Судебный акт
Оспаривание приказов о снижении стимулирующей выплаты
Документ от 10.07.2018, опубликован на сайте 16.07.2018 под номером 74328, 2-я гражданская, об отмене приказа о снижении выплат стимулирующего характера, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова С.А.                                                       Дело № 33-2841/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     10 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Курковой Валентины Александровны на решение Заволжского районного суда города  Ульяновска от 12 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Курковой Валентины Александровны к областному государственному казенному учреждению «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» об отмене приказа № *** от 25.01.2018 «О снижении размеров выплат стимулирующего характера в январе 2018 года»  и  признании недействительным приказа *** от 19.03.2018 «О внесении изменений в приказ № *** от 25.01.2018», отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Курковой В.А., ее представителя Жереновской Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Куркова В.А. обратилась в суд  к областному  государственному казенному учреждению «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» (далее по тексту ОГКУ «Правительство для граждан») с требованиями об отмене приказа о снижении размера выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ от 25.01.2018, в обоснование указав следующее.

Куркова В.А. является сотрудником Заволжского отдела ОГКУ «Правительство для граждан» с 12.01.2015. Приказом директора ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» ей на 20% был снижен размер стимулирующих выплат за качество выполняемых работ, оказываемых услуг (отсутствие обоснованных жалоб от заявителей в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна») в январе 2018 года. Считает приказ незаконным, поскольку согласно п.1. трудового договора её заработная плата складывается: из должностного оклада; выплат стимулирующего характера; выплат за качество выполняемых работ, оказываемых услуг; за интенсивность и высокие показатели; выплат за стаж непрерывной работы, выслугу лет. Полагает  применение к ней  меры в виде снижения размера выплаты стимулирующего характера незаконным и необоснованным.

Куркова В.А. просит отменить приказ от 25.01.2018 директора Областного государственного казённого учреждения «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» о снижении *** группы по работе с физическими и юридическими лицами центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (г.Ульяновск, Заволжский район) на 20% размера выплат стимулирующего характера за качество выполняемых работ, оказываемых услуг (отсутствие обоснованных жалоб от заявителей в части организации предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна») в январе 2018 года; признать недействительным приказ № *** от 19.03.2018 о внесении изменений в приказ от 25.01.2018 № ***.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Куркова В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно указывая, что судом первой инстанции не были затребованы у ответчика доказательства ознакомления истицы с положениями её должностной инструкции *** и с положением о системе оплаты труда работников. Поскольку отсутствуют доказательства ознакомления истицы с указанными документами, применение к ней меры дисциплинарного взыскания является неправомерным.  

Полагает, что руководитель структурного подразделения и комиссия не вправе решать вопрос о снижении (лишении) части заработной платы, поскольку это является нарушением норм трудового законодательства.

Приказом  № *** от 25.01.2018 «О снижении размеров выплат стимулирующего характера в январе 2018 года Курковой В.А. снижен размер выплат на основании пункта 4.9 Положения о системе оплаты труда работников областного государственного казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий-многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области». При этом указанный пункт Положения  не содержит оснований лишения, снижения выплат, не указан вид дисциплинарных проступков.

Исходя из вышеизложенного, приказ о снижении  размера выплат Курковой В.А. является незаконным и подлежит  отмене по следующим оснвоаниям: такое основание для снижение размера выплат стимулирующего характера как соблюдение исполнительской дисциплины в перечне отсутствует, соответственно у работодателя  отсутствовало права принимать решение в отношении снижения  выплаты по данному основанию; не оформлены надлежащим образом документы для снижения размера выплат на основании наличия  дисциплинарного взыскания у Курковой В.А. или совершения ею дисциплинарного проступка; лишение части выплат стимулирующего характера произошло без ознакомления работника в приказом.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУ «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика  ОГКУ «Корпорация развития интерент-технологий-многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» , извещенного о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Куркова В.А. приказом № 62-ЛС от 12.01.2015 была принята *** в отдел по работе с физическими и юридическими лицами центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг (город Ульяновск, Заволжский район) в этот же день с ней был заключен трудовой договор № ***. В последующем  учреждение было реорганизовано и переименовано в областное государственное казённое учреждение «Корпорация развития интернет-технологий - многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области (ОГКУ «Правительство для граждан»). 

С 01.11.2017 Куркова В.А.  была переведена на должность *** группы по работе с физическими и юридическими лицами центра по предоставлению государственных    и    муниципальных    услуг    (город Ульяновск,    Заволжский    район).

10.01.2018 и 25.01.2018 с Курковой В.А. были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору, касающиеся оплаты труда работника.

В силу ст.5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права: указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ст.8 ТК РФ).

В соответствии со ст.15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст.129 ТК РФ).

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так образом, исходя из вышеприведенных норм права, работодатель обязан обеспечить работнику минимальный уровень заработной платы,  а надбавки и выплаты стимулирующего характера  устанавливаются и выплачиваются работодателем  на основании  локальных нормативных актов, в том числе в зависимости от    наличия фонда   оплаты труда, квалификации работника, сложности и важности выполняемой им работы, степени трудового участия и других   факторов, позволяющих работодателю  выплачивать данные выплаты.

При этом, определение размера надбавок и доплат стимулирующего характера, является исключительно прерогативой работодателя исходя из индивидуального вклада каждого работника в общий результат деятельности всего трудового коллектива.

По условиям трудового договора, Курковой В.А. установлена заработная плата в размере, в том числе должностной оклад – 4 634 руб.; выплаты  стимулирующего характера: выплаты за качество выполняемых работ, оказываемых услуг 100% от должностного оклада, за интенсивность и высокие результаты работы 110% от должностного оклада; выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет 0% от должностного оклада.

Выплаты стимулирующего характера могут быть  не выплачены  работнику либо выплачены частично в случае имеющихся производственных упущений в соответствии  с Положением о системе оплаты труда работников областного государственного автономного учреждения  «Многофункциональный  центр предоставления государственных муниципальных услуг в Ульяновской области». (п.4.1 Договора).

Пунктом  1 дополнительного соглашения  от 10.01.2018 к трудовому договору  установлена выплата за стаж непрерывной работы, выслугу лет 10% от должностного оклада.

Дополнительным соглашением от 25.01.2018, вступившим в силу с 09.01.2018  истице был установлен  должностной оклад  в размере 6099 руб.; выплаты стимулирующего характера: выплаты за качество выполняемых работ, оказываемых услуг 150% от должностного оклада; за интенсивность и высокие результаты  работы 100% от должностного оклада. Указанные выплаты стимулирующего характера  могут быть изменены.  При этом  выплата за качество выполняемых работ, оказываемых услуг не может быть более 250% и менее 50%; за интенсивность и высокие  результаты работы – не более 100% и не менее 30% от должностного оклада.

Приказом  № ***  от 25.01.2018  Курковой В.А.  была снижена выплата стимулирующего характера за качество выполняемых работ (отсутствие  обоснованных жалоб от заявителей в части  организации предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна») в январе 2018 года.

Приказом  № *** от 29.03.2018  в вышеуказанный приказ были внесены изменения, а именно слова «отсутствие  обоснованных жалоб от заявителей в части  организации предоставления государственных и муниципальных услуг в режиме «одного окна» замены – «соблюдение исполнительской дисциплины».

Оспаривая указанные приказы, истица указывает на нарушением работодателем норм трудового права, в частности на неправомерное лишение ее части заработка, а также на нарушение работодателем порядка привлечения ее к дисциплинарной ответственности, в том числе наложение на нее дисциплинарного взыскания, не предусмотренного трудовым кодексом.

Суд рассмотрев по существу заявленные требования, правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, дал верную правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно применил закон, подлежащий применения и обоснованно пришел к выводу о законности принятого работодателем решения о снижении Курковой В.А. выплат стимулирующего характер за качество выполняемых работ.    

Так, заключая трудовой договор истица была ознакомлена с его условиями. А также правилами внутреннего трудового распорядка и должностной инструкцией  специалиста отдела по работе с физическими и юридическими лицами центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг, что подтверждено ее подписью.

Как указывалось выше, п. 4.1 договора содержит условие, согласно которому  выплаты стимулирующего характера  могут быть  не выплачены работнику, либо выплачены частично  в случае имеющихся производственных упущений в соответствии с Положением о системе оплаты труда работников областного государственного автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг в Ульяновской области»

Как следует из п.4  Положения о системе оплаты труда работников казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» следует, что  вопросы, касающиеся установления работникам учреждения выплат стимулирующего характера, повышения или снижения их размеров, а равно лишения работников учреждения выплат стимулирующего характера рассматриваются комиссией по вопросам выплат стимулирующего характера, которая на основании представлений руководителей структурных подразделений оценивает результаты деятельности работников, о чем издается приказ учреждения.

Положение о комиссии по вопросам выплат стимулирующего характера работникам областного государственного казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» утверждено приказом № 71-П от 13.10.2016 года.

Приложением № 2 к приказу утвержден состав комиссии по вопросам выплат стимулирующего характера.

Приложением № 1 к указанному положению установлены показатели интенсивности и высоких результатов работы и качества выполняемых работ, оказываемых услуг работников областного государственного казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий –многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области».

В общие показатели качества выполняемых работ, оказываемых услуг всех структурных подразделений входит: соблюдение правил трудовой дисциплины; соблюдение исполнительской дисциплины; отсутствие обоснованных претензий к работе структурного подразделения со стороны других подразделений учреждения.

Как следует из представленных суду документов, а также показаний свидетелей С*** Н.Ю., Н*** Г.Р., Р*** И.Г., 17.01.2018 Курковой В.А. был принят пакет документов по государственной услуге по назначению и выплате государственных выплат отдельным категориям граждан в части  назначения и выплаты дополнительного единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка от С*** Н.Ю., в котором отсутствовало заявления С*** Н.Ю. Позже данное заявление было представлено в ОГКУ «Правительство для граждан»  третьим лицом, а не самой С*** Н.Ю.

18.01.2018  у истицы было отобрано объяснение по данному факту.

Начальником центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг была представлена служебная  записка о снижении Курковой В.А. размера выплат  стимулирующего характера, в связи с тем, что последней был принят не полный пакет документов, что могло привести к отказу в предоставлении  государственной услуги, т.е. нарушению прав  заявителя.

Данная служебная записка была рассмотрена на заседании  комиссии по вопросам  выплат стимулирующего характера работникам ОГКУ «Правительство для граждан» 19.01.2018.

На основании решения Комиссии  25.01.2018 был издан приказ за № ***  о снижении Курковой  В.А. надбавки стимулирующего характера за качество выполняемых работ, оказываемых услуг на 20%. С учетом приказа № *** от 19.03.2018 основанием для снижения явилось не соблюдение исполнительской дисциплины.

Поскольку  сам факт нарушения исполнительской дисциплины, выразившийся в принятии неполного пакета документов, имел место, работодатель, действуя в пределах предоставленных ему полномочий и с соблюдением порядка, установленного локальными нормативными актами, правомерно снизил Курковой В.А. размер стимулирующей выплаты за  качество выполняемых работ, оказанных услуг, за январь 2018 года на 20%.

Доводы истицы и ее представителя, изложенные как в апелляционной жалобе, так и в судебном заседании, в части того, что стимулирующая выплата за качество выполняемых работ, оказанных услуг является составной частью заработной платы работника, ее размер установлен трудовым договором, соответственно эта выплата не может быть снижена работодателем, являются несостоятельными, и не основаны на нормах трудового права.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится выплата стимулирующего характера за качество выполняемых работ, оказываемых услуг, фактически  являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Исходя из правовой природы оспариваемой выплаты  работодатель, в соответствии с принятым локальным нормативным актом, регулирующим условия и порядок  начисления стимулирующих выплат, вправе был за некачественное исполнение истицей ее должностных обязанностей, снизить размер данной выплаты.

Выплаты стимулирующего характера, являясь составной частью заработной платы, тем не менее могут быть снижены работодателем при недобросовестном отношении работника возложенных на него должностных обязанностей.

Не состоятельны и не являются основанием к признанию оспариваемых приказов незаконными доводы  апелляционной жалобы в части того, что в должностной инструкции, а  также Положении о системе оплаты труда работников казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области» отсутствуют подписи Курковой В.А., свидетельствующие о ее ознакомлении с данными документами.

Так, п.3.2 Трудового договора от 12.01.2015 предусмотрена обязанность Куркововй В.А.   выполнять должностные обязанности. Согласно должностной инструкции; добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные настоящим  трудовым договором, локальными нормативными актами Работодателя, а также поручения своего непосредственного руководителя.

Согласно представленной ответчиком должностной инструкции  старшего специалиста группы по работе  с физическими и юридическими лицами центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг  в обязанности  истицы входит в том числе и осуществление приема  документов от заявителей, а также  в порядке, предусмотренном административными регламентами, прием  от заявителей заявления на предоставление государственных и муниципальных услуг. 

Истицей не оспаривалось, что, принимая пакет документов от ***., Куркова В.А. действовала в соответствии с должностной инструкцией.

При этом, качественное оказание услуги по приему документов, т.е. обязанность добросовестно исполнять  возложенные обязанности,  предусмотрено не только должностной инструкцией, но и трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

Трудовым договором, заключенным с Курковой В.А., предусмотрено право работодателя  снижать  выплаты стимулирующего характера   в соответствии с Положением о системе оплаты труда работников казенного учреждения «Корпорация развития интернет-технологий – многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Ульяновской области».  Не ознакомление истицы с указанным локальным нормативно правовым актом не лишает работодателя  определять размер стимулирующих выплат в меньшем размере  при наличии к тому соответствующих оснований.

Не состоятельны и доводы апелляционной жалобы  в части того, что Куркова В.А. в отсутствии дисциплинарного проступка фактически была привлечена к дисциплинарной ответственности, в то время как трудовым законодательством такая мера ответственности как снижение стимулирующих выплат не предусмотрена.

Как указывалось выше, право работодателя снижать, либо увеличивать размер оспариваемых выплат является мерой стимулирующей работников к более качественному исполнению должностных обязанностей. Соответственно  это не является  мерой дисциплинарной ответственности.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д  Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города  Ульяновска от 12 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Курковой Валентины Александровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: