Судебный акт
Постановка на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительстсво жилья
Документ от 10.07.2018, опубликован на сайте 16.07.2018 под номером 74340, 2-я гражданская, о признании права на получение единовременной социальной выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Таранова А.О.                                                      Дело № 33-2854/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     10 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Воронковой И.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Крылова Вячеслава Александровича на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 18 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Крылова Вячеслава Александровича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконным решения комиссии в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Крылова В.А., его представителя  Мадюкова Г.Д., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Ульяновской области Гасанова М.С., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Крылов В.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее по тексту УФСИН России по Ульяновской области), Федеральной службе исполнения наказаний России (далее по тексту ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что 19.05.2014 Крылов В.А. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России Ульяновской области с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав, что имеет стаж службы 22 года  7 месяцев 1 день.

Одновременно с заявлением  Крылов В.А. представил секретарю комиссии пакет документов.  Документы были проверены, приняты. Заявление истца было рассмотрено территориальной подкомиссией 29.09.2014, а 08.10.2014 истец получил уведомление из УФСИН России по Ульяновской области за №75/ТО/39-10196 о том, что территориальной подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области (протокол № 10-2014) было рассмотрено его заявление о предоставлении  единовременной социальной выплаты и принято решение о направлении пакета документов, представленных им в УФСИН России по Ульяновской области, в Комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке истца на учет в целях получения единовременной социальной выплаты.

11.10.2017 в адрес истца направлена выписка из протокола №96 от 17.11.2016 Комиссии ФСИН России о том, что истцу отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п.5 Правил от 24.04.2013 №369 в связи с отсутствием обязательных документов.

Крылов В.А. считает принятое Комиссией ФСИН России решение об отказе в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья  необоснованным и незаконным. Не оспаривая факт не представления документов на своих несовершеннолетних детей, считает, что это нельзя отнести к нарушению указанных Правил, так как документы территориальной подкомиссией  у него были приняты к рассмотрению и  на заседании подкомиссии не было указано на их неполноту. В связи с этим просит решение Комиссии ФСИН России отменить и возложить обязанность поставить его  на учет  для получения  единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого  помещения с составом семьи 1 человек с 19 мая 2014 года.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Крылов В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить в полном объёме.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно указывая, что судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом обстоятельства, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, не правильно применены нормы материального и процессуального права при вынесении решения суда.

Так, суд не дал оценки тому факту, что  как на момент обращения, на момент принятия решения комиссии ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, так и на сегодняшний день истец является нуждающимся в жилом помещении, поскольку согласно справке формы 8 обеспечен жилой площадью менее 15 кв.м. 

Не соглашается с выводом суда о том, что факт нарушения ответчиком сроков рассмотрения поданных истцом  заявления и документов не повлёк нарушение его жилищных прав.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Крылов В.А. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 02.09.1993. Выслуга лет Крылова В.А. в календарном исчислении по состоянию на  19.05.2014  составляла 22 года 7 месяцев 1 день.

Крылов В.А. в зарегистрированном браке не состоит, первый брак расторгнут 31.01.2003, от которого имеет дочь К*** Л.В., *** года рождения, второй брак расторгнут 26.12.2008, от которого имеет дочь К*** М.В., *** года рождения.

Крылов В.А. с 19.04.1986 по настоящее время постоянно зарегистрирован в муниципальном жилом помещении по адресу: г. У***, пр-т А***, д. ***, кв. ***. Совместно с ним зарегистрированы: К*** Л.Н. (мать, наниматель), К*** А.А. (супруг нанимателя), К*** Л.А. (дочь нанимателя), К*** В.А. (внучка нанимателя), К*** М.В. (внучка нанимателя - дочь истца). 

Указанные лица имели регистрацию по указанному адресу также на 19 мая 2014 года.

В  период прохождения службы 19.05.2014 Крылов В.А. обратился в территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о принятии его с составом семьи один человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приложив пакет документов.

Согласно описи заявление с приложенными  документами были направлены в комиссию ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Решением Комиссии ФСИН России от 17.11.2016 Крылову В.А. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании п.5 Правил от 24.04.2013 №369 в связи с отсутствием обязательных документов.

Считая свои права нарушенными, Крылов В.А. обратился в суд с настоящим иском.

Суд, рассмотрев по существу заявленные требования, на основании всестороннего и полного исследования представленных доказательств, при правильном применении норм материального права, обоснованно отказал Крылову В.А. в удовлетворении исковых требований.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.

Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.

Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.

Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей (часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).

По смыслу приведенной нормы, перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий сотрудника, не является исчерпывающим.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.  (название - в редакции от 6 марта 2015 г., действующей на момент рассмотрения комиссией ФСИН России от 17 ноября 2016 г. рапорта Крылова В.А. о принятии его с составом семьи один человек на учет для получения единовременной социальной выплаты).

Пунктом 5 данных правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.

К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункты "б" и "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Копии документов, указанные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ в системной взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).

Из приведенных нормативных положений следует, что комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. Наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.

Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами предоставления единовременной социальной выплаты требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает комиссии право отказать сотруднику в постановке на такой учет.

Помимо нуждаемости в жилом помещении обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.

Аналогичные положения содержатся в статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Судом первой инстанции приведенные нормативные положения в их системной взаимосвязи правильно применены к спорным отношениям.

Так, из материалов дела следует, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке  Крылова В.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление заявителем в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, а именно  документов на детей о наличии, либо отсутствии у них в собственности жилых помещений (выписки из ЕГРП).

При этом, согласно послужному списку истец имеет двоих  несовершеннолетних детей: дочь К*** Л*** В***, *** года рождения, дочь К*** М*** В***, *** года рождения. Дочь М*** зарегистрирована  совместно с истцом.

Несоблюдение Крыловым В.А. установленных названными правилами требований при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, а именно непредставление им сведений о наличии либо отсутствии у его детей, в частности дочери М***, зарегистрированной по месту жительства истца, на праве собственности  иных жилых помещений, лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у  Крылова В.А. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его  на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении.

Поскольку  при решении вопроса о постановке Крылова В.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения юридически значимым является представление Крыловым В.А. вместе с заявлением (рапортом) документов, перечисленных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и содержащих необходимые сведения о регистрации по месту жительства членов его семьи, а также наличие у них в собственности  иных жилых помещений, в частности у его несовершеннолетних детей, установив, что истцом  при обращении 19.05.2014   указанные документы не были предоставлены в полном объеме, суд правомерно отказал Крылову В.А. в удовлетворении исковых требований как в части признания незаконным решения комиссии ФСИН России от 17.11.2016 (протокол № 96), так и в признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с постановкой на учет с даты  первичного обращения с 19.05.2014.

Доводы апелляционной жалобы  в части того, что ответчиками грубо нарушены сроки рассмотрения заявления Крылова В.А. о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, что является  основанием к признанию незаконным  оспариваемого решения комиссии ФСИН России, являются несостоятельными.

Так, само по себе длительное рассмотрение документов истца уполномоченным органом не является безусловным основанием к признанию принятого решения незаконным.

При этом ответственность за полному представляемых документов несет  сотрудник, обращающийся за получением единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Само по себе длительное  рассмотрения поданного истцом заявления не состоит в причинно следственной связи с принятым решением, а потому ни коим образом не влияет на его законность.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда города  Ульяновска от 18 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Крылова Вячеслава Александровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: