Судебный акт
О взыскании субсидии
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 17.07.2018 под номером 74241, 2-я гражданская, взыскать с ответчика сумму основного долга 300 000 руб., и сумму процентов за пользование чужими денежными средствами 49 509,46 руб, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Агафонов С.Н.                                                               Дело № 33-2506/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 02 апреля 2018 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области к Сунчалиеву Ренату Шамилевичу о взыскании денежных средств в форме субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области Алексеева А.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области обратилось в суд с иском к Сунчалиеву Р.Ш. о взыскании денежных средств в форме субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами. Иск мотивирован тем, что 29.11.2010 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП Сунчалиевым Р.Ш. был заключен договор № 327 о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей на осуществление расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом проекта «***». Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика заявкой на оплату расходов от 06.12.2010 № 671. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 14.07.2015 ИП Сунчалиев Р.Ш. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения, условия предоставления субсидии не исполнены в полном объеме и исполнение их в последующем невозможно. Просил взыскать с ответчика в пользу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области сумму основного долга в размере 300 000 рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 08.04.2016 по 02.02.2018 в сумме 49 509,46 руб.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Полагает, что судом при вынесении решения были нарушены нормы материального и процессуального права. Считает, что все требования к Сунчалиеву Р.Ш. предъявлены Министерством в пределах срока исковой давности. Указывает, что Сунчалиев Р.Ш. не уведомил Министерство о прекращении своей предпринимательской деятельности 14 июля 2015 года. В обоснование своей позиции ссылается на апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу №33-2667/2015.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Сунчалиев Ш.А. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу истца - без удовлетворения.

Ответчик Сунчалиев Р.Ш., надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явился, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи17 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 181-ФЗ, от 28.12.2013 № 418-ФЗ, от 22.10.2014 № 311-ФЗ).

При этом пункт 1 статьи 11 Закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на 2011 год) субсидии юридическим лицам, (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратно основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соотве6тствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 № 429-П утверждена Областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы», одной из целей реализации которой являлось увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Ульяновской области(доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта Ульяновской области); увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах федерального, областного и местных бюджетов.

Из материалов дела следует, что 29.11.2010 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП Сунчалиевым Р.Ш. был заключен договор № 327 о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей на финансирование проекта «***».

Согласно п.3.2.3 договора от 29.11.2010 № 327 ИП Сунчалиев Р.Ш. обязуется обеспечить в срок с 01.12.2010 по 01.12.2013 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование проекта за счет собственных средств в размере не менее 340 000 рублей.

Согласно условиям бизнес-плана финансовый прогноз обоснования проекта составляет 36 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации в общей сумме налоговые платежи должны были поступить в размере 340000 рублей. Пунктом 7.2 договора предусмотрено создание двух рабочих мест.

В соответствии с п.5.3 Договора ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Организация (ИП) представляет Министерству содержательный отчет с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом (возможно представление заверенных копий). Отчет представляется Организацией (ИП) до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.

06.12.2010 Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика заявкой на оплату расходов № 671.

По представленным платежным документам в бюджетную систему Российской Федерации налоговых платежей поступило 235 239 рублей 18 копеек.

14.07.2015 ИП Сунчалиев Р.Ш. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.

В связи с прекращением ответчиком своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, выполнение обязательств, предусмотренных договором и проектом невозможно.

29.03.2016 в адрес ответчика направлено требование о возврате субсидии в течение 10 дней с момента получения.

В ходе судебного разбирательства Сунчалиевым Р.Ш. было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, что в силу ст. 199, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ является самостоятельным основанием к отказу в иске.

Согласно ст. 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

На основании ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В соответствии с п. 8.3, 8.4 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 №120-П субъект малого предпринимательства обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта ненадлежащего исполнения договора.

Министерство несет ответственность за неправомерное, нецелевое, неэффективное использование средств, выделенных из областного бюджета Ульяновской области.

В случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.

Как указывалось выше, договором от 29.11.2010 № 327 определен срок выполнения ИП Сунчалиевым Р.Ш. комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, с 01.12.2010 по 01.12.2013.

Из материалов дела следует, что последний отчет о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, был предоставлен в Министерство за период с 29.11.2010 по 30.12.2014, из которого однозначно следует, что мероприятия, предусмотренные проектом ответчиком не выполнены.

При этом, требование о возврате бюджетных средств истец направил ответчику только 29.03.2016, а с настоящим иском в суд обратился 07.02.2018.

Учитывая данные обстоятельства, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что иск подан истцом с пропуском трехгодичного срока исковой давности.

Доводы апелляционной жалобы о неприменении к данным отношениям срока исковой давности несостоятельны, поскольку обязанность по возврату предоставленной субсидии на развитие малого предпринимательства при невыполнении предпринимателем бизнес-проекта законом возложена на Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, вместе с тем в установленный законом трехгодичный срок истец в суд не обратился. Более того, срок действия договора установлен до 01.12.2013 года. Учитывая, что с иском в суд истец обратился только 07.02.2018 года, то вывод суда о пропуске срока исковой давности является верным.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержит обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 02 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: