Судебный акт
Назначение страховой пенсии по старости
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 13.07.2018 под номером 74002, 2-я гражданская, о назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Колбинова Н.А.                                                       Дело № 33-2604/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мамедова Рамиза Рамазана оглы на решение Засвияжского районного суда города  Ульяновска от 12 февраля 2018 года, с учётом определения того же суда от 26 апреля 2018 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

В  удовлетворении  исковых  требований  Мамедова  Рамиза  Рамазан  оглы                      к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным решение Государственному учреждения - Управлению Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской  области  от  21 ноября 2017 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить  страховую  пенсию  по  старости с  08  августа 2017 года  -  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Мамедова Р.Р. Соболева А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мамедов Рамиз Рамазан оглы обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области  от  21 ноября 2017 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с  момента первого обращения  -  с   08  августа 2017 года.

Исковые требования мотивированы тем, что  08.08.2017 Мамедов Р.Р. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением Комиссии по оценке пенсионных прав граждан  от 21.11.2017  истцу было отказано в связи с отсутствием документального подтверждения страхового стажа  с 1978 по 1999 год. Так, по подсчету ответчика страховой стаж  истца составил  2 года 4 дня.

С данным решением Мамедов Р.Р. не согласен, поскольку  по представленным им документам страховой стаж составляет 9 лет 4 дня, что является достаточным для назначения страховой пенсии по старости. 

 

Рассмотрев исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Мамедов Р.Р. оглы не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме. 

В обоснование жалобы указывает, что им была предоставлена нотариально заверенная архивная справка с переводом с грузинского языка на русский от 10.04.2017, выданная ему лично по его запросу, которая подтверждает его трудовой стаж в оспариваемый период.

Ссылается на свидетельские показания его родного брата – Мамедова С.Р. оглы, подтвердившего в судебном заседании факт его  работы в колхозе, которые  необоснованно не были приняты судом во внимание.

Указывает, что ответа из Единого государственного фонда социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия ответчиком не получено, соответственно, не имеется доказательств факта отсутствия пенсионных отчислений за спорный период времени, считает данную причину отказа формальной, поскольку ранее ему было отказано по другому основанию.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  истца Мамедова Р.Р., представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона № 400 – ФЗ  «О страховых пенсиях»  право  на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Согласно ч.1 ст. 35 Федерального закона № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях» продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8  настоящего Федерального закона, начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год согласно  приложению 3  к настоящему Федеральному закону.

При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8  настоящего Федерального закона (ч.2 ст. 35 ФЗ № 400 –ФЗ).

Исходя  из приложения  № 3 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О  страховых пенсиях» страховая пенсия по старости в 2017 году назначается при наличии не менее  8  лет страхового стажа.

Из материалов дела следует, что  Мамедов Р.Р., ***1957 года рождения,  08  августа  2017 года  обратился в  Государственное  учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии по  старости.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов  реализации пенсионных прав граждан ГУ – Управления пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе города Ульяновска  от  21.11.2017 (протокол комиссии  за  № ***) Мамедову Р.Р.  отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи   с   отсутствием     требуемого     страхового    стажа.

Так, по расчету пенсионного органа  страховой стаж истца на дату обращения составил  2 года  4  дня (период службы  в  армии  с   13.11.1976 по  17.11.1978).

Не согласившись с данным решением, Мамедов Р.Р. оспорил его в судебном порядке.

Суд, разрешая  исковые требования, дал верную правовую оценку представленным доказательствам, правильно применил закон, и обоснованно пришел к выводу о том, что  решение ГУ – УПФ РФ в Засвияжском районе города Ульяновска от 21.11.2017 за № 3156 об отказе в назначении Мамедову Р.Р. страховой пенсии по старости является законным и обоснованным.

В силу  п.11, 12 постановления правительства  РФ от  02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа  для установления  страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому  договору, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке  содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют  записи об отдельных периодах работы, в подтверждение  периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии трудовым законодательством, действовавшим  на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии с п.36 Постановления правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 при  утрате  документов о работе и по другим причинам (вследствие их небрежного хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний 2 и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они  подтверждают работу гражданина. 

Как следует из представленных документов, Мамедов Р.Р., уроженец с.Кабали Лагодехского района Грузинской ССР, зарегистрирован и проживает в городе Ульяновске с 2000 года,  гражданство Российской Федерации приобрел в  2008 году.

Обращаясь в Пенсионный орган за назначением страховой пенсии, истец в подтверждение страхового стажа представил справку из военного комиссариата о периоде  срочной военной службы, а также нотариально заверенную справку  АА2017011282-03 от 10.04.2017, выданную национальным архивом  Грузии  Кахетинским региональным архивом. Трудовой книжки у истца не имеется. Документов, подтверждающих трудовую деятельность на территории Российской Федерации у Мамедова Р.Р. также не имеется.

Пенсионное обеспечение граждан, проживающих в Российской Федерации, при наличии у них (страхового) трудового стажа, приобретенного на территории Грузии, осуществляется в соответствии с заключенным между Правительством  РФ и Правительством Грузии Соглашением от 16.05.1997 г. о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения.

Согласно статье  2 указанного Соглашения пенсионное обеспечение граждан Российской  Федерации и  Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они имеют место постоянного жительства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения от 16.05.1997 г.  для определения права на пенсию, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или

Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также                     на  территории  бывшего  СССР  по  31.12.1991 г.

При этом в силу статьи 1 данного Соглашения от 16.05.1997 г. трудовым (страховым) стажем признается продолжительность трудовой деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

В соответствии с Распоряжением правления Пенсионного фонда от 22.06.2004 г. № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств- республик бывшего СССР» приняты Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств  - республик бывшего СССР.

В пункте 6 данных Рекомендаций предусмотрено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения (от Соглашения от 16.05.1997 г.), учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации  или Республики Грузия (в том числе до вступления в силу данного Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991 г.

Исходя из определения  трудового (страхового) стажа, данного в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16 мая 1997 года, периоды работы после 01 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Данные периоды работы на территории Республики Грузия должны подтверждаться справкой компетентного органа названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование - Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Таким образом, в силу указанных норм пенсионного законодательства и  Соглашения Российской Федерации и Грузии по вопросам пенсионного обеспечения граждан  периоды работы   после   01   января  1991  года  подлежат включению в трудовой стаж при условии уплаты в указанный период страховых взносов на пенсионное обеспечение, что должно быть подтверждено справками компетентных   органов  Грузии.

Для подтверждения периода  работы в колхозе «Коминтерн» Лагодехского района села Кабали с  1986 года  по 1992 года истцом представлена нотариально заверенная  архивная справка от 10.04.2017 выданная Национальным архивом Грузии  - Кахетинским  региональным архивом, из которой следует, что в документах колхоза «Коминтерн»  села  Кабали  с  1978 по 1985 годы  не  имеется  данных  о  работе Мамедова  Рамиза   Рамазан оглы. Трудовые и расчетные книги за 1993  – 1999 годы на хранение в Кахетинский региональный архив не поступали, в связи с этим не представляется возможности предоставить сведения о работе Мамедова Р.Р., в книгах приказов за 1993  – 1999 годы  не найден приказ об его освобождении с должности. В Кахетинский региональный архив книги приказов колхоза «Коминтерн» села  Кабали за 1978  – 1992 годы не поступали, в связи с чем, не представляется возможности представить сведения о принятии в колхоз Мамедова Рамиза Рамазан  оглы.

Также в  архивной справке указано, что  по сохраненным документам колхоза «Коминтерн» Лагодехского района, в  Кахетинском региональном архиве имеются сведения о работе  в  колхозе  в  период  с  1986  по 1992 годы  (по трудовым и расчетным книгам) - Мамедова Рамиза (отчество в документе не зафиксировано).       При этом в архивной справке отсутствуют также и  сведения о дате  рождения     Мамедова  Рамиза.

Поскольку указанная справка  не содержит указаний на конкретные приказы (решения общего собрания колхоза) о принятии  Мамедова Р.Р. на работу и его увольнении, а также в ней отсутствует указание на отчество  Мамедова Рамиза и дату его рождения, а допрошенный в судебном заседании свидетель Мамедов Сехраб Рамазан оглы, родной брат истца, после 1985 года в  колхозе «Коминтерн» Лагодехского района села Кабали не работал,  суд правомерно пришел к выводу о том, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие его трудовую деятельность в период с 1978 по 1999 годы.   

Представленная же в судебное заседание архивная справка от 13.06.2018, выданная  Национальным архивом Грузии Кахетинским региональным архивом, не является допустимым доказательством, подтверждающим трудовой стаж Мамедова Р.Р.  за период с 1991 по 1999 годы.

Так, указанная справка  не соответствует ранее выданной  архивной справке  от 10.04.2017 как в части  отчества истца, так и в части  размера заработной платы за 1991 год и источника получения указанных данных.

В архивной справке от 10.04.2017 указано, что в документах, в том числе расчетных книгах, колхоза «Коминтерн»  отчество Мамедова Рамиза  не указано. В представленной  в апелляционную инстанцию справке  указано полностью фамилия, имя и отчество истца.

Заработная плата Мамедова Р.Р. за  1991 год  в справке от 13.06.2018 и от 10.04.2017 указана различная. При этом, в справке от 13.06.2018  имеется ссылка на фонд № 75, дело 613, стр.13, как на источник  указанных в справке сведений. Справка же от 10.04.2017, также содержащая данные о заработной плате за 1991-1992 годы  ссылки на указанный источник не содержит.

Более того, ни суду, ни  в пенсионный орган не представлены справки  компетентных   органов  Грузии документы, подтверждающие оплату страховых взносов на пенсионное обеспечение за период с 1991 по 1999 годы.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке доказательств и основаны на неверном толковании закона, а потому являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 12 февраля 2018 года, с учётом определения того же суда от 26 апреля 2018 года об исправлении описки оставить без изменения, а апелляционную жалобу Мамедова Рамиза Рамазана оглы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: