Дело № 3а-22/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
9 июля 2018
года
город Ульяновск
Ульяновский областной суд в составе:
судьи Пулькиной Н.А.,
при секретаре Дубровиной Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по
административному исковому заявлению Молайчины Игоря Станиславовича к Правительству
Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению
«Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,
кадастра и картографии» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка
на основании установления в отношении него рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
Молайчина И.С. обратился в суд с административным исковым
заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии» о пересмотре кадастровой
стоимости земельного участка, площадью 83 000 кв.м, кадастровый номер ***,
расположенного по адресу: Ульяновская область, ***, по направлению на
северо-восток от ***, на основании установления в отношении него рыночной
стоимости.
Требования мотивированы тем, что указанным участком истец
владеет на праве собственности.
Кадастровая стоимость участка, определенная по состоянию на
1 января 2013 г., установлена в
размере 20 584 000 руб.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта
недвижимости ООО «Финансово-промышленная компания» № *** от 21 августа 2017 г.
рыночная стоимость участка по состоянию на 1 января 2013 г. составляет
1 057 000 руб.
Несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его
рыночной стоимости нарушает права административного истца, как собственника
земельного участка, поскольку влечет увеличение налоговых платежей.
С учетом уточнения требований Молайчина И.С. просил установить
кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости по
состоянию на 1 января 2013 г. – 1 200 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено
Правительство Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц - Управление
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по
Ульяновской области, администрация муниципального образования «Теренгульский
район» Ульяновской области.
В судебном заседании представитель административного истца
Смутницкий Я.С. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в
административном иске. Просил установить кадастровую стоимость земельного
участка в соответствии с заключением судебной экспертизы.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не
явился, в письменном отзыве указывает на то, что орган регистрации прав не
принимал участия в проведении и
утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, прав истца
не нарушал, поэтому является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Правительства Ульяновской области в письменном
отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что пересмотр
кадастровой стоимости в судебном порядке является правом административного
истца, которое Правительством не оспаривается.
Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области в
судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых
указывает, что Управление не оспаривает право истца на пересмотр кадастровой
стоимости земельного участка, решение оставляет на усмотрение суда.
Представитель администрации муниципального образования
«Теренгульский район» Ульяновской области в судебное заседание не явился, о
времени и месте рассмотрения дела извещен.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не
явившихся в судебное заседание представителей административных ответчиков и
заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим
образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав
материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской
Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами
платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие
налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных
данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного
участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации
рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с
федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков
проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев,
определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель
проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной
деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району
(городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации
предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая
стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В
соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г.
№135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты
определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в
случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и
обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой
стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на
дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно
статье 24.20 указанного Федерального закона в случае изменения кадастровой
стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18
настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной
решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором
подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не
ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой
стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Материалами дела установлено, что Молайчина И.С. на
основании договора купли-продажи от 22 мая 2017 г. является собственником
земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу:
Ульяновская область, ***, по направлению на северо-восток от ***. Право
собственности зарегистрировано 29 мая 2017 г.
Из выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта
недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка по состоянию
на 1 января 2013 г. установлена в размере 20 584 000 руб.
Согласно представленному административным истцом отчету об
оценке ООО «Финансово-промышленная компания» № *** от 21 августа 2017 г.
рыночная стоимость участка по состоянию на 1 января 2013 г. составляет
1 057 000 руб.
Учитывая разницу рыночной стоимости участка и его кадастровой
стоимости, составляющую более 50%, судом по делу была назначена экспертиза,
производство которой поручено ФБУ Ульяновской лаборатории судебной экспертизы.
Согласно заключению № *** от 20 июня 2018 г. названного
экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка по состоянию
на 1 января 2013 г. составляла 1
200 000 руб.
У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как
экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31
мая 2001 г. №73-ФЗ «О государственной
судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены
необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию,
использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной
ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу
заведомо ложного заключения.
Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу
о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит
подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы
и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Основания для сомнения в правильности заключения и в
беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Представителями административного
истца, административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не
оспаривается.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования
административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка
равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими
удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Молайчины Игоря Станиславовича о пересмотре кадастровой стоимости
земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с
кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, ***, по
направлению на северо-восток от ***, равной его рыночной стоимости по состоянию
на 1 января 2013 г. – 1 200 000 руб.
Датой
обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 21
декабря 2017 г.
Вступившее
в законную силу решение является основанием для внесения органом регистрации прав в Единый
государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости
земельного участка с кадастровым номером ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию
Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в
окончательной форме.
Судья Пулькина Н.А.