Судебный акт
Отказ в назначении досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда
Документ от 19.06.2018, опубликован на сайте 22.06.2018 под номером 73825, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Высоцкая А.В.                                                     Дело № 33-2422/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        19 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Изосимова Вячеслава Александровича на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 12 марта 2018 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Изосимова Вячеслава Александровича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска о признании факта работы в режиме полного рабочего дня при полной рабочей неделе, зачете в специальный стаж периодов работы в ПМК-4 треста «Сельхозводстрой» с 12 ноября 1985 года по 23 февраля 1987 года в должности мастера, с 24 февраля 1987 года по 05 августа 1989 года - в должности прораба, назначении досрочной страховой пенсии с 14 апреля 2015 года, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Изосимова В.А., его представителя Сазонова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области Дубриковой А.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Изосимов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска (далее – ГУ – УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о признании факта работы в режиме полного рабочего дня при полной рабочей неделе, зачете периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что 14 апреля 2015 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 08 июля 2015 года  в назначении пенсии ему отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа, в который пенсионным органом не был зачтен период работы с 12 ноября 1985 года по 05 августа 1989 года в должности мастера и прораба ПМК-4 треста «Сельхозводстрой». Пенсионным органом необоснованно не была принята во внимание справка МУП «Водстрой», являющегося хранителем документов ПМК-4 треста «Сельхозводстрой». Между тем, данная льготно-уточняющая справка от 01 апреля 2015 года содержит сведения о том, что он действительно работал в указанной организации с 12 ноября 1985 года мастером, с 24 февраля 1987 года по 05 августа 1989 года - прорабом. При этом его работа проходила постоянно, в течение полного рабочего дня, на вновь строящихся объектах. За период работы в ПМК-4 треста «Сельхозводстрой» производились строительно-монтажные работы, а именно: строительство ремонтно-производственной базы ПМК-4, в том числе административно-бытового здания ПМК-4, котельной, автогаража на 25 машин, здания по ремонту автокранной техники, велось также строительство жилых домов поселка мелиораторов в селе Красный Яр Чердаклинского района Ульяновской области. Просил признать факт работы в режиме полного рабочего дня при полной рабочей неделе, засчитать в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы в ПМК-4 треста «Сельхозводстрой» с 12 ноября 1985 года по 23 февраля 1987 года в должности мастера, с 24 февраля 1987 года по 05 августа 1989 года - в должности прораба, обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию с 14 апреля 2015 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное унитарное предприятие (далее – МУП) «Водстрой» и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Изосимов В.А. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что МУП «Водстрой» является официальным хранителем документов ПМК-4. После состоявшегося решения он получил из архива копии актов государственной приемной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию, а именно: жилых домов по пер. Школьному в с. Красный Яр Чердаклинского района Ульяновской области в 1988 году. В данных документах он указан в качестве прораба. Кроме того, факт его работы на строительстве новых объектов в спорные периоды подтвердили допрошенные в суде свидетели. В льготно-уточняющей справке также указано, что он был занят на строительстве новых объектов. То обстоятельство, что МУП «Водстрой» не представило в пенсионный орган и в суд документы, которые послужили основанием для выдачи льготно-уточняющей справки, не может быть поставлено ему в вину. Просит учесть, что МУП «Водстрой» фактически прекратило свою деятельность. 

В возражениях на жалобу ГУ – УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица МУП «Водстрой», извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 14 апреля 2015 года Изосимов В.А. обратился в ГУ – УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 40-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ГУ – УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска от 08 июля 2015 года Изосимову В.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Специальный стаж истца на дату обращения в пенсионный орган определен последним продолжительностью 3 года 10 месяцев 13 дней, в который включены периоды работы Изосимова В.А.: с 08 июня 1982 года по 29 октября 1985 года – в должности мастера строительных и монтажных работ в СМУ № 14; с 14 августа 2001 года по 04 февраля 2002 года – в должности производителя работ в СМУ ОАО «Завод крупнопанельного домостроения № 2».

В специальный стаж Изосимова В.А. ответчиком не засчитаны периоды его работы с 12 ноября 1985 года по 05 августа 1989 года в должности мастера и прораба ПМК-4 треста «Сельхозводстрой», ввиду отсутствия документального подтверждения льготного характера работы истца, его занятости на новом строительстве (за исключением строительства сельскохозяйственных объектов).

Полагая решение ответчика незаконным, Изосимов В.А. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

По общему правилу, установленному ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 названного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516.

Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют мастера (десятники), прорабы, занятые на новом строительстве зданий и сооружений.

Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, правом на льготное пенсионное обеспечение в связи с тяжелыми условиями труда пользуются мастера строительных и монтажных работ и производители работ (прорабы).

Поскольку спорные периоды работы Изосимова В.А. имели место до 1991 года, необходимо документальное подтверждение факта работы истца в должностях мастера и прораба на новом строительстве зданий и сооружений.

Судом установлено, в том числе из показаний самого Изосимова В.А., что основным видом деятельности ПМК-4 МУП треста «Сельхозводстрой» являлось производство мелиоративных работ, на которых также были заняты работающие в организации мастера и прорабы.

Допустимых доказательств занятости истца в спорные периоды работы в ПМК-4 треста «Сельхозводстрой» на работах по строительству зданий и сооружений материалы дела не содержат.

В полученных истцом после состоявшегося решения актах ввода в эксплуатацию жилых домов в с. Красный Яр Чердаклинского района Ульяновской области, на которые обращено внимание в жалобе и в приобщении которых к материалам дела истцу отказано, фамилия истца среди лиц, участвующих в приемке домов от ПМК-4 треста «Сельхозводстрой», не указана.

Из материалов дела (копий расчетных ведомостей ПМК-4 треста «Сельхозводстрой») видно, что наряду с Изосимовым В.А. в организации были и другие мастера и прорабы, в связи с чем оснований утверждать о том, что именно истец был занят в качестве мастера и прораба на строительстве новых зданий и сооружений, не имеется.

Вопреки утверждениям истца, льготно-уточняющая справка, выданная МУП «Водстрой» 01 апреля 2015 года о характере работы истца в ПМК-4 треста «Сельхозводстрой», не может быть принята в качестве доказательства, подтверждающего льготный характер работы, так документы, указанные в справке в качестве основания ее выдачи, а именно: должностная инструкция мастера строительных и монтажных работ, штатное расписание, ни в пенсионный орган, ни в суд представлены не были.

Пояснения свидетелей, на которые содержится ссылка в апелляционной жалобе, также не могут быть приняты во внимание в качестве допустимых доказательств при рассмотрении настоящего спора, поскольку в силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона №400-ФЗ характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно. Решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 12 марта 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Изосимова Вячеслава Александровича – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи