Судебный акт
Обеспечение бесплатными лекарствами отказ
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 13.07.2018 под номером 74064, 2-я гражданская, о признании незаконным отказа в льготном обеспечении лекарственным препаратом, возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                        Дело № 33-2514/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Дембовской Ольги Викторовны – Ахмадуллина Фарита Равилевича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05 марта 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Дембовской Ольги Викторовны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа в льготном обеспечении лекарственным препаратом, возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца  Ахмадуллина Ф.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Истица Дембовская О.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным отказа в льготном обеспечении лекарственным препаратом, возложении обязанности обеспечивать лекарственными препаратами.

В обоснование иска указала, что Дембовская О.В. является инвалидом *** по общему заболеванию – «***». Согласно п. 23 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012№403, легочная *** является *** заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности. Врачебной комиссией НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России истице назначен препарат *** в сутки (по 1 мг 3 раза в сутки). Врачом ГУЗ «Областной кардиологический диспансер» истице было выдано заключение о назначении препарата *** в дозировке 2,5 мг 3 раза в день, а также необходимости  внесения в региональный сегмент федерального регистра *** заболеваний.  С имеющимися документами истица обратилась к ответчику, однако в обеспечении лекарственным препаратом ей было отказано, в связи с отсутствием препарата в списках и перечнях.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены – Правительство Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Областной кардиологический диспансер»,  врач ГУЗ «Областной кардиологический диспансер» - ***

 

Рассмотрев исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Дембовской О.В. – Ахмадуллин Ф.Р. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда первой инстанции не имеет выводов, на основании которых было отказано истице в удовлетворении её требований, кроме того, что истица не обращалась в поликлинику за выпиской рецепта.   Обращает внимание, что так же в решении суда не установлен факт наличия у истицы редкого заболевания, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний.  

Не соглашается с выводом суда о том, что организация обеспечения пациента с редким заболеванием осуществляется на основании рецепта, ссылаясь в обоснование своей позиции на п.53 ст.4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Так же считает, что судом не был учтён п.17 ч.2.1.1. Положения о Минздраве Ульяновской области. 

Считает, что обязанность по обеспечению истицы лекарственным препаратом у Министерства возникла с момента предоставления ею медицинских документов с назначением препарата «Риоцигуат» в свою поликлинику.

Поясняет, что при вынесении решения судом не было учтено, что истица страдает редким заболеванием. 

Дело рассмотрено в отсутствие истицы Дембовской О.В., представителя ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, представителей третьих лиц Правительства Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Областной кардиологический диспансер»,  врача ГУЗ «Областной кардиологический диспансер» - ***, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Дембовской О.В. *** года рождения, является инвалидом *** по общему заболеванию – «***», относящемуся к *** заболеваниям.

Истица обслуживается в лечебно-профилактическом учреждении  ФКУЗ МСЧ МВД РФ по Ульяновской области, где ей выписываются рецепты на бесплатное получение лекарственных средств (выписка из системы РМИС л.д. 37, 38).

Врачебной комиссией НИИ кардиологии им. А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России истице назначен препарат *** в сутки (по 1 мг 3 раза в сутки).

Врачом консультантом ГУЗ «Областной кардиологический диспансер» истице было рекомендовано назначение препарата *** в дозировке 2,5 мг 3 раза в день, внесение в региональный сегмент федерального регистра *** заболеваний. 

Истица обращалась к ответчику по вопросу обеспечения ее лекарственным препаратом *** однако в обеспечении лекарственным препаратом ей было отказано, в связи с отсутствием препарата в Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Данный отказ Дембовска О.В. оспорила в судебном порядке.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку представленным доказательствам  при правильном применении  норм материального права, обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Дембовской О.В.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 37 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Препарат *** не входит в стандарт оказания медицинской помощи, что не оспаривалось в процессе.

В силу ст. ст. 6.1 и 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами. Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона).

Данный порядок установлен Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден «Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан». В силу положений п. 2.1 вышеуказанного приказа за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

При обращении в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение гражданин предъявляет документ, удостоверяющий личность, документ, подтверждающий право на получение набора социальных услуг, справку, выданную Пенсионным фондом Российской Федерации. В Медицинской карте амбулаторного больного отмечается срок, в течение которого гражданин имеет право на предоставление государственной социальной помощи.

При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.

Согласно положениям ст. 33 ФЗ «Об основах охраны здоровья в Российской Федерации» первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона. При этом, согласно Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, путем обращения в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь с письменным заявлением о выборе медицинской организации и прохождением процедуры прикрепления к медицинской организации.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на получение бесплатного лекарственного препарата реализуется в определенном порядке, через обращение с заявлением и предоставлением необходимого пакета документов в медицинское учреждение, оказывающее гражданам первичную медико-санитарную помощь.

НИИ кардиологии им.А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России не относится к учреждениям, оказывающим гражданам первичную медико-санитарную помощь, в связи с чем решение ВКК центра не дает оснований для обеспечения граждан лекарственными препаратами в целях амбулаторного лечения.

Более того, обеспечение бесплатными лекарственными препаратами осуществляется только на основании рецепта врача, которые у истицы на момент рассмотрения судом исковых требований, отсутствуют.

Принимая во внимание то обстоятельство, что организацией, посредством которой реализуется право гражданина на получение бесплатных лекарственных препаратов с оформлением необходимых рецептов, является учреждение, оказывающее первичную медико-санитарную помощь, истице необходимо соблюсти установленный порядок обеспечения лекарственными препаратами.

Таким образом,  суд правомерно пришел к выводу о том, что единственным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований  Дембовской О.В. явилось не соблюдение ею установленного порядка обеспечения инвалидов бесплатными лекарственными средствами, выразившееся в том, что она, с выпиской из  НИИ кардиологии им.А.Л. Мясникова ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России и рекомендациями врача-кардиолога (консультация) ГУЗ «Областной кардиологический диспансер» обратилась непосредственно в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по вопросу бесплатного обеспечения лекарственным препаратом ***.

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень; при отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из приведенных правовых положений следует, что  на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения.

Таким образом, Министерство реализует свои полномочия путем организации закупок в необходимом количестве лекарственных препаратов для отдельных групп населения и осуществляет и осуществляет контроль за их наличием в аптечной сети.

Непосредственное же обеспечение инвалидов на основании их заявлений и рекомендаций врачей-специалистов лекарственными препаратами в полномочия Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не входит.

Суд, дав верное  толкование приведенных в решении суда правовых норм, обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных Дембовской О.В. требований не имеется.

При этом доводы апелляционной жалобы в части того, что решение суда является немотивированным, несостоятельны.

Сам факт того, что у истицы диагностировано  редкое *** заболевание, оно входит в соответствующий Перечень сторонами не оспаривается и дополнительного установления судом не требуется.

В остановленной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 05 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Дембовской Ольги Викторовны – Ахмадуллина Фарита Равилевича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                   Судьи: