Судебный акт
Взыскание стоимости путевок на санаторно-курортное лечение
Документ от 03.07.2018, опубликован на сайте 13.07.2018 под номером 74160, 2-я гражданская, о возмещении стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                        Дело № 33-2758/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        03 июля 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Галибиной Эмили Ивановны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 марта 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении иска Галибиной Эмилии Ивановны к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и взыскании стоимости путевок на санаторно-курортное лечение отказать полностью.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Галибиной Э.И., ее представителя Котельникова В.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Галибина Э.И. обратилась к Департаменту Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску с иском о взыскании стоимости санаторно-курортного лечения за 2015 год в размере 28 900 руб. и стоимости санаторно-курортного лечения за 2016 год в размере 28 800 руб.

В обоснование требований указала, что Галибина Э.И. относится к категории реабилитированных лиц.  Согласно ст.16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Меры государственной социальной поддержки на территории Ульяновской области установлены Законом Ульяновской области от 29.09.2015 № 0132-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.4 Закона Ульяновской области № 132-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.

Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с предоставле­нием мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, осуще­ствляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской об­ласти.

Истице как реабилитированному лицу ежегодно должны предоставляться путевки на санаторно-курортное лечение.

Между тем, на протяжении двух лет (2015 год, 2016 год.) путевки для санатор­но-курортного лечения и отдыха Галибиной Э.И.  не предоставлялись, в связи с чем она вынуждена была реализовывать свое право на санаторно-курортное ле­чение за свои средства. В 2015 году приобретала путевку в санаторий за 28 900 руб., что подт­верждается квитанцией к приходному кассовому ордеру № 605 от 12.05.2015 на сумму 25 300 руб. и чек-ордером от 31.03.2015 на сумму 3600 руб. В 2016 году приобреталась путевка в санаторий стоимостью 28 800 руб., что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №783 от 11.05.2016 на сумму 25 500 руб. и чек-ордером от 10.03.2016 на сумму 3300 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Галибина Э.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, которым её исковые требования  удовлетворить в полном объёме.

В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, указывает на нарушение судом норм материального права при вынесении решения.

Не соглашается с выводом суда о том, что не имеется правовых оснований для удовлетворения её исковых требований, и что в компетенцию ответчика не входит обеспечение граждан путёвками на санаторно-курортное лечение.

Указывает, что она не является малоимущей, но имеет право на получение данной путёвки как реабилитированное лицо, имеющее право на предоставление ей мер социальной поддержки, однако она была поставлена в очередь на получение путевки по другому основанию – как инвалид, в связи  с чем ответчик обязан возместить понесённые ей убытки.

В возражениях на апелляционную жалобу ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске»  просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителей ответчиков Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, представителя третьего лица ОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.   

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Галибина Э.И., *** года рождения, относится к категории реабилитированных лиц, и имеет право на льготы, предусмотренные  ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761 (ред. от 09.03.2016) «О реабилитации жертв политических  репрессий», что подтверждено  свидетельством № 0297215 от 14.02.2003.

Также с 24.12.2012 бессрочно  истице установлена инвалидность *** группы. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ  Галибина Э.И. имеет также право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в числе которых входит и обеспечение санаторно-курортным лечением. 

Галибиной Э.И.  в соответствии со ст.16  Закона РФ от 18.10.1991 № 1761 (ред. от 09.03.2016) «О реабилитации жертв политических  репрессий» в первоочередном порядке  на заявительной основе  предоставлялись путевки в СРЦ им. Е.М. Чучкалова (с.Ундоры): с 28.05.2007, с 05.06.2008, с 11.02.2010, с 07.10.2011 и с 15.11.2012.

Согласно представленным копиям заявлений Галибина Э.И. с 2014 года ежегодно обращалась в УОГУСЗН «Центр обеспечения граждан ТСР и СКЛ социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» с заявлениями  о постановке ее на очередь и предоставлении  путевки на санаторно-курортное лечение на основании  Закона РФ от 18.10.1991 № 1761 (ред. от 09.03.2016) «О реабилитации жертв политических  репрессий».

Галибина Э.И. была обеспечена путевкой с 30.11.2017.

Из представленных истцом документов следует, что в 2015 году истец приобрела путевку в ЗАО «Санаторий «БФО» стоимостью 28 900,00 руб., в 2016 года приобрела путевку в ЗАО «Санаторий «БФО» стоимостью 28 800 руб.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закон Ульяновской области от 29.09.2015 N 132-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» реабилитированным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: право на первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 N 620-П утвержден Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением.

В соответствии с п.4 указанного Порядка обеспечение граждан санаторно-курортными путевками осуществляется Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением (далее - учреждение), функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).

Санаторно-курортные путевки приобретаются учреждением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 5).

Санаторно-курортные путевки предоставляются гражданам не чаще одного раза в год по мере поступления средств из федерального бюджета при условии сохранения ими права на получение социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением (п. 6).

Социальные услуги в части обеспечения санаторно-курортным лечением предоставляются учреждением в соответствии с датой регистрации соответствующего заявления на основании сведений, полученных от УОГКУСЗН с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (п. 7).

При этом, ни Федеральным законом от 17.07.1999  N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ни Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни Законом Ульяновской области от 29.09.2015 № 132-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.

Исходя из вышеизложенного суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Галибиной Э.И. о возмещении ей понесенных затрат на приобретение путевок в 2015 и 2016 годах.

Доводы  апелляционной жалобы в части того, что затраченные ею денежные средства на приобретение путевок  фактически являются понесенными убытками в связи с неправомерными действиями ответчиков по отказу в постановке ее на очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение как лицо, имеющее право на льготы в соответствии со ст.16 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», не состоятельны и основанием к отмене судебного решения не являются.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом,  убытки возмещаются причинителем вреда при условии нарушения прав лица, вины причинителя  вреда и наличии причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наличием убытков.

Право Галибиной Э.И. на получение  путевки на санаторно-курортное лечение  не оспаривается.

Как указывалось выше, истица с 2014 года подавала заявления на обеспечение ее путевкой на санаторно-курортное лечение, указанные заявления  принимались ответчиком и в соответствии с датой их подачи истица ставилась на очередь.

Внеочередное обеспечение путевкой реабилитированных лиц и жертв политических репрессий законом не предусмотрено.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки,  к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость  в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.

Иными словами, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что – при условии соблюдения указанной последовательности – согласуется см конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда РФ  от 03.04.2014 № 686-О).

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением  о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но  в течение календарного года не был  обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой  право на ее предоставление.

Истицей не предоставлено доказательств того, что граждане, имеющие право на обеспечение санаторно-курортными путевками в соответствии с п.п.1 ч. ст.4 Закона Ульяновской области «О  мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области» (с изменениями на 27 сентября 2016 года) обеспечивались указанными путевками раз в год, и не предоставление ей санаторно-курортной путевки в 2015 и 2016 года явилось исключительно следствием виновных действий должностных лиц  Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

При таких обстоятельствах понесенные истицей расходы не могут быть признаны убытками, а потому не подлежат взысканию с ответчиков.   

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с принятым решением, основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные отношения, а потому не являются основанием к отмене судебного решения.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда города  Ульяновска от 12 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Галибиной Эмили Ивановны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: