Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 13.07.2018 под номером 74144, 2-я гражданская, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Зуева Н.В.                                                                              Дело № 33а-2624/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                                    26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Щучкиной К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 11 апреля 2018 года, по которому постановлено:

административное исковое заявление Прудкина Сергея Александровича удовлетворить.

Устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровую ошибку путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2011 года земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, район Заволжский, пр-кт ***, д. ***, исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя   Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной  службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области – Тазетдиновой Э.Р., представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  -  Логиновой А.М.,  поддержавших  доводы апелляционных жалоб,   представителя   Прудкина С.А. -  Терентьевой Т.Е., полагавшей решение  суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

Прудкин С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в судебном заседании,  к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области, Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, район Заволжский, пр-кт ***, д. ***.

Требования мотивированы тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ***, общей площадью                     11 156,6 кв.м, расположенный по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск,  Заволжский район, пр-кт ***, д. ***, из земель населенных пунктов, разрешенное использование – под платной автостоянкой и автостоянка на 350 автомашин, общей площадью 48,8 кв.м, кадастровый номер ***.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года    № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2011 года была определена в размере 41 094 512 руб. 06 коп., исходя из удельного показателя 5-ой группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

При проведении государственной кадастровой оценки земельный участок был ошибочно отнесен к 5-ой группе видов разрешенного использования, что повлекло неправильное определение его кадастровой стоимости из расчета удельного показателя 5-ой группы видов разрешенного использования, вместо определения кадастровой стоимости из удельного показателя 3-ей группы видов разрешенного использования.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 10.06.2015 в кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости –                  31 468 975 руб. 36 коп. по состоянию на 01.01.2011.

Однако установление решением комиссии рыночной стоимости не устранило нарушение его прав.

Просил устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости кадастровую ошибку путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2011 года земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, район З***, пр-кт ***, д. ***, исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью «КО-ИНВЕСТ», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области» считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным без учета всех фактических обстоятельств по делу и представленных сторонами доказательств, а также с нарушением норм процессуального права. Просит решение суда отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что Прудкин С.А. стал собственником земельного участка с кадастровым номером *** и плательщиком налога с 31.03.2015.

С 01.01.2015 кадастровая стоимость данного участка установлена в размере рыночной на основании Решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 73/05/2015-88 от 10.06.2015. Исходя из установленной кадастровой стоимости земельного участка Прудкин С.А. уплачивает налоги.  «Архивная кадастровая стоимость» для целей налогообложения применима быть не может и не нарушает права Прудкина С.А. как налогоплательщика.  Доказательств расчета арендной платы исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области № 21-П от 18.01.2012 «Об утверждении кадастровой стоимости земель населенных пунктов»  суду не представлено.

В возражениях на апелляционную  жалобу  Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  считает    апелляционную жалобу  подлежащей удовлетворению.

В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Россреестр) считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норма материального и процессуального права.  Указывает, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость объекта пересмотрена по его инициативе в досудебном порядке, установлена в размере рыночной стоимости. Административный истец воспользовался одним из установленных законом оснований для обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка. Кадастровая стоимость, установленная по его заявлению Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости спорного земельного участка при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 10.06.2015 истцом не оспаривалась.

Судом фактически установлена новая кадастровая стоимость на ту же дату без пересмотра актуальной кадастровой стоимости, что является недопустимым в соответствии с действующим законодательством.

Обязанности по уплате налога у Прудкина С.А. возникают с момента приобретения права собственности на земельный участок, то есть с 2015 года. Доказательства наличия налоговых обязательств административного истца, существовавших в период действия архивной кадастровой стоимости, отсутствуют.

Не основан на законе  вывод суда о необходимости пересмотра кадастровой стоимости, отнесенной к архивным сведениям исходя из 3-й группы видов разрешенного использования, что повлекло снижение кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с установленной рыночной.

Прудкин  С.А., представители  Правительства Ульяновской области, Агентства государственного имущества и земельных  отношений Ульяновской области,                   ООО «КО-ИНВЕСТ» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились,  о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных  жалоб,  судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

Согласно ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации  налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 данного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу под. 7 п. 1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).

В соответствии с п.1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным  кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в п.13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В ходе рассмотрения дела установлено,  что  Прудкин С.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 11 156,6 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, город Ульяновск, район З***, пр-кт ***, д.***.

В кадастровой выписке и в свидетельстве о государственной регистрации права вид разрешенного использования земельного участка поименован: для платной автостоянки. Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012  № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2011 была определена в размере 16 557 240 руб. 39 коп., исходя из удельного показателя 3-й группы видов разрешенного использования.

10.02.2014 на основании постановления Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 613-П «О внесение изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П» в кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере 41 094 512 руб. 06 коп., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 3683 руб. 43 коп. для 5-й группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Ульяновской области
от 19.12.2013 № 613-П оно распространяется на правоотношения, возникшие
с 28 января 2012 года, то есть с даты вступления в силу постановления Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года №21-П.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области от 10.06.2015 в кадастр недвижимости была внесена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости – 31 468 975 руб.  36 коп. по состоянию на 01.01.2011.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В соответствии с ч.3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015  № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с п. 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 (далее – Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации  от 15.02.2007 № 39 (далее – Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Пунктом 1.2 Методических указаний установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» (подпункт 1.2.3) и «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (подпункт 1.2.5).

Как следует из материалов дела, при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ульяновской области определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.

Земельный участок предоставлен  Прудкину С.А.  для эксплуатации автостоянки, что относится к 3-ей группе видов разрешенного использования  земельных участков. Факт использования земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, отнесенного к  5-й группе Типового  перечня, материалами  дела не подтвержден.

При таких обстоятельствах  при проведении государственной кадастровой оценки земель, оценщик  неправомерно  отнес земельный участок  к 5-й группе видов разрешенного использования.

Доводы апелляционной  жалобы об отсутствии у  Прудкина  С.А. права на обращение в суд  с указанным заявлением,  о наличии оснований для прекращения производства по делу являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктами 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015  № 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

С учетом того, что постановление Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» действует до настоящего времени, установление решением комиссии кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости не устранило нарушение прав Прудкина С.А., поскольку пересмотр кадастровой стоимости, отнесенной к архивным сведениям, исходя из удельного показателя 3-й группы видов разрешенного использования, влечет снижение кадастровой стоимости  земельного участка по сравнению с установленной рыночной, довод апелляционной   жалобы  о том, что  Прудкин  С.А. стал собственником земельного участка и плательщиком налога с 31.03.2015 и архивная кадастровая стоимость на нарушает права истца, не может быть принят во внимание.

Не установив злоупотребление административным  истцом своими правами,  суд первой инстанции обоснованно  восстановил  срок обращения в суд.

Апелляционная жалоба не содержит ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы выводы, изложенные в решении суда. Фактически доводы жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой доказательств, в связи с чем, судебная коллегия находит их несостоятельными.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ульяновского областного суда от 11 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи