Судебный акт
Обеспечение лакрствами
Документ от 26.06.2018, опубликован на сайте 13.07.2018 под номером 73962, 2-я гражданская, об обеспечении инвалида лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                        Дело № 33-2522/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        26 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 февраля 2018 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить  Чубатову Валентину Павловну лекарственным препаратом «***» по рецепту  от 11.12.2017 серии 731712 №20624, лекарственным препаратом «***» по рецепту от 27.10.2017 серии 731712 №17568, лекарственным препаратом «***» по рецепту  от 27.10.2017 серии 731712 №17566, лекарственным препаратом «***» по рецепту от 11.12.2017 серии 731712 №20623, изделиями медицинского назначения «***» по рецептам от 20.11.2017 серии 731712 №19094 и от 21.12.2017 серии 731712 №21420.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., мнение прокурора Федечко Ф.И.,  возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска в интересах Чубатовой В.П. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области об обеспечении инвалида лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по вопросу нарушения прав Чубатовой В.П., на льготное лекарственное обеспечение. Установлено, что Чубатова В.П. 05.07.1948 года рождения, является инвалидом III группы. Лечащим врачом Чубатовой В.П. по медицинским показаниям выписаны льготные рецепты на получение лекарственного препарата «***» от 11.12.2017 серии 731712 №20624, на получение лекарственного препарата «***» от 27.10.2017 серии 731712 №17568, на получение лекарственного препарата «***» от 27.10.2017 серии 731712 №17566, на получение лекарственного препарата «***» от 11.12.2017 серии 731712 №20623, на получение изделий медицинского назначения «***» от 20.11.2017 серии 731712 №19094 и от 21.12.2017 серии 731712 №21420. До настоящего времени льготными лекарственными препаратами по указанным рецептам Чубатова В.П. не обеспечена, что негативно влияет на ее здоровье и самочувствие. Просил суд обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Чубатову В.П. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по выписанным рецептам.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено  АО «УльяновскФармация».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупались лекарственные препараты.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением оказания экстренной медицинской помощи.      Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. За назначение и дозировку лекарственного препарата ответственность несёт лечащий врач.

Дополняет, что необеспечение Чубатовой В.П. лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, указанными в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить Чубатову В.П. лекарственными препаратами по причине завершения 2017 финансового года.  

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Ленинского района г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, Чубатова В.П. 05.07.1948 года рождения, является инвалидом *** группы, наблюдается в ГУЗ «поликлиника №2» с диагнозом: ***.

В связи с имеющимся заболеванием истица нуждается в ежедневном приеме лекарственных препаратов.

Лечащим врачом истице были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата «***» от 11.12.2017 серии 731712 №20624, на получение лекарственного препарата «***» от 27.10.2017 серии 731712 №17568, на получение лекарственного препарата «***» от 27.10.2017 серии 731712 №17566, на получение лекарственного препарата «***» от 11.12.2017 серии 731712 №20623, на получение изделий медицинского назначения «***» от 20.11.2017 серии 731712 №19094 и от 21.12.2017 серии 731712 №21420. До настоящего времени льготными лекарственными препаратами по указанным рецептам Чубатова В.П. не обеспечена.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению истца лекарственными препаратами, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми лекарствами свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, инвалиды  и такое заболевания, как  «диабет» с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств.

Вопреки доводам жалобы, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения истца бесплатно на период амбулаторного лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарств может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных медицинских препаратах.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить истца лекарствами и изделиями медицинского назначения по конкретным рецептам врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и  изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу которых относится инвалид Чубатова В.П.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить лекарствами и изделиями медицинского назначения по рецептам от 2017 года в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 февраля 2018 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: