Судебный акт
Об обеспечении лекарственным препаратом
Документ от 19.06.2018, опубликован на сайте 26.06.2018 под номером 73846, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия и обязании обеспечить Сергейчева А.В. изделиями медицинского назначения, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Костычева Л.И.                                                 Дело № 33-2431/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   19 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 27 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в интересах ребенка-инвалида Сергейчева Андрея Вячеславовича удовлетворить.

Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Кузоватовская районная больница» обязанность обеспечить Сергейчева Андрея Вячеславовича, 19.08.2008 года рождения, льготными рецептами на получение изделий медицинского назначения за период с 30.05.2017 по 31.12.2017, согласно медицинским показаниям, из расчета 4 штуки в день: - иглы для шприц-ручки в количестве 600 штук и тест-полоски для глюкометра в количестве 240 штук.

Возложить на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность обеспечить Сергейчева Андрея Вячеславовича, 19.08.2008 года рождения, изделиями медицинского назначения – тест-полосками для глюкометра (Акку-Чек Перформа) в количестве 50 штук по рецепту серии 731759 № 4646 от 29.05.2017, выданному государственным учреждением здравоохранения «Кузоватовская районная больница».

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Кузоватовского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетнего Сергейчева А.В. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Министерство), государственному учреждению здравоохранения «Кузоватовская районная больница» (далее - ГУЗ «Кузоватовская РБ») о возложении обязанности выписать несовершеннолетнему бесплатные рецепты на изделия медицинского назначения и обеспечить несовершеннолетнего изделиями медицинского назначения по рецепту от 29.05.2017. В обоснование иска указал, что несовершеннолетний Сергейчев А.В., 19.08.2008 года рождения, страдает заболеванием «сахарный диабет 1 типа», в связи с чем наблюдается в ГУЗ «Кузоватовская РБ», нуждается в обеспечении изделиями медицинского назначения – иглами одноразовыми для шприц-ручки и тест-полосками к глюкометру для измерения уровня сахара в крови. В соответствии с выписными эпикризами государственного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» от 26.05.2017 и от 03.10.2017 Сергейчеву А.В. рекомендованы 4 инъекции инсулина ежедневно, а также ежедневно 4-6 контрольных замеров уровня глюкозы в крови. Однако в период с 29.05.2017 по 07.12.2017  несовершеннолетнему выписывались рецепты на иглы в количестве 20 штук в месяц, на тест-полоски – от 50 до 100 штук в месяц. Таким образом, Сергейчев А.В. за период с 29.05.2017 по 31.12.2017 не получил игл одноразовых для шприц-ручки – 600 штук, тест-полосок для глюкометра – 240 штук. Кроме того, несовершеннолетней не обеспечен тест-полосками по рецепту от 29.05.2017 в количестве 50 штук. Просил обязать Министерство обеспечить несовершеннолетнего Сергейчева А.В. тест-полосками по рецепту от 29.05.2017; ГУЗ «Кузоватовская РБ» - выписать Сергейчеву А.В. льготные рецепты на изделия медицинского назначения: иглы в количестве 600 штук, тест-полоски – 240 штук за период с 29.05.2017 по 31.12.2017.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. Указывает, что Министерством закупались медицинские изделия – тест-полоски и иглы одноразовые для шприц-ручки по соответствующим государственным контрактам. Обращает внимание, что в соответствии со ст.70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственным препаратом. Полагает, что необеспечение Сергейчева А.В. тест-полосками по рецепту от 29.05.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Просит учесть, что стандарт оказания медицинской помощи содержит усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения лекарственных препаратов и медицинских изделий и не является алгоритмом лечения конкретного заболевания. Также указывает на отсутствие возможности обеспечить несовершеннолетнего медицинскими изделиями по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кузоватовского района Ульяновской области, Сергейчева Л.Н. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Сергейчев А.В., 19.08.2008 года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГУЗ «Кузоватовская РБ» с диагнозом: сахарный диабет 1 типа, впервые выявленный, с кетозом.

В связи с имеющимся заболеванием несовершеннолетний Сергейчев А.В. нуждается в ежедневном контроле уровня глюкозы крови и инъекциях инсулина.

29.05.2017 лечащим врачом несовершеннолетнему Сергейчеву А.В. был выписан рецепт на изделия медицинского назначения - тест-полоски для глюкометра (Акку-Чек Перформа) в количестве 50 штук.

Однако указанными изделиями медицинского назначения по названному выше рецепту несовершеннолетний Сергейчев А.В. обеспечен не был.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению несовершеннолетнего Сергейчева А.В. изделиями медицинского назначения по рецепту от 29.05.2017, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимыми изделиями медицинского назначения свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст. 6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 ст.6.2, и порядки формирования таких перечней.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В утвержденный Перечень включены, в том числе, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и такое заболевания, как  «диабет» с предоставлением бесплатно всех лекарственных средств, инсулиновых шприцев, шприцев типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.

Вопреки доводам жалобы, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения несовершеннолетнего Сергейчева А.В. бесплатно на период амбулаторного лечения изделиями медицинского назначения лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении изделий медицинского назначения может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных изделиях медицинского назначения.  При этом на Министерство возложена обязанность обеспечить несовершеннолетнего Сергейчева А.В. изделиями медицинского назначения по конкретному рецепту врача.

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года №14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и  изделиями медицинского назначения определенных групп населения, к числу которых относится несовершеннолетний Сергейчев А.В.

Довод ответчика о том, что Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не может быть принят во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право истца на получение социальных гарантий, установленных Конституцией Российской Федерации, в том числе на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Доводы Министерства об отсутствии возможности обеспечить несовершеннолетнего Сергейчева А.В. изделиями медицинского назначения по рецепту от 29.05.2017 в связи с окончанием 2017 финансового года, не могут быть приняты во внимание, так как в связи с рассмотрением спора у Министерства возникла обязанность по исполнению судебного решения, которое в силу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в интересах несовершеннолетнего Сергейчева А.В. к ГУЗ «Кузоватовская РБ» в части возложения на данное учреждение обязанности обеспечить несовершеннолетнего льготными рецептами на изделия медицинского назначения за период с 30.05.2017 по 31.12.2017 исходя из медицинских показаний, суд первой инстанции не учел, что согласно с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача (далее – Порядок от 20.12.2012 №1175н).

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами (изделиями медицинского назначения) за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного при обращении гражданина в лечебно-профилактическое учреждение лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (изделий медицинского назначения).

Из материалов дела следует, что в период с мая по декабрь 2017 г. несовершеннолетнему Сергейчеву А.В. лечащим врачом ежемесячно (за исключением августа, когда законный представитель несовершеннолетнего к врачу не обращалась) выписывались льготные рецепты на изделия медицинского назначения - иглы к инсулиновым шприцам и тест-полоски. Изделиями медицинского назначения по таким рецептам несовершеннолетний был обеспечен, за исключением рецепта от 29.05.2017, который также является предметом настоящего спора и о котором указано выше.

Возможность оформления рецептов за прошедшее время приведенными выше положениями законодательства, устанавливающими порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами (изделиями медицинского назначения) за счет средств бюджета, не предусмотрена.  

Таким образом, доводы апелляционной жалобы в части отсутствия оснований для возложения на ГУЗ «Кузоватовская РБ» обязанности выписать несовершеннолетнему льготные  рецепты на изделия медицинского назначения по медицинским показаниям, являются обоснованными.

С учетом изложенного, в соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского   процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене в части возложения на ГУЗ «Кузоватовская РБ» обязанности обеспечить несовершеннолетнего Сергейчева А.В. льготными рецептами на получение изделий медицинского назначения  за период с 30.05.2017 по 31.12.2017 согласно медицинским показаниям, из расчета 4 штуки в день: иглами для шприц-ручки в количестве 600 штук и тест-полосками для глюкометра в количестве 240 штук; в данной части надлежит принять  новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В остальной части решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 27 февраля 2018 года отменить в части возложения на государственное учреждение здравоохранения «Кузоватовская районная больница» обязанности обеспечить Сергейчева Андрея Вячеславовича, 19.08.2008 года рождения, льготными рецептами на получение изделий медицинского назначения  за период с 30.05.2017 по 31.12.2017 согласно медицинским показаниям, из расчета 4 штуки в день: иглами для шприц-ручки в количестве 600 штук и тест-полосками для глюкометра в количестве 240 штук.

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в интересах Сергейчева Андрея Вячеславовича, 19.08.2008 года рождения, к государственному учреждению здравоохранения «Кузоватовская районная больница» о возложении обязанности по обеспечению льготными рецептами на изделия медицинского назначения – иглами для шприц-ручки и тест-полосками по медицинским показаниям отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи