Судебный акт
О признании права на получение единовременной социальной выплаты
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 17.07.2018 под номером 74236, 2-я гражданская, о признании права на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                               Дело № 33-2480/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Тарасова Е.Н. – Шихрановой Е.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 19 марта 2018 года, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований Тарасова Евгения Николаевича к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от 07.06.2016 незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи три человека с 10.02.2014, отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Тарасова Е.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя УФСИН России по Ульяновской области, ФСИН России Мошкова А.Ю., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Тарасов Е.Н. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании решения комиссии ФСИН России незаконным, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что он с 09.03.2005 по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе России. 10.02.2014 он в установленном порядке обратился в Территориальную подкомиссию УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и представил пакет документов секретарю комиссии. Заявление было рассмотрено Территориальной подкомиссией 18.06.2014 с принятием решения направлении пакета документов в Комиссию ФСИН России, решением которой от 07.06.2016 ему было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (не представлена информация о регистрации дочери за пятилетний период), а также в соответствии с п. 12. Правил, в связи с ухудшением жилищных условий заявителем в 2013 году. Данный отказ считает незаконным и необоснованным. Тарасов Е.Н. с составом семьи 3 человека обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв.м.

Просил признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное протоколом №39 от 07.06.2016 в части отказа Тарасову Е.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать за Тарасовым Е.Н. право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; обязать ФСИН России поставить Тарасова Е.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи три человека с даты регистрации рапорта - с 10.02.2014.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, была привлечена Тарасова Н.Н.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Тарасова Е.Н. – Шихранова Е.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Отмечает, что судом первой инстанции не была дана надлежащая правовая оценка показаниям свидетелей Д*** Т.Н. и Ж*** Т.С., которые в судебном заседании подтвердили факт проживания Т*** В.Е. вместе со своими родителями по адресу: г. У***, б-р. П***, ***, и тот факт, что с 2006 года семья истца проживает по данному адресу непрерывно, справке ОМВД России по Заволжскому району г. Ульяновска от 15.02.2018, согласно которой Т*** В.Е. проживает по данному адресу, показаниям свидетеля К*** П.В., подтвердившего факт непроживания истца по адресу: г. У***, пр. П***, *** с момента его поступления в военное училище.

По мнению автора жалобы, суд первой инстанции неверно определил обстоятельства, имеющие для дела правовое значение, не дал им соответствующей оценки, нарушил нормы материального и процессуального права при вынесении решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Частью 3 названной статьи установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации» (далее Правила).

Согласно пункту 3 Правил единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная таможенная служба.

Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, которые требуется предоставить сотруднику при обращении с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в целях подтверждения наличия соответствующих оснований для этого, среди которых указаны выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма) и др.

В силу пункта 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.

Согласно положениям п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ во взаимосвязи с пунктом 11 Правил при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальный выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.

В случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил предоставления единовременной социальной).

Материалами дела установлено, что Тарасов Е.Н. с 9.03.2005 по настоящее время проходит службу в уголовно-исполнительной системе России, его общая выслуга лет по состоянию на 10.02.2014 в календарном исчислении составила 12 лет 11 месяцев 22 дня.

10.02.2014 Тарасов Е.Н. обратился в подкомиссию по рассмотрению вопросов о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УФСИН России по Ульяновской области с рапортом о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты.

18.06.2014 документы истца направлены в ФСИН России для принятия решения о постановке его на соответствующий учет.

07.06.2016 комиссия ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты, приняла решение об отказе в постановке Тарасова Е.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Основанием для отказа в постановке Тарасова Е.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения явилось отсутствие обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (не представлена информация о регистрации дочери за пятилетний период), а также в соответствии с п. 12 Правил, в связи с ухудшением жилищных условий заявителем в 2013 году.

Как установлено судом, истец Тарасов Е.Н., претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, на момент рассмотрения комиссией ФСКН России (07.06.2016) его заявления о принятии на учет был зарегистрирован в двухкомнатной квартире, общей площадью 51,20 кв. м, расположенной по адресу: г. У***, б. П***, дом ***, кв.***, принадлежащей на праве собственности Е*** Н.И. (отцу супруги истца) и Е*** Г.И. (матери супруги истца) ( по ½ доли за каждым).

До 17.07.2013 истец был зарегистрирован в четырехкомнатной квартире, расположенной по адресу: г У***, проезд П***, д. ***, кв. ***, общей площадью 58,96 кв.м, принадлежащей на праве общей долевой собственности Б*** Н.А. (дедушке истца), Б*** Н.С. (бабушке истца), Т*** Т.Н. (сестре истца). Согласно справке формы № 8 по указанному адресу в данный период было зарегистрировано 3 человека: Б*** Н.А. (дедушка истца), Б*** Н.С. (бабушка истца), Т*** Е.Н. (внук).

Супруга истца и их несовершеннолетняя дочь по состоянию до 17.07.2013 были зарегистрированы в двухкомнатной квартире, общей площадью 51,20 кв. м, расположенной по адресу: г. У***, б. П***, дом ***, кв.***, где было зарегистрировано 6 человек: Е*** Н.И. (отец супруги истца), Е*** Г.И. (мать супруги истца), Е*** Д.Н. (брат супруги истца), Т*** Н.Н. (супруга истца), Е*** Д.Д. (сын брата супруги истца), и Т*** В.Е., ***г.р. (дочь истца).

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а так же дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса РФ).

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.

Из материалов дела следует, что Тарасов Е.Н., зарегистрировавшись 17.07.2013 в квартире по адресу: г. У***, б. П***, дом ***, кв.***, ухудшил жилищные условия своей семьи, на каждого члена семьи на 17.07.2013 приходилось 7,31 кв.м общей площади жилого помещения вместо 12,23 кв. м общей площади жилых помещений, находившихся в пользовании семьи истца.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение ответчика об отказе в постановке на учет Тарасова Е.Н. для получения единовременной социальной выплаты в связи с ухудшением жилищных условий истцом в соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369, а также в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 данных Правил, является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки, в связи с чем истцу обоснованно было отказано в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют требованиям действующего законодательства, основаны на оценке доказательств, которая дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.

Довод апелляционной жалобы о том, что сам по себе факт регистрации истца 17.07.2013 в квартире по адресу: г. У***, б. П***, дом ***, кв.*** в любом случае не исключает право истца на постановку на учет по причине необеспеченности общей площадью жилого помещения 15 кв. м подлежат отклонению, поскольку из смысла п.п. «б» п.15 Правил от 24.04.2013 № 369 совершение действий, указанных в ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2012 № 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере влечет за собой снятие сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты, а равным образом отказ в постановке на учет.

Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 19 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Тарасова Евгения Николаевича - Шихрановой Елены Викторовны - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: