Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 13.07.2018 под номером 73965, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Давыдова Т.Н.                                                        Дело № 33-2645/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 марта 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Камышанова Александра Степановича удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Камышанова Александра Степановича лекарственным средством *** по рецепту от 18 октября 2017 г. в количестве 4 единиц и по рецепту от 16 ноября 2017 г. в количестве 4 единиц.

Решение подлежит немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., мнение прокурора Федечко Ф.И.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах Камышанова А.С.  обратился к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области с иском об обязании обеспечить Камышанова А.С., 23.06.1948 года рождения, лекарственным препаратом *** в количестве 8 упаковок по выписанным рецептам от 18.10.2017 и 16.11.2017.

Требования мотивированы тем, что   прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска проведена проверка по обращению Камышанова А.С. о нарушении его прав на предоставление ему льготного обеспечения лекарственными средствами.

Установлено, что Камышанов А.С. наблюдается в НУЗ «Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО «РЖД» (далее НУЗ) с диагнозом: ***. ***.

Из информации учреждения здравоохранения следует, что Камышанов А.С., нуждается в лекарственном средстве *** 12 таблеток в сутки. 18.10.2017, 16.11.2017 Камышанову А.С. были выписаны рецепты на получение лекарственного средства ***, каждый рецепт на получение 4 упаковок данного лекарственного средства. При этом до настоящего времени Камышанов А.С. указанными препаратами не обеспечен. Таким образом, права Камышанова А.С. на льготное обеспечение лекарственным препаратом грубо нарушены.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: АО «УльяновскФармация», НУЗ «Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО «РЖД».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.     В обоснование жалобы указывает, что в 2017 году Министерством закупался спорный лекарственный препарат согласно государственному контракту, более того Камышанов А.С. в настоящий момент обеспечивается им в полном объёме и с учётом медицинских показаний.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. За назначение и дозировку лекарственного препарата ответственность несёт лечащий врач.

Дополняет, что необеспечение истца лекарственным препаратом «***» по рецептам, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Считает, что обеспечение лекарственными препаратами производится только на основании выписанных рецептов лечащим врачом, не может быть назначено по решению суда. Ссылается на отсутствие возможности обеспечить истца лекарственными препаратами по причине завершения 2017 финансового года.   

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Камышанов А.С. 23.06.1948 года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в НУЗ «Отделенческая больница на станции Ульяновск ОАО «РЖД» (далее НУЗ) с диагнозом: ***.

В связи с имеющимся заболеванием истец нуждается в ежедневном приеме лекарственных препаратов.

Лечащим врачом истцу были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата ***. До настоящего времени льготными лекарственными препаратами по указанным рецептам истец не обеспечен.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению истца лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарствами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, инвалиды  с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств.

Вопреки доводам жалобы, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения истца бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарств может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных медицинских препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарствами и изделиями медицинского назначения по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и  изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу которых относится инвалид Камышанов А.С.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить лекарствами и изделиями медицинского назначения по рецептам от 2017 года в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 марта 2018 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: