известны суду при определении размера наказания и  применения ст.73 УК РФ.

Не могут служить основаниями  к отмене условного осуждения или усиления наказания и доводы жалобы, что суд  неверно отразил позицию потерпевшей по назначению наказания, поскольку из протокола судебного заседания (т.3 л.д. 66) следует, что П*** А.И. вопрос с назначением наказания оставляла на усмотрение суда.

Кроме того, согласно ч.3 ст.60 УК РФ, при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Мнение же потерпевших о наказании подсудимого не отнесено законодателем к обстоятельствам, которые должны обязательно учитываться судом при назначении наказания.

При таких данных доводы жалобы, что суду следовало учитывать позицию потерпевшей в прениях сторон, исходя из  выступления прокурора, настаивавшего на назначении   Ильмерзину И.В.   реального лишения свободы, и которое она поддержала, также не могут являться основаниями к усилению наказания.

Таким образом, признавая назначенное осужденному наказание справедливым и отвечающим требованиям статей 6 и 60 УК РФ, суд  апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения приговора путем  замены условного наказания на реальное либо увеличения  его срока   по  приводимым доводам стороны обвинения.

Вопросы по взысканию процессуальных  издержек с  осужденного Ильмерзина И.В., мере процессуального принуждения  и вещественных доказательствах,  судом первой инстанции решены правильно.

Таким образом, нарушений уголовного и существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, судом апелляционной инстанции также не установлено.

На основании изложенного руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции  

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

приговор Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19 марта 2018 года в отношении Ильмерзина Ивана Валерьевича оставить без изменения, а апелляционное представление и жалобу - без удовлетворения.

 

Председательствующий