Судебный акт
О защите прав потребителей
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 04.07.2018 под номером 73987, 2-я гражданская, о защите прав потребителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Усова В.Е.                                                                                 Дело № 33-2457/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                        26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Маслюкова П.А.,

судей Подгорновой О.С., Костюниной Н.В.

при секретаре Скала П.А. 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Романова Александра Евгеньевича и Романовой Ирины Александровны на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 19 марта 2018 г., по которому постановлено:

исковые требования Романова Александра Евгеньевича и Романовой Ирины Александровны удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Запад-2» в пользу Романова Александра Евгеньевича неустойку в размере 10 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 500 рублей, штраф в размере 6 250 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Запад-2» в пользу Романовой Ирины Александровны неустойку в размере 10 000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 500 рублей, штраф в размере 6 250 рублей.

В остальной части иска Романову Александру Евгеньевичу и Романовой Ирине Александровне -  отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Запад-2» в доход бюджета муниципального образования «Город Ульяновск» госпошлину в сумме 1100 рублей.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения истцов Романова А.Е. и Романовой И.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Романов А.Е. и Романова И.А обратились в суд с иском к ООО «Запад-2» о  защите прав потребителя.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что 27 августа 2015 г. между ними и ООО «Запад-2» был заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома № ***. По условиям данного договора ответчик обязался построить объект недвижимого имущества, а именно многоквартирный жилой дом №*** в строительном квартале Ц*** в З*** районе г. У***, и после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию передать объект долевого строительства, а именно двухкомнатную квартиру, общей проектной площадью 59,11 кв.м, проектный номер ***, расположенную на *** этаже *** подъезда дома.

В нарушение условий договора ответчиком после предоставления указанного объекта долевого строительства не было осуществлено подключение дома и квартиры к газоснабжению. Фактически с момента сдачи дома в эксплуатацию и по 05 сентября 2017 г. представленная по договору квартира по вине ответчика не была газифицирована, чем были существенно нарушены их права, как потребителей данного вида услуг.

Обращения к ответчику об устранении допущенного нарушения остались без ответа, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Уточнив требования иска в районном суде, просили взыскать в свою пользу неустойку за период с 05 августа 2017 г. по 05 сентября 2018 г. в размере 331 336 руб. в пользу каждого из истцов, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей в пользу каждого из истцов, штраф в размере 50% от взысканных судом сумм.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО «Газпром газораспределение Ульяновск».

Рассмотрев заявленные истцами требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе истцы с решением районного суда не соглашаются, просит его изменить, увеличив неустойку, компенсацию морального вреда и штраф до заявленного в суде размера.

Авторы жалобы считают, что судом неправильно определены фактические обстоятельства дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права. Полагают, что правовых оснований для существенного снижения определенного законом размера неустойки и штрафа не имелось.

Судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, а также третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого истцами судебного решения в апелляционном порядке по доводам вышеприведенной жалобы не установлено.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» (в ред. от 16.10.2006) по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар выполнить работу, оказать услугу, качество которого соответствует договору.

Как следует из материалов дела, 27 августа 2015 г. между Романовым А.Е., Романовой И.А. (истцы по делу) и ООО «Запад-2» (ответчик) был заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома № 7Ц/3.

В соответствии с п.2.1 данного договора ООО «Запад-2» обязался в предусмотренный срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) объект недвижимого имущества, а именно: многоквартирный жилой дом №*** в строительном квартале Ц*** в З*** районе г. Ульяновска, и после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию передать участникам объект долевого строительства, указанный п.2.2. договора №7Ц/3 участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, а участники обязуются уплатить обусловленную договором цену и принять объект на основании передаточного акта  - объект долевого строительства, а именно двухкомнатную квартиру, общей проектной площадью 59,11 кв.м, проектный номер ***, расположенную на *** этаже *** подъезда дома (в связи с регистрацией данного объекта его настоящий действительный адрес: дом № *** по пр.Л*** в г.У***.). 

Цена настоящего Договора составляет 2 070 850 рублей (5.2 Договора).

Обязательство истцами, как участниками договора долевого строительства многоквартирного жилого дома № 7Ц/3 исполнено в полном объеме.

Напротив, как правильно было указано судом первой инстанции, по делу подтвержден факт нарушений условий договора ответчиком, передавшим квартиру истцам с недостатками, выразившимися в неподключении жилого дома к газоснабжению.

Фактически технологическое присоединение газопровода – ввода жилого дома № *** по пр.Л*** в г.У*** к действующей газораспределительной сети было произведено лишь 05 сентября 2017 г.

Указанные выше обстоятельства сторонами не оспариваются.

Таким образом, в заявленный Романовым А.Е и Романовой И.А. период, согласно уточненных истребований искового заявления, с 05 августа 2017 г. по 05 сентября 2017 г. (л.д. 160-161), квартира имела недостатки (отсутствие газоснабжения в доме), которые делали ее частично непригодной для предусмотренного договором использования.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции в соответствии с требованиями приведенных в решении норм Градостроительного кодекса Российской Федерации, с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, положениями вышеприведенного Федерального закона № 214-ФЗ (ст. ст. 7,10) и ст.23 Закона РФ «О защите прав потребителей» пришел к правильному выводу о наличии правых оснований для взыскания в пользу истцов неустойки и штрафа за просрочку в удовлетворении их требований по предоставлению объекта долевого строительства.

Размер неустойки, рассчитанный судом за заявленный истцами период (05.08.2017 по 05.09.2017), составляет 641 963 рубля 50 копеек.

Оснований не соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.

Доводы, приведенные истцами в апелляционной жалобе, о том, что суд, безосновательно снизил указанный размер неустойки, а также штрафа, судебная коллегия считает несостоятельными.

Из буквального содержания вышеприведенного Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ следует, что неустойка является мерой гражданско-правовой ответственности, носит компенсационный характер и не может служить источником обогащения (п.2 ст.6 закона).

В ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено право суда уменьшить неустойку в случае, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от дата N 263-О, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования ст. 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

По существу в ч. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение ст. 35 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. п. 71 - 72 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 ГК РФ).

Принимая во внимание заявление ответчика о снижении размеров неустойки, а также конкретные обстоятельства, обусловившие нарушение срока передачи жилого помещения истцам, заявленные по делу сроки таких нарушений, исходя из принципов разумности и справедливости, соблюдения баланса прав и законных интересов сторон, суд первой инстанции правильно указал на возможность снижения неустойки, определив ее в вышеприведенном размере.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии оснований применения положений ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и не усматривает оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы истцов, и для увеличения размера неустойки, а также для увеличения размера штрафа, как о том просили в суде апелляционной инстанции истцы.

Наряду с изложенным, учитывая, что вина ответчика в нарушении обязательства перед истцами по договору установлена, с учетом фактических обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд обоснованно определил размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца в соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей".

Свои выводы суд мотивировал, не согласиться с выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 19 марта 2018 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Романова Александра Евгеньевича и Романовой Ирины Александровны – без удовлетворения.

 

Председательствующий               

 

Судьи: