Судебный акт
О предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 17.07.2018 под номером 74252, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по обеспечению социальной выплатой на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лобина Н.В.                                                                   Дело № 33-2621/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Землянухиной Людмилы Дмитриевны на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 20 марта 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 26 апреля 2018 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора Карсунского района Ульяновской области в интересах Землянухиной Людмилы Дмитриевны к Администрации муниципального образования «Карсунский район», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия и предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Землянухиной Людмилы Дмитриевны к Администрации муниципального образования «Карсунский район», Министерству здравоохранения, семьи и социального образования Ульяновской области о признании незаконным бездействия и предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Карсунского района проведена проверка по обращению Землянухиной Л.Д. о нарушении ее жилищных прав. Установлено, что на основании решения Карсунского поселкового Совета народных депутатов Карсунского района от 15.03.1995 № 22 Землянухина Л.Д. поставлена на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 336 как работавшая *** фабрики художественного ткачества, с 24.09.2001 является инвалидом *** группы бессрочно.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Карсунский район», Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Землянухиной Л.Д. социальной выплатой на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области предоставить Землянухиной Л.Д. меру государственной социальной поддержки по обеспечению жильем как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в форме социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Землянухина Л.Д. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что судом была дана ненадлежащая оценка бездействию или ненадлежащим действиям уполномоченных органов по данному вопросу за время с 1989 года до приобретения права собственности в 2009 году, осуществляющих ведение учётных дел и не включивших в списки истицу, ссылаясь на собственную неосведомлённость относительно данного вопроса и имеющееся у нее заболевание, считая, что при отсутствии этих факторов, она смогла бы предпринять самостоятельные действия с целью изменения исхода сложившейся ситуации.

Считает необоснованным тот факт, что судом не рассматривался по существу вопрос о восстановлении её нарушенного права за 1989 – 2009 годы, более того поясняет, что решением суда первой инстанции были ограничены права собственника и наследников в части распоряжения наследуемым имуществом в будущем.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО «Карсунский район» Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Землянухина Л.Д. является инвалидом *** группы по общему заболеванию бессрочно.

Истица проживает в жилом помещении по адресу: У*** область, р.п. К***, ул. Л***, д. ***, кв. *** общей площадью 72,23 кв.м, принадлежащем на праве общей долевой собственности З*** Н.М.. В данном жилом помещении зарегистрированы: З*** Н.М., З*** Е.В., З*** И.С. и Землянухина Л.Д. – с 07.10.2015.

Решением исполкома Карсунского поселкового Совета народных депутатов от 13.03.1989 № 22 «О постановке на очередь, о выдаче ордеров, об обмене и распределении квартир» Землянухина Л.Д., работающая *** ФХТ, проживающая в доме родителей по ул. Г***, д. ***, жилой площадью 23,4 кв.м, состав семьи – 1 человек, на основании протокола комиссии по жилищным вопросам от 13.03.1989 №11 поставлена на учет на общую очередь за номером 336.

Жилым помещением по договору социального найма Землянухина Л.Д. не обеспечивалась с даты постановки на учет.

В силу статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (часть 1).

На основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее – Порядок), утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года № 138, определяет условия и правила предоставления социальных выплат в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в целях реализации меры социальной поддержки на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ.

Согласно п. 2 названного выше Порядка правом на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения обладают инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов (п.п. «и», «к»).

Пунктом 3 Порядка установлено, что социальная выплата предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области до 1 января 2005 года.

Пункт 7 названного выше Порядка предусматривает, что социальные выплаты получателям предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из федерального бюджета.

Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614.

Названные Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

12.10.2015 Землянухина Л.Д. обратилась в администрацию МО «Карсунский район» с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в связи с необходимостью приобрести жилое помещение со всеми удобствами и невозможностью самостоятельно содержать дом по возрасту и состоянию здоровью, указав, что с ней проживают члены семьи в количестве 3 человек.

Решением межведомственной жилищной комиссии Администрации МО «Карсунский район» (протокол № 19 от 21.10.2015) Землянухиной Л.Д. отказано в признании в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий.

31.08.2017 Землянухина Л.Д. вновь обратилась в администрацию МО «Карсунский район» с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием способности самостоятельно содержать жилое помещение ввиду инвалидности.

Решением межведомственной жилищной комиссии Администрации МО «Карсунский район» (протокол № 19 от 07.09.2017) истице отказано в признании в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий и на основании п.п. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи выше учетной нормы.

Не согласившись с данным решением, Землянухина обратилась в суд с настоящим иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Землянухиной Л.Д., не установлено.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.06.2009 Землянухина Л.Д. приобрела в собственность в порядке наследования жилой дом площадью 39,3 кв.м и земельный участок, расположенные по адресу: У*** область р.п. К***, ул. Г***, д. ***.

Согласно договору купли-продажи от 23.09.2015 Землянухина Л.Д. продала вышеуказанное недвижимое имущество Д*** В.В.

Исходя из изложенных обстоятельств, отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица не может быть признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении.

При этом судом верно принято во внимание то обстоятельство, что Землянухина Л.Д. совершила действия, в результате которых, при отсутствии указанных обстоятельств, могла бы быть признана нуждающейся в жилом помещении.

Судом первой инстанции все обстоятельства дела, доводы сторон и представленные доказательства надлежащим образом исследованы и оценены, приняты все предусмотренные законом меры к установлению по делу юридически значимых фактов, по делу постановлено не противоречащее материальному и процессуальному закону решение.

Доводы апелляционной жалобы истицы не могут служить мотивом к отмене обжалуемого решения, данные доводы в ходе судебного разбирательства исследовались, что нашло отражение в принятом по делу решении.

В частности, следует отметить, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не прошло 5 лет со дня совершения сделки купли-продажи жилого дома по адресу: У*** область р.п. К***, ул. Г***, д. ***.

Кроме того, на момент обращения Землянухиной Л.Д. в администрацию МО «Карсунский район» с заявлениями о признании ее нуждающейся в жилом помещении, она проживала в жилом помещении по адресу: р.п. К***, ул. Л***, д.***, кв. ***, общей площадью 72,23кв.м, была обеспечена учетной нормой общей площади жилого помещения на одного человека, которая в соответствии с решением Совета депутатов МО «Карсунский район» от 29 октября 2010 года № 17 составляет 18,125 кв.м.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в иске подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в решении, их правильность не вызывает сомнений у суда апелляционной инстанции.

Поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, применен закон, подлежащий применению, нарушений норм материального или процессуального права не допущено, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 20 марта 2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Землянухиной Людмилы Дмитриевны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: