Судебный акт
Капитальный ремонт МКД
Документ от 09.06.2018, опубликован на сайте 25.06.2018 под номером 73789, 2-я гражданская, об обязании проведения капитального ремонта, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                                        Дело № 33-2347/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     09 июня 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Маслюкова П.А.,

судей Костюниной Н.В., Подгорновой О.С.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.  

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2018 года, по которому постановлено:

исковые требования Анисимова Александра Юрьевича, Серебряковой Валентины Григорьевны удовлетворить.

Возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома по проезду М***, д. *** в г. У***, а именно: произвести ремонт штукатурного слоя наружных стен с последующей окраской фасада; произвести замену труб системы центрального отопления с обустройством теплоизоляции; произвести замену осветительной электропроводки, приборов и оборудования в местах общего пользования, ремонт электрощитовой вводно-распределительного устройства; произвести ремонт отмостки вдоль стен дома.

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., объяснения Анисимова А.Ю., представителя истцов – Эргашева Э.Б., представителя ООО «УК «Альтернатива» Шичкова А.А., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Анисимов А.Ю., Серебрякова В.Г. обратились в суд с иском к администрации г. Ульяновска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома № *** по проезду М*** в г.У***.

В обоснование исковых требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме № *** по проезду М*** в г. У***. Данный жилой дом, 1965 года постройки, никогда не ремонтировался и нуждается в капитальном ремонте.

С учетом уточненных исковых требований просили суд обязать администрацию г. Ульяновска провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома по проезду М***, д. *** в г. У***, а именно: провести капитальный ремонт фасада здания (ремонт штукатурки наружных стен с последующей окраской фасада); системы центрального отопления (замена труб центрального отопления, запорной арматуры, теплоизоляции); системы электроснабжения (замена осветительной электропроводки, приборов и оборудования в местах общего пользования до квартирных приборов учета, ремонт электрощитовой вводно-распределительного устройства); капитальный ремонт отмостки вдоль стен дома (восстановление отмостки).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Управление ЖКХ администрации г.Ульяновска, Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, ООО «УК Альтернатива».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Указывает, что администрация города в договорных отношениях с истцами не состоит, исполнителем услуг жилищно-коммунального хозяйства, в том числе работ капитального характера, не является. Доказательств нуждаемости проведения капитального ремонта дома на момент приватизации истцами квартир в 2005 году, не представлено. Также ссылается на то, что общее имущество в многоквартирном доме находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно, расходы по содержанию мест общего пользования должны быть возложены на всех собственников жилых помещений, в том числе и на истцов.

Отмечает, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П, предусмотрен капитальный ремонт многоквартирного дома № *** по проезду М*** г.У*** на период 2027-2029 годы.

В возражениях на апелляционную жалобу Анисимов А.Ю. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу  – без удовлетворения

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,   проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

На основании пункта 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

Судом установлено, что Анисимов А.Ю. является сособственником квартиры № *** в доме № *** по проезду М*** в г. У*** (1/4 доля).

Право долевой собственности возникло у него на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 08.08.2005 № 29032-Н, заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом г. Ульяновска, зарегистрировано в ЕГРП 26.10.2005.

Серебрякова В.Г. является собственником квартиры № *** в указанном доме. Право собственности зарегистрировано в ЕГРП 28.05.2007.

Право собственности возникло у нее на основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 26.09.2005 № 29032-Н, зарегистрированном в ЕГРП 26.10.2005, и свидетельства о праве на наследство от 26.04.2007.

Данный дом является пятиэтажным, многоквартирным домом, 1965 года постройки.

Дом находится в управлении и обслуживании ООО «УК «Альтернатива».

Согласно материалам гражданского дела, инвентарного дела на указанный дом, капитальный ремонт фасада, отмостки, системы отопления, системы электроснабжения в доме не проводился.

Администрацией г.Ульяновска в ходе рассмотрения дела также не оспаривалось то обстоятельство, что фасад, отмостка, система отопления, система электроснабжения дома нуждаются в капитальном ремонте.

Необходимость проведения капитального ремонта указанных конструктивных элементов подтверждается постановлением Правительства Ульяновской области от 19.02.2014 № 51-П «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, на 2014-2044 годы», согласно которому капитальный ремонт  многоквартирного дома № *** по проезду М*** г.У*** запланирован на 2027-2029 годы (позиция 211).

Разрешая возникший спор, суд правильно исходил из того, что ненадлежащее техническое состояние дома возникло в период нахождения многоквартирного жилого дома в ведении органов местного самоуправления.

Необходимость проведения капитального ремонта фасада, отмостки, системы отопления, системы электроснабжения дома возникла до 01 марта 2005 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку до этого времени истекли предельные сроки эксплуатации (40 лет) указанных конструктивных элементов, установленные ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 года N 312.

Статьей 141 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005) была установлена обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Вместе с тем, доказательств исполнения наймодателем обязательств по капитальному ремонту указанных конструктивных элементов материалы дела не содержат. По данным инвентарного дела, по состоянию на 15.03.1988, 27.03.1995, 11.04.1997 капитального ремонта в доме не было, на стенах, в фундаменте имеются трещины, побелка наружная утратилась.

Статьей 149 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что финансирование затрат на эксплуатацию и ремонт (текущий и капитальный) жилищного фонда местных Советов народных депутатов осуществляется за счет средств жилищно-эксплуатационных организаций, а в случае недостатка этих средств - за счет государственного бюджета.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 N 4218-1 (в ред. от 21.08.2004) "Об основах федеральной жилищной политики", целями принятия которого являлось определение основных принципов реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установление общих начал правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере, введено понятие муниципальный жилищный фонд, то есть фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

Согласно указанному закону в отношениях найма муниципального жилищного фонда уполномоченный орган местного самоуправления выступал наймодателем. Поскольку обязательства по проведению капитального ремонта фасада, отмостки, системы отопления, системы электроснабжения, нормативный срок эксплуатации которых истек, и указанные конструктивные элементы фактически пришли в неудовлетворительное состояние в период действия Жилищного кодекса РСФСР, органом местного самоуправления не были выполнены, то эти обязательства сохраняются.

Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела восемь Жилищного кодекса Российской Федерации.

Исходя из анализа вышеприведенных положений, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов возлагается на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Между тем, со стороны администрации г.Ульяновска не было представлено в судебное заседание доказательств того, что на момент передачи дома в управление управляющей организации органом местного самоуправления, его уполномоченным органом была исполнена обязанность по капитальному ремонту указанных конструктивных элементов в данном доме.

С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении  на администрацию г.Ульяновска обязанности по проведению капитального ремонта указанных конструктивных элементов многоквартирного жилого дома №*** по проезду М*** в г.У***.

Вместе с тем, возлагая на администрацию обязанность по проведению капитального ремонта, суд первой инстанции, исходя из заявленных требований, конкретизировал виды работ, которые, по мнению истцов, необходимо провести при проведении капитального ремонта. Поскольку выводы суда в части возложения работ по ремонту штукатурного слоя наружных стен, окраски фасада, обустройства теплоизоляции, ремонта электрощитовой (помещения) ни на чем не основаны, решение суда надлежит изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции: Исковые требования Анисимова Александра Юрьевича, Серебряковой Валентины Григорьевны удовлетворить частично. Возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома по проезду М***, д. *** в г. У***, а именно произвести капитальный ремонт фасада, отмостки, системы отопления, системы электроснабжения.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Приведенные в апелляционной жалобе доводы являются не состоятельными, поскольку основаны на иной оценке обстоятельств дела и неправильном толковании норм материального права, подлежащих применению.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2018 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.

Исковые требования Анисимова Александра Юрьевича, Серебряковой Валентины Григорьевны удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г.Ульяновска обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома по проезду М***, д. *** в г. У***, а именно произвести капитальный ремонт фасада, отмостки, системы отопления, системы электроснабжения.

 

Председательствующий

Судьи