Дело № 4А - 271/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск
6 июля 2018 г.
Заместитель
председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу
заместителя начальника ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия» Старостина Алексея Владимировича на вступившие в законную силу
постановление мирового судьи судебного
участка Сурского района Карсунского судебного района Ульяновской области от 18
февраля 2018 года и решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской
области от 18 апреля 2018 года в отношении и.о. начальника ОГБУ «Сурский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия» Старостина Алексея Владимировича по
делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП
РФ,
у с т а н о в и л а:
постановлением
мирового судьи судебного участка
Сурского района Карсунского судебного района Ульяновской области от 18 февраля
2018 года и.о. начальника ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия» Старостин А.В. признан виновным в совершении административного
правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.4.1 КоАП РФ. За совершение этого
правонарушения данному должностному лицу назначено наказание в виде штрафа в
сумме 2 000 рублей.
Не согласившись с
указанным постановлением, Старостин А.В. обжаловал его в Карсунский районный
суд Ульяновской области.
Решением судьи Карсунского
районного суда Ульяновской области от 18 апреля 2018 года постановление
мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе на
вступившие в законную силу судебные постановления по делу об административном
правонарушении заместитель начальника ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и
безопасности продовольствия» Старостин А.В. просит их отменить, а производство
по делу прекратить.
В обоснование жалобы
указано об отсутствии в материалах дела
доказательств того, что сотрудникам Управления Федеральной службы по
ветеринарному и фитосанитарному надзору по Чувашской республике и Ульяновской
области незаконно создавались какие-либо препятствия в проведении плановой
проверки ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности продовольствия».
В жалобе указано,
что проверка была проведена. По результатам проверки в отношении ОГБУ «Сурский
центр ветеринарии и безопасности продовольствия» был составлен протокол об
административном правонарушении по ст. 10.6 КоАП РФ.
По мнению автора
жалобы, указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии каких-либо
препятствий в проведении данной проверки.
Дело об
административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд,
законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном
правонарушении проверена.
В силу положений ч.
1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление
по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения
жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте,
и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы дела об административном
правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, прихожу к
следующим выводам.
Частью 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена
административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности
должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа
государственного финансового контроля, должностного лица организации,
уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление
государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля,
органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение
от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 14.24, ч. 9
ст. 15.25 и ст. 19.4.2 КоАП РФ.
Санкцией ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ за
совершение этого правонарушения для должностных лиц предусмотрен штраф в
размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со
ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных
правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное
выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом,
обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и
условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со
ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению:
наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее
противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта
Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность
лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие
административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную
ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным
правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об
административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного
разрешения дела, а также причины и условия совершения административного
правонарушения.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо
подлежит административной ответственности только за те административные
правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения
в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются
в пользу этого лица.
Как усматривается из содержания протокола об
административном правонарушении (л.д. 2 - 5, том 1), в вину должностному лицу вменено
то, что в ходе проведения плановой проверки был получен отказ в предоставлении
доступа для обследования используемых для осуществления деятельности ОГБУ
«Сурский центр ветеринарии и безопасности продовольствия», территорий, зданий,
строений, сооружений, помещений, оборудования и других объектов (в том числе
лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, лаборатории диагностики); в
распоряжение проверяющих не был предоставлен весь перечень интересующих их
(проверяющих) документов; также Старостин А.В., являясь и.о. начальника ОГБУ
«Сурский центр ветеринарии и безопасности продовольствия», не обеспечил
присутствие руководителей юридического лица и уполномоченных представителей
юридического лица при проведении проверки.
Привлекая и.о. начальника ОГБУ «Сурский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия» Старостина А.В. к административной
ответственности предыдущие судебные инстанции пришли к выводу о виновности
этого должностного лица в совершении вмененного в вину правонарушения.
Полагаю, что указанные выводы предыдущих
судебных инстанций являются преждевременными исходя из следующего.
В подтверждение выдвинутых против и.о.
начальника ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»
Старостина А.В. обвинений в материалы дела были представлены служебная записка
(л.д. 57, том 1) акты о невозможности проведения проверки (л.д. 55, 56, 59, том
1).
Так из содержания акта от 27.11.2017 (л.д.
55, том 1) усматривается, что в этот день проверяющим не были представлены
документы, указанные в распоряжении о проведении плановой проверки от 31
октября 2017 года (л.д. 5 - 10, том 1), а также проверяющие не были допущены на
территорию, в здания, в строения, в сооружения, в помещения и другие объекты (в
том числе в лабораторию ветеринарно-санитарной экспертизы) ОГБУ «Сурский центр
ветеринарии и безопасности продовольствия». Об этом же указано в акте от
30.11.2017 (л.д. 59, том 1) и в служебной записке от 30.11.2017 (л.д. 57, том
1).
Вместе с тем, из имеющегося в материалах дела
другого акта (описи) от 14.11.2017 (л.д. 41, том 1) усматривается, что в
распоряжение проверяющих были представлены поименованные в данной описи
документы, а также проверяющим предоставлен доступ в помещения хранения
биопрепаратов и в помещение утилизации биоотходов (крематор).
В ходе рассмотрения дела Старостин А.В. и его
представители (защитники) не отрицали того обстоятельства, что проверяющим не
был предоставлен доступ в лабораторию, и утверждали при этом, что препятствий
для доступа в иные помещения (кроме лаборатории) у проверяющих не было.
Из материалов дела однозначно усматривается,
что проверяющие не были допущены лишь в помещение лаборатории. Данных о том, в
какие иные здания, помещения, сооружения и т.д. не были допущены проверяющие, в
материалах дела не имеется. В частности в материалах дела нет упоминаний о том,
какими зданиями, помещениями сооружениями и т.д. располагает ОГБУ «Сурский
центр ветеринарии и безопасности продовольствия» и куда конкретно, кроме
лаборатории, не был еще обеспечен доступ проверяющим.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела не
было установлено в какие же конкретно здания, помещения, сооружения и т.д. не
были допущены проверяющие.
Что касается, отказа проверяющим в доступе в
лабораторию ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности продовольствия», то
в ходе рассмотрения дела Старостиным А.В. и его представителями неоднократно
указывалось на то, что данная лаборатория имеет аккредитацию и поэтому в силу
требований п. 29 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ч. 1 ст. 27
Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной
системе аккредитации» в отношении этой лаборатории не могут осуществляться
плановые проверки.
В материалах дела действительно имеются
сведения о том, что указанная лаборатория является аккредитованной (л.д. 35,
том 1). Между тем указанные выше доводы Старостина А.В. и представителей о
невозможности осуществления плановой проверки лаборатории надлежащей оценки со
стороны предыдущих судебных инстанций не получили.
Содержащиеся в решении судьи районного суда
выводы о том, что положения ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 №
412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» в данном случае не
препятствует осуществлению плановой проверки деятельности аккредитованной
лаборатории следует признать преждевременными, поскольку эти выводы сделаны без
учета взаимосвязи положений ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 №
412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и положений п. 29
ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля».
В ходе рассмотрения дела Старостин А.В. и его
представители последовательно утверждали, что вся документация касающаяся
объявленной цели проверки, проверяющим была представлена. При этом
представители юридического лица указывали, что не была представлена
документация, которая не имела отношения к цели проверки, либо документация,
которая у юридического лица отсутствовала, поскольку такая документация
юридическим лицом не велась.
Однако и этим доводам никакой оценки
предыдущими судебными инстанциями не дано.
При этом следует иметь в виду и то
обстоятельство, что в отношении ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия» за непредставление
проверяющим документации, поименованной в распоряжении о назначении
проверки от 31.10.2017, возбуждалось дело об административном правонарушении
предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ. В привлечении ОГБУ «Сурский центр ветеринарии
и безопасности продовольствия» к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ было
отказано (83 - 91, том 1)
В обоснование довода об уклонении руководства
ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности продовольствия» от участия в
проверке в материалы дела представлен акт от 07.12.2017 (л.д. 56, том 1). Из
содержания этого акта, в том числе, усматривается, что в этот день на рабочем
месте отсутствует и.о. руководителя ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и
безопасности продовольствия» Старостин А.В. (руководитель юридического лица в
период проведения проверки находился в отпуске).
В принятых по делу судебных постановлениях не
приведено обоснования относительно того, каким образом отсутствие на рабочем
месте всего один день и.о. руководителя юридического лица Старостина А.В. воспрепятствовало
проведению проверки, которая продолжалась в течение почти одного месяца.
При этом в материалах дела имеются документы,
обосновывающие производственную необходимость нахождения и.о. руководителя
юридического лица 07.12.2017 не на рабочем месте, а на выезде к месту выявления
опасного заболевания (бешенства) животных (л.д. 147 - 152).
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ
в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны
мотивы, по которым принято решение по делу.
Вопреки указанному требованию закона, выводы
предыдущих судебных инстанций, по которым отвергнуты доводы лица привлекаемого
к ответственности и его представителей, следует признать преждевременными,
поскольку они сделаны без надлежащей проверки этих доводов.
Таким образом, в
ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении были
нарушены требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, что не позволило всесторонне,
полно и объективно рассмотреть дело.
Между тем, в силу
положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности по
ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ составляет три месяца. В силу этого обстоятельства дело
не может быть направлено на новое рассмотрение.
При таких обстоятельствах следует прийти к
выводу о том, что постановление мирового судьи и решение судьи районного суда
постановлены при недоказанности обстоятельств, на основании которых они были
вынесены.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ
предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в
законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения
по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене
постановления по делу об административном правонарушении, решения по
результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу
при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5
КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были
вынесены указанные постановление, решение.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями
30.17 и 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л а:
жалобу заместителя
начальника ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности продовольствия»
Старостина Алексея Владимировича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка Сурского района
Карсунского судебного района Ульяновской области от 18 февраля 2018 года и
решение судьи Карсунского районного суда Ульяновской области от 18 апреля 2018
года в отношении и.о. начальника ОГБУ «Сурский центр ветеринарии и безопасности
продовольствия» Старостина Алексея Владимировича по делу об административном
правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ отменить.
Производство по делу прекратить на основании
п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на
основании которых были вынесены указанные постановление и решение.
Заместитель
председателя
Ульяновского областного суда Л.В. Болбина