Судебный акт
О возложении обязанности по обеспечению доставки больного в диализный центр
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 13.07.2018 под номером 74006, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по необеспечению доставки больного в областной диализный центр, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова М.С.                                                      Дело № 33-2570/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Агафоновой Антонины Петровны на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 26 марта 2018 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Агафоновой Антонины Петровны, Герасимова Алексея Ивановича, к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Тереньгульская районная больница» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по обеспечению доставки Агафоновой Антонины Петровны и Герасимова Алексея Ивановича автомобильным транспортом от места жительства до места получения медицинской помощи заместительной почечной терапии методом гемодиализа и обратно согласно графикам лечения на 2017-2018 годы отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Агафоновой А.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в интересах Агафоновой А.П. с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Тереньгульская районная больница» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия.

В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по обращению Агафоновой А.П. было установлено, что истец является инвалидом *** (бессрочно), страдает ***, нуждается в ***. Не прохождение или нерегулярное прохождение истцом процедуры *** угрожает ему летальным исходом. Обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде *** и *** возложена на субъект Российской Федерации - Ульяновскую область в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области и ГУЗ «Тереньгульская районная больница».

Просил признать незаконным бездействие ГУЗ «Тереньгульская районная больница» и Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области незаконным по необеспечению доставки Агафоновой А.П., автомобильным транспортом от места жительства до места получения медицинской помощи заместительной почечной терапии методом ***.

Также прокурор Тереньгульского района Ульяновской области  обратился в суд с аналогичными требованиямив интересах Герасимова А.И. .

В обоснование исковых требований дополнительно к вышеизложенному указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по обращению Герасимова А.И. было установлено, что истец является инвалидом *** (бессрочно), страдает ***, нуждается в ***.

Определениями судьи Министерство финансов Ульяновской области, администрация МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, ООО «Фрезениус Нефрокеа» привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Определением судьи от 26.02.2018 года дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство. 

Рассмотрев исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Агафонова А.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.       В обоснование жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права при вынесении решения.   Обращает внимание, что процедура *** является жизненно необходимой, её бесплатное получение гарантировано истцам законодательством, однако в медицинском учреждении по месту жительства она предоставлена быть не может, соответственно, ответчик должен организовать их доставку до лечебного учреждения, в котором они смогут реализовать своё право на получение бесплатной медицинской помощи.

Считает, что денежные средства на транспортировку граждан до места лечения заложены в Федеральном бюджете.

В отзыве на апелляционную жалобу ООО «ФРЕЗЕНИУС НЕФРОКЕА» просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить.

Дело рассмотрено в отсутствие  истца Герасимова А.И., прокурора, представителей ответчиков, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно материалам дела, Агафонова А.П., 11.03.1948 года рождения, зарегистрированная и проживающая в с. Ясашная Ташла Тереньгульского района Ульяновской области, с 01.02.2012 года является инвалидом *** по общему заболеванию бессрочно, с 29.11.2011 года получает плановое лечение методом программного *** в связи с наличием *** в условиях диализного центра ООО «Фрезениус Нефрокеа», расположенного в г. Ульяновске, с графиком лечения – 3 раза в неделю (вторник, четверг, суббота) с 12 до 18 часов.

Герасимов А.И., *** года рождения, зарегистрированный и проживающий в ***, с 12.02.2014 года является инвалидом *** по общему заболеванию бессрочно, с 2014 года получает плановое лечение методом *** в связи с наличием *** в условиях диализного центра ООО «Фрезениус Нефрокеа», расположенного в г. Ульяновске, с графиком лечения – 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница) с 12 до 18 часов.

Ссылаясь, что доставка Агафоновой А.П. и Герасимова А.И. должна осуществляться от места жительства до места получения медицинской помощи заместительной почечной терапии методом гемодиализа автомобильным транспортом, который должны обеспечить ответчики, прокурор обратился с иском в суд.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Несогласие истца Агафоновой А.П. с вынесенным судебным постановлением не может повлечь его отмену ввиду следующего.

Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Согласно положениям части 2 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 5 и 7 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. № 17н (далее - Порядок), оказание медицинской помощи больным, страдающим хронической почечной недостаточностью, методом заместительной почечной терапии (гемодиализа) относится к специализированной медицинской помощи по профилю «нефрология».

Скорая медицинская помощь больным с нефрологическими заболеваниями (в том числе больным с острой почечной недостаточностью

различной этиологии) осуществляется фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи; врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи; специализированными выездными бригадами скорой медицинской помощи реанимационного профиля. Бригада скорой медицинской помощи доставляет больных с нефрологическими заболеваниями в медицинские организации, оказывающие круглосуточную помощь по профилю «нефрология» и «анестезиология и реанимация». В ходе оказания скорой медицинской помощи при установленном диагнозе нефрологического заболевания, после устранения угрожающего жизни состояния, больные переводятся в отделения нефрологического профиля (нефрологическое отделение, отделение диализа) медицинской организации для оказания специализированной медицинской помощи (пункты 4 и 5 Порядка).

Согласно пункта 16  Письма Минздрава России от 13.12.2017 N 11-7/10/2-8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов; при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи. Поскольку относится к транспортным  расходам.

В силу ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относится создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из материалов дела следует, что Постановлением администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от 15.11.2013 года № 679 (ред. от 05.09.2017) утверждена муниципальная программа «Забота» на 2014-2018 годы. Одной из подпрограмм указанной программы является муниципальная подпрограмма «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в муниципальном образовании «Тереньгульский район» на 2014 – 2018 годы». К целям и задачам данной подпрограммы относятся своевременное и адекватное решение проблем инвалидов, оказание социально-медицинских услуг инвалидам, решение социальных вопросов, которые возникают в связи с болезнью, затрудненной мобильностью инвалидов.

Также на территории Тереньгульского района Ульяновской области принято Постановление администрации МО «Тереньгульский район» Ульяновской области от 16.04.2015 № 160 (ред. от 02.06.2015) «О Порядке предоставления адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в муниципальном образовании «Тереньгульский район», которая предусматривает адресную материальную помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в муниципальном образовании «Тереньгульский район», в т.ч. инвалидам.

В апелляционной жалобе истец ссылается на Постановление Правительства Ульяновской области от 26.12.2017 N 680-П (ред. от 30.05.2018) "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", которым предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета Ульяновской области может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно. Однако это возможно при внесении данных расходов в соответствующий  бюджет.

В 2017 году Агафоновой А.П. были оказаны меры социальной поддержки в размере 10 000 руб. в соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 19.05.2017 года № 1484-р «О перечислении средств на оказание адресной материальной помощи», а также перечислена денежная выплата в размере 2 000 руб. в соответствии с Постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» от 04.04.2017 № 131.

В 2017 году Герасимову А.И. были оказаны меры социальной поддержки в размере 20 000 руб. в соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 17.03.2017 года № 781-р «О перечислении средств на оказание адресной материальной помощи», а также перечислена денежная выплата в размере 2 000 руб. в соответствии с Постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» от 10.03.2017 № 89, а также как инвалиду ему была предоставлена льгота по оплате проезда на общественном транспорте к месту проведения программного гемодиализа и обратно, что также подтверждается пояснениями стороны истца, данными ими в судебном заседании.

Истцы не отрицали, что данные выплаты были произведены в связи с необходимостью осуществления ими поездок в гемодиализный центр.

Доводы истцов о том, что данная помощь является незначительной, основанием к удовлетворению иска не является, поскольку создание условий для оказания социальной помощи населению осуществляется исходя из имеющихся финансовых возможностей соответствующего бюджета.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Агафоновой А.П., являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 26 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Агафоновой Антонины Петровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: