Судебный акт
Расторжение социального контракта
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 06.07.2018 под номером 74057, 2-я гражданская, о расторжении социального контракта, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И.                                                        Дело № 33-2620/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Землянухиной Елены Викторовны на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 10 апреля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске удовлетворить.

Расторгнуть социальный контракт  от 14.06.2017 года, заключенный между Департаментом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области по Карсунскому району и Землянухиной Еленой Викторовной.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске  (до реорганизации Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  по Карсунскому району) (далее по тексту также Департамент) обратился в суд с иском к Землянухиной Е.В. о расторжении социального контракта,

Исковые требования мотивированы тем, что 14.06.2017 между Департаментом и Землянухиной Е.В. в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999  №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.10.2013 № 475-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области» был заключен социальный контракт без номера о предоставлении Землянухиной Е.В. социальной помощи в форме ежемесячного денежного пособия в размере 1000 рублей на приобретение продуктов питания с использованием электронных социальных продовольственных карт (далее ЭСПК), сроком на 12 месяцев. Социальный контракт   от 14.06.2017  вступил в силу с 01.07.2017  и действует по 30.06.2018.

14.06.2017 Землянухиной Е.В. наряду с социальным контрактом от 14.06.2017  и программой адаптации был выдан реестр получателей на открытие текущих счетов с предоставлением в пользование электронной социальной продовольственной карты АО «Банк Венец».

После  14.06.2017  Землянухина Е.В. обратилась в АО «Банк Венец» по вопросу выдачи электронной социальной продовольственной карты (ЭСПК),  в выдаче которой  ей было отказано по причине приостановления их выдачи в связи с исчерпанием запаса пластиковых карт у АО «Банк Венец» и невозможностью их дополнительного выпуска.

30.06.2017 в адрес Департамента от Землянухиной Е.В. поступило письменное заявление с просьбой аннулировать (объявить недействительным, отменить) социальный контракт от 14.06.2017 с приложением  социального контракта б/н от 14.06.2017, реестра получателей на открытие счетов в связи с предоставлением ЭСПК, программой социальной адаптации от 14.06.2017.

Согласно информации Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 02.06.2017, а так же уведомления АО Банк «Венец» от 13.09.2017  №7667 о расторжении договора №16 от 13.10.2015, выдача электронных социальных продовольственных карт приостановлена с 01.06.2017, а обслуживание действующих социальных банковских карт АО Банком «Венец» производится по 29.12.2017 включительно.

Указанные обстоятельства  делают невозможным исполнение социального контракта от 14.06.2017  заключенного между Департаментом и Землянухиной Е.В.

Истцом 06.09.2017, 13.09.2017 , 16.01.2018  в адрес ответчика направлялись заказные письма с уведомлением с предложениями подписать дополнительное соглашение к социальному контракту   от 14.06.2017 о расторжении действующего Социального контракта в двустороннем порядке, однако указанные предложения Землянухиной Е.В. были отклонены, что прямо следует из  ответов от 15.09.2017 и 19.01.2018.

В связи с тем, что законом установлен специальный порядок предоставления государственной социальной помощи, вид, форма и порядок предоставления социальной услуги является существенным условием социального контракта, а изменение существенных условий социального контракта б/н от 14.06.2017  в виде внесения изменения в его содержание не допускается, так как нарушает ст. 451 ГК РФ и по своей сути фактически подменяет собой порядок назначения социальной выплаты, установленный в главе 2 Постановления Правительства Ульяновской области от 16.10.2013 N 475-П.

В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст. ст. 450, 451, 452 ГК РФ,  истец попросил расторгнуть социальный контракт от 14.06.2017 заключенный между Департаментом и Землянухиной Е.В.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены –Министерство финансов Ульяновской области, Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат».

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Землянухина Е.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции были допущены нарушения норм материального и процессуального права при вынесении решения, не учтены обстоятельства, имеющие значение для дела, исковое заявление было безосновательным, предмет разбирательства отсутствовал. 

Обращает внимание, что у истицы не было желания расторгнуть данный социальный контракт, она обратилась в Департамент с требованием устранить не соответствующие законодательству нарушения в нём, которые не устранены до настоящего времени.        

Так же в обоснование своей позиции ссылается на ст. 9 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Полагает, что социальный контракт о государственной социальной помощи с использованием ЭСПК с ней не заключался, который суд своим решением расторг.

Не соглашается с тем, что не учитывалось её мнение при подготовке дела к судебному разбирательству.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Землянухина Е.В., относясь к категории малоимущих граждан, 02.06.2017 обратилась в Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по Карсунскому району  (после  реорганизации Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  по городу Ульяновску) с заявлением об  оказании ей помощи в форме ежемесячного денежного пособия в размере 1000 рублей на приобретение продуктов питания с использованием   ЭСПК.

14.06.2017 между Департаментом и Землянухиной Е.В.  заключен социальный контракт об оказании ей  государственной социальной помощь в форме ежемесячного денежного пособия в размере 1000 руб. на приобретение продуктов питания с использованием электронных социальных продовольственных карт (далее ЭСПК), сроком на 12 месяцев (с 01.07.2017 по 30.06.2018).  Предметом данного социального контракта является взаимодействие между истцом и ответчиком в целях стимулирования его активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации, реализации программы социальной адаптации ответчиком на период действия социального контракта. 

Статьей  1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальный контракт определен как соглашение, заключенное между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Как следует из ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999  №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. 

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Согласно п. 1.4 Порядка назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 16.10.2013 N 475-П (далее по тексту также Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи Ульяновской области) социальная помощь оказывается в форме, в том числе ежемесячного денежного пособия на приобретение продуктов питания с использованием электронных социальных продовольственных карт (далее соответственно - ежемесячное денежное пособие, ЭСПК).

Согласно п. 1.8 Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи Ульяновской области ежемесячное денежное пособие предоставляется получателям с использованием ЭСПК, принимаемых для оплаты в торговых объектах субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в оказании государственной социальной помощи в форме ежемесячного денежного пособия с использованием ЭСПК и подписавших соответствующие соглашения о сотрудничестве с исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере сельского хозяйства.

На основании договора № 16 об оказании услуг по выпуску и обслуживанию социальных банковских карт от 13.10.2015 АО Банк «Венец» по поручению Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области оказывает услуги по обслуживанию счетов физических лиц, открытых в банке по операциям, совершенным с использованием выданных им банковских карт и операциям по зачислению денежных средств на данные счета по поручению Министерства.

Согласно информации Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 02.06.2017, а так же уведомлению АО Банк «Венец» от 13.09.2017 за №7667 о расторжении договора №16 от 13.10.2015, выдача электронных социальных продовольственных карт приостановлена с 01.06.2017  и обслуживание действующих социальных банковских карт АО Банком «Венец» производится по 29.12.2017  включительно.

По сообщению от 10.04.2018 Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на территории Ульяновской области с 01.01.2018 в связи с невозможностью предоставления ежемесячного денежного пособия на приобретение продуктов питания с использованием ЭСПК по причине отсутствия соответствующих договорных отношений с банком, малоимущим семьям представляется альтернативная форма государственной социальной помощи- натуральная помощь с использованием продуктовой карты.

В соответствие со ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Так, при заключении оспариваемого социального контракта стороны исходили из того, что  изменения обстоятельств не произойдет. При этом, Департамент не мог предвидеть расторжение АО Банк «Венец» договора №16 от 13.10.2015 о выпуске и обслуживании ЭСКП. При этом  исполнение договора без существенного изменения его условий настолько может нарушить соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и  может повлечь для   истца такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Исходя из вышеизложенного, а также   учитывая то, что  финансовое обеспечение расходных обязательств государства, связанных с исполнением оспариваемого социального контракта, осуществляется исключительно  в установленном Правительством Ульяновской области порядке в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели законом об областном бюджете Ульяновской области,  в настоящее время предоставление  ответчице социальной помощи с использованием ЭСПК невозможно в связи  отсутствием договорных отношений  с банком по их обслуживанию, вывод суда   о невозможности  является правомерным.

Поскольку  в социальном контракте, а также  в гражданском законодательстве, которое регулирует спорные правоотношения, а также  из обычаев не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет  истец, суд обоснованно удовлетворил исковые требования Департамента Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске, расторгнув социальный контракт  от 14.06.2017, заключенный между Департаментом Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области по Карсунскому району и Землянухиной Е.В.

Доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 10 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Землянухиной Елены Викторовны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: