Судебный акт
Отказ в признании права собственности по приобретательной давности
Документ от 19.06.2018, опубликован на сайте 25.06.2018 под номером 73811, 2-я гражданская, о признании права собственности на трактор, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                         Дело № 33-2373/2018

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                            19 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Маслюкова П.А., 

судей Подгорновой О.С., Костюниной Н.В.,

при секретаре Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Рыбакина Михаила Владимировича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 февраля 2018 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 29 марта 2018 года, по которому постановлено:

в удовлетворении требований  Рыбакина Михаила Владимировича к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Казееву Арифулле Буллатовичу о признании право собственности на транспортное средство – трактор Т-25 в порядке приобретательной давности – отказать.

Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С., судебная коллегия

 

установила:

 

Рыбакин М.В. обратился в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании права собственности на транспортное средство в порядке приобретательной давности.

В обоснование требований указал, что 12 сентября 2010 года по договору купли-продажи он приобрел у индивидуального предпринимателя Казеева А.Б. трактор Т-25, 1990 года выпуска, за 31 000 руб.

С этого времени он добросовестно, открыто и непрерывно владеет этим трактором более 7 лет, использует его для обработки приусадебного участка.

В базе угона трактор не числится, при его осмотре установлено, что номера двигателя, коробки передач и других комплектующих узлов соответствуют приобретенным.

Однако в регистрации трактора отказано в связи с отсутствием паспорта самоходной машины.

Рыбакин М.В. просил суд признать за ним право собственности на трактор Т-25, состоящий из кабины №***, двигателя №***, коробки передач №*** и масляного бака №***, в порядке приобретательной давности.

Судом в ходе рассмотрения дела в качестве соответчика был привлечен Казеев А.Б.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Рыбакин М.В. не соглашается с решением районного суда, просит его отменить и удовлетворить исковые требования.

Жалобу мотивирует тем, что постановка тракторов на учет в органах гостехнадзора и выдача паспортов на них до сентября 1995 года не осуществлялись. Все необходимые документы, подтверждающие законность владения трактором, суду представлены. Не согласен с выводом суда об отказе в признании права собственности в связи с отсутствием паспорта самоходной машины, поскольку именно это обстоятельство и вынудило его обратиться в суд с иском

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ульяновской области Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не возражает против удовлетворения исковых требований.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи продавец обязуется передать вещь (товар) в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Как следует из материалов дела, по договору купли-продажи от 12 сентября 2010 года, заключенному в простой письменной форме, Рыбакин М.В. купил у индивидуального предпринимателя Казеева А.Б трактор Т-25, 1990 года выпуска, цвет красный, в комплект которого входят: кабина №***, двигатель №***, коробка передач №***, масляный бак №*** стоимостью 31 000 руб. (л.д. 90, 91).

Оплата приобретенного трактора произведена Рыбакиным М.В. по квитанции к приходному кассовому ордеру №3 от 12 сентября 2012 года (л.д. 89).

Договор и накладная подписаны сторонами, на всех документах имеется печать ИП Казеева А.Б.

Из акта осмотра машины от 30 октября 2017 года следует, что проведен государственный технический осмотр колесного трактора Т-25, заводской номер ***, год выпуска 1990, цвет красный, государственный регистрационный знак отсутствует, двигатель №***, коробка передач №***, основной ведущий мост №***. На учете в инспекции гостехнадзора трактор не зарегистрирован, соответствует техническим требованиям, изменений в конструкции не выявлено.

Паспорт транспортного средства (самоходной машины) на трактор у истца отсутствует.

По информации Управления государственной в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области от 26 января 2018 года, трактор с указанными номерами в Инспекции не зарегистрирован.

По сообщению гостехнадзора от 30 октября 2017 года №7, трактор в угоне не значится.

Следовательно, представленными истцом доказательствами подтверждается, что при приобретении трактора у прежнего владельца Рыбакин М.В. не получил от прежнего собственника документы (ПТС) на него.

Сам истец своевременно не осуществил действий, направленных на государственную регистрацию приобретенного транспортного средства.

Только в 2017 году истец обратился в Департамент по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Ульяновской области с заявлением о регистрации трактора, но в регистрации отказано на основании п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации №938 от 12 августа 1994 года «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», пункта 2.1 «Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утв. Минсельхозпродом России 16 января 1995 года.

Обращаясь в суд с иском, Рыбакин М.В. ссылается лишь на давность владения трактором.

Действительно, согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Между тем, при отсутствии каких-либо документов на трактор, в отсутствие его государственной регистрации, а также в отсутствие подтверждения законности приобретения спорного имущества ответчиком Казеевым А.Б., законности отчуждения им транспортного средства в пользу истца, добросовестность владения Рыбакиным М.В. не может быть с достоверностью подтверждена в судебном порядке.

Доводы жалобы об отсутствии паспорта у самоходной машины, выпущенной в 1990 году, и о невозможности в отсутствие такого документа зарегистрировать транспортное средство в установленном законом порядке для полноценного его использования, не являются основанием для отмены решения.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с 1 сентября 1995 года введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины (далее именуются - самоходные машины и другие виды техники), кроме боевой и специальной техники, состоящей на вооружении воинских формирований федеральных органов исполнительной власти и иных организаций, имеющих воинские формирования.

Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Как следует из п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года №938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации»  органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством Российской Федерации, допускалось до 1 января 2016 года (Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года №100 и от 22 сентября 2015 года № 122).

В соответствии с пп. «б» п. 2 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 года № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники» до 1 января 2016 года допускается оформление паспортов самоходных машин и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена.

С 1 января 2016 года вступил в силу Порядок заполнения единой формы паспорта самоходной машины.

Согласно п. 2 Порядка заполнения единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года № 100), паспорт оформляется организациями - изготовителями машин, включенными в единый реестр уполномоченных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза и организаций - изготовителей транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники, осуществляющих оформление паспортов (электронных паспортов) транспортных средств (шасси транспортных средств), самоходных машин и других видов техники (далее - изготовители), на произведенные ими машины, а также в случаях, предусмотренных законодательством государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), - уполномоченными органами (организациями) государств-членов, включенными в указанный единый реестр (далее - уполномоченные органы (организации)), по единой форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 года № 100.

Обязательным условием регистрации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и других машин и допуска их к эксплуатации является наличие паспорта самоходной машины и иных видов техники, порядок выдачи которых регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники».

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года № 460, паспорта выдаются: предприятиями-изготовителями - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 1 сентября 1995 года, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 7 августа 2008 года; органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 года, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 7 августа 2008 года, - при предъявлении их к регистрации.

В соответствии с Положением о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации от 13 декабря 1993 года № 1291 и вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» разработаны Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Гостехнадзора, утвержденные первым заместителем Министра сельского хозяйства и продовольствия России 16 января 1995 года (далее Правила).

Данные Правила обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (п. 1.3).

В соответствии с п. 2.8 Правил, регистрация машин за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в п. 2.8.2. настоящих Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат (п. 2.8.6. Правил).

Согласно п. 2.8.6.1 Правил документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются: выписка из учредительного документа или документа о государственной регистрации юридического лица (прежнего владельца), подтверждающая право, или совместное право, или его право как соответствующего органа управления распоряжаться машинами, номерными агрегатами и вытекающие из этого решение и разрешение об отчуждении (продаже, передаче), а также акт приемки - передачи основных средств (форма ОС-1) и квитанция к приходному кассовому ордеру (форма КО-1) или банковские платежные документы.

Из п. 2.8.6.2. Правил следует, что при регистрации машин, номерных агрегатов, перешедших в собственность юридических лиц и граждан в порядке, предусмотренном ч. 1 п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате сделок, совершенных в простой письменной форме юридических лиц между собой и с гражданами, необходимым основанием для совершения регистрационных действий являются документы, указанные в пункте 2.8.6.1 настоящих Правил.

Таким образом, Правила различают порядок регистрации машин и агрегатов впервые за юридическим или физическим лицом и приобретенных машин и агрегатов, ранее состоявших на учете, и в соответствии с этим предусматривают перечень документов, предоставляемых заявителем для проведения таких регистраций.

Исходя из того, что трактор, который приобрел истец, выпущен в 1990 году, то есть до введения с 1 сентября 1995 года паспортов на тракторы, прицепы и полуприцепы, то в соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года № 460 паспорт на такую технику подлежит выдаче органами гостехнадзора при регистрации.

Между тем, данный порядок был бы применим в случае обращения за  регистрацией и выдачей паспорта ИП Казеевым А.Б., и при соблюдении последним требований п. 2.8 указанных Правил, то есть при предоставлении документов, подтверждающих приобретение трактора в собственность (справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации).

Поскольку истец обратился за регистрацией трактора, приобретенного в результате совершения письменной сделки, то для проведения государственной регистрации в порядке, предусмотренном п. 2.8.6.2. Правил, необходимо, чтобы указанное транспортное средство было зарегистрировано за прежним владельцем в органе гостехнадзора, либо на трактор должен быть предоставлен паспорт с соответствующей отметкой о прежнем владельце.

Проведение регистрации трактора за новым собственником, приобретшим на него право в результате совершения простой письменной сделки, без документов, подтверждающих регистрацию машины в органе гостехнадзора за прежним владельцем, а также паспорта машины либо в отсутствие документа, подтверждающего приобретение машины в собственность прежнего владельца, вышеназванными Правилами не предусмотрено.

В материалы настоящего дела документы, подтверждающие приобретение трактора в собственность ИП Казеева А.Б., также не представлены.

Разрешая спор по существу и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку доводам сторон, оценив в совокупности представленные доказательства, принимая во внимание требования норм действующего законодательства, обоснованно пришел к выводам о том, что отсутствуют правовые основания для признания за истцом права собственности на трактор.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к повторению доводов, изложенных в суде первой инстанции, которые были предметом исследования и оценки районного суда, и не содержат ссылок на обстоятельства, которые могли бы послужить основаниями для принятия иного решения.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:                                

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2018 года, с учетом определения этого же суда от 29 марта 2018 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рыбакина Михаила Владимировича – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи: