Судебный акт
Об увеличении размера пенсии
Документ от 03.07.2018, опубликован на сайте 13.07.2018 под номером 74180, 2-я гражданская, о выплате ежемесячного увеличения суммы к пенсии за выслугу лет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                       Дело № 33-2646/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        03 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Дорофеева В.П. – Дегтярева А.В. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 марта 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Дорофеева Владимира Петровича к Федеральному казненному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о возложении обязанности назначить и выплатить увеличение к пенсии за выслугу лет как инвалиду Чернобыльской АЭС отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя Дорофеева В.П. – Дегтярева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Дорофеев В.П. обратился в суд с иском, мотивируя свои требования тем, что он состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Ульяновской области.

В 1986 г. выполнял обязанности военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне.

25.12.2000 г. бессрочно Дорофееву В.П. была установлена *** группа инвалидности с причинной связью «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации аварии на ЧАЭС».

На основании справки МСЭ сер. MCE № 056031 от 25.12.2000 г., военкоматом Харьковской области (Украина) было выдано Дорофееву В.П. удостоверение инвалида Отечественной войны *** группы, сер. ***.

В данном удостоверении указано, что Дорофеев В.П. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.

Согласно пенсионному делу, военкоматом Харьковской области (Украина) Дорофееву В.П. выплачивалась пенсия за выслугу лет, увеличенная как инвалиду ЧАЭС (военная травма) и компенсационные выплаты в счет возмещения вреда здоровью с 25.12.2000 г. по февраль 2017 года включительно.

Дорофеев В.П. в феврале 2017 года прибыл с территории Украины, обращался в Военный комиссариат Ульяновской области с заявлением о выплате ему пенсии за выслугу лет и денежных сумм как инвалиду ЧАЭС с 01.03.2017 года.

По данному заявлению, Военный комиссариат Ульяновской области назначил пенсию за выслугу лет с 01.03.2017 года без увеличения размера к пенсии за выслугу лет как инвалиду ЧАЭС.

Просил суд обязать ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» назначить и выплатить Дорофееву В.П. увеличение к пенсии за выслугу лет как инвалиду ЧАЭС *** группы с 01.03.2017 г. бессрочно.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области.

Рассмотрев исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Дорофеева В.П. – Дегтярев А.В.  не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные, изложенным в исковом заявлении.

Считает, что судом первой инстанции были нарушены нормы материального и процессуального права вследствие неприменения Соглашения государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, что привело к ущемлению Конституционных прав Дорофеева В.П.

Кроме того отмечает, что в соответствии со ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», пользуются всеми компенсациями и льготами, предусмотренными действующим законодательством, не зависимо от того, являются ли они гражданами РФ в соответствии с международными договорами.

Так же в обоснование своей позиции ссылается на факты, имеющие юридическую силу, такие как удостоверение участника ЧАЭС выданное при СССР, удостоверение инвалида ВОВ, справку и выписку из акта освидетельствования к справке МСЭ сер. МСЭ №056031 от 25.12.2000.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Венный комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.  

Дело рассмотрено в отсутствие  истца, представителей ответчика и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Дорофееву В.П. *** года рождения, прибывшему на постоянное место жительства в г. Ульяновск из государства Украина была назначена с 1.03.2017 года пенсия по линии Министерства обороны РФ. Пенсия по выслуге лет истцу  назначена без увеличения, как инвалиду *** группы с причиной связью «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации аварии на ЧАЭС». Поскольку данную доплату он получал на Украине, ссылаясь на международные Соглашения, просил производить доплату на основании документов, имеющихся в материалах его пенсионного дела.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Конституция Российской Федерации, провозглашая в соответствии с целями социального государства право каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением (статья 42), относит установление механизма возмещения вреда, обусловленного радиационным воздействием, к компетенции законодателя, который в Законе Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрел право инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы на ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Основаниями для реализации указанного права являются факт причинения гражданину вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья и соответствующей чрезвычайной ситуацией (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 960-О-П). В связи с этим приобретение специального правового статуса "инвалид вследствие чернобыльской катастрофы" осуществляется в рамках особой правоприменительной процедуры, которая предполагает установление межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями причинной связи между повлекшим инвалидность заболеванием и радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N 1085-О-П).

Правоотношения по установлению причин инвалидности у лиц, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, регулируются нормами специального законодательства.

В соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы осуществляется межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями, заключения которых являются основанием для решения вопроса об установлении степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения вреда, причиненного здоровью граждан.

Исходя из приведенной нормы закона, суд сделал правильный вывод о том, что именно межведомственные экспертные советы и военно-врачебные комиссии являются теми органами, которые уполномочены на установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы. Федеральные же учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют возложенные на них полномочия с учетом и на основании решений, принятых межведомственными экспертными советами.

В случае отсутствия заключения межведомственного экспертного совета, в частности о наличии причинно-следственной связи между заболеванием, имеющимся у гражданина, и радиационным воздействием вследствие аварии на ЧАЭС, федеральное учреждение медико-социальной экспертизы не вправе устанавливать причину инвалидности.

Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не предусматривает возникновение права на соответствующие меры социальной поддержки ранее установления связи имеющихся заболеваний с последствиями катастрофы на ЧАЭС. Такое право возникает с момента установления межведомственным экспертным советом причинно-следственной связи, то есть с момента вынесения им соответствующего решения. Связь заболевания с чернобыльской катастрофой не может быть установлена ранее полученного заключения межведомственного экспертного совета.

В соответствии со ст.4 Закона меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 607 "О Порядке выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Порядок).

Согласно п. 5 Порядка для осуществления выплаты денежной компенсации инвалидам представляются следующие документы (их заверенные в установленном порядке копии):

заявление о выплате денежной компенсации;

копия специального удостоверения инвалида;

копия справки федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности;

копия заключения межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи инвалидности с радиационным воздействием или с работами по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Денежная компенсация выплачивается со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, а при пересмотре ее размера в связи с изменением группы инвалидности, состава семьи, потерявшей кормильца, и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - с первого числа месяца, следующего за месяцем подачи заявления (пункт 7).

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Поскольку причинно-следственная связь между полученными истцом заболеваниями, повлекшими установление инвалидности, и радиационным воздействием вследствие выполнения им работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не установлена компетентным органом, по результатам освидетельствования, проведенного 15.09.2017 Дорофееву В.П. установлена инвалидность третьей группы, причина инвалидности «общее заболевание», согласно сообщению Санкт-Петербургского регионального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов установление статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на основании справок различных организаций и удостоверения, выданных в других государствах не входит в компетенцию Совета,  то правовых оснований для удовлетворения требований истца  о признании права на назначение доплаты к пенсии как инвалиду в связи с выполнением работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, у суда первой инстанции не имелось.

Ссылка в апелляционной жалобе на статью 11 Соглашения государства от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества независимых Государств в области пенсионного обеспечения» несостоятельна. Согласно статье 2 данного Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

Согласно ст. 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г., пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Дорофеева В.П. – Дегтярева А.В.  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: