УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сергеева О.Н. Дело № 33-2451/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 июня 2018 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Фоминой В.А.
при секретаре
Абросимовой А.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Бахтеевой Румие
Хасиетулловны на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 08 февраля
2018 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 16 апреля
2018 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Бахтеевой Румие Хасиетулловны удовлетворить частично.
Обязать
государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в Засвияжском районе г.
Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж Бахтеевой Румие
Хасиетулловны, дающий право на назначение
страховой пенсии по старости досрочно, периоды с 15.09.2016 г. по
28.09.2016 г. (14 дней) и 11.10.2016 г. (1 день) нахождения на курсах повышения
квалификации, с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. (1 год) работа в должности медицинской сестры палатной
в неврологическом отделении ГУЗ «Ульяновский областной клинический госпиталь
ветеранов войн».
В остальной части
иска отказать.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Бахтеевой Р.Х. и ее представителя
Бахтеева А.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Бахтеева Р.Х.
обратилась в суд с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства к
государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее по тексту - УПФР)
о включении периодов в специальный стаж
и назначении страховой пенсии по
старости досрочно.
В обоснование своих
требований указала, что 27.10.2017 г. в
установленном законом порядке она обратилась к ответчику с заявлением
о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании
пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых
пенсиях». Решением УПФР № 3097 от
16.11.2017 ей в назначении указанной пенсии
было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа (не
подтвержден факт работы медицинской сестрой физиотерапевтического отделения),
не включен в её специальный стаж период её работы с 27.07.1987 г. по 06.07.1989
г. (2 года 11 месяцев 27 дней). Однако истица с данным решением УПФР не
согласна, так как физиотерапевтический кабинет
колхоза имени Баумана Дрожжановского района Татарской АССР был создан
для обслуживания работников колхоза на основании договора между Дрожжановской ЦРБ и колхозом имени
Баумана Дрожжановского района Татарской АССР, что подтверждается справкой
главного врача Дрожжановской ЦРБ за № 97 от 17.02.2014. Кроме того, имеется
приказ № 97 от 04.07.1987 г. по
Дрожжановской ЦРБ о принятии истицы на работу медицинской сестрой Новочукалинского
физиотерапевтического кабинета.
Ответчиком, по мнению истицы, не принят во внимание тот факт, что
истица, имея среднее медицинское образования и квалификацию, в спорный период
постоянно, в течение полного рабочего дня осуществляла лечебную деятельность в
физиотерапевтическом кабинете в должности медицинской сестры, выполняя
функциональные обязанности: оказывала первую медицинскую помощь, осуществляла
перевязки, вводила инъекции, выдавала лекарства, проводила предрейсовые осмотры
водителей, медосмотры, физиотерапевтические процедуры, профилактические
прививки, осуществляла санитарный надзор за объектами предприятия, полевыми
станами. В данном физиотерапевтическом кабинете
обслуживались не только работники
колхоза (механизаторы, животноводы), но и члены их семей, бывшие работники,
пенсионеры и другое население села. Кроме того, согласно приказу № 81 от
19.07.1988 г. по Дрожжановской ЦРБ истица
выполняла должностные обязанности акушерки ФАП. По мнению истицы, те функции,
которые она осуществляла в должности медицинской сестры Новочукалинского физиотерапевтического кабинета, являются тождественными функциям, условиям и
характеру работы в фельдшерско-акушерских пунктах (Положение о ФАП,
утвержденное приказом Минздрава СССР от 23.09.1981 г.), которые согласно номенклатуре учреждений здравоохранения
отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям и включены во все списки. В связи с этим истица просила признать
незаконным решение УПФР № 3097 от 16.11.2017 г. об отказе в назначении пенсии;
включить период работы в льготном исчислении с 27.07.1987 г. по 06.07.1989 г. в
качестве медицинской сестры физиотерапевтического отделения.
Так же просила
обязать УПФР включить в её специальный стаж период работы в льготном исчислении
с 27.07.1987 г. по 06.07.1989 г. в качестве медицинской сестры
физиотерапевтического кабинета, период нахождения на курсах повышения
квалификации с 15.09.2016 г. по 28.09.2016 г. (14 дней) и 11.10.2016 г. (1
день) нахождения на курсах повышения квалификации, с 01.01.2017 г. по
31.12.2017 г. (1 год) работа в должности
медицинской сестры палатной в неврологическом отделении ГУЗ «Ульяновский
областной клинический госпиталь ветеранов войн», назначить ей страховую пенсию
по старости досрочно с даты обращения за её назначением.
Рассмотрев исковые требования
по существу, судом было вынесено данное решение.
В апелляционной
жалобе Бахтеева Р.Х. просит решение суда отменить, принять по делу новое
решение. В обоснование жалобы ссылается
на доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Полагает, что в
соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 03
июня 2004 года №11-п «По делу о проверке конституционности положений подпунктов
10,11 и 12 пункта 1 ст. 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», нельзя ставить медицинских работников
в неравное положение в зависимости от того, в учреждении формы собственности
они работали.
Считает, что при
вынесении решения суду следовало учесть, что указания на клинический профиль и
ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в
Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении
из стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости.
В отзыве на
апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской
области считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без
изменения, жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителя ответчика,
извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
Согласно
решению ГУ УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области от
16.11.2017 Бахтеевой Р.Х. отказано в
назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием
требуемого стажа 30 лет в связи осуществлением лечебной и иную
деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. На
дату обращения 27.10.2017 ответчиком
специальный стаж истицы определен – 26 лет 11 месяцев 01 день.
При этом
ответчик не включил в стаж период с
27.07.1987 по 06.07.1989 в должности медицинской сестры физиотерапевтического
кабинета колхоза имени Баумана Дрожжановского района Татарстана; периоды
с 15.09.2016 г. по 28.09.2016 г. (14 дней) и 11.10.2016 г. (1 день) нахождения
на курсах повышения квалификации, с 01.01.2017 г. по 31.12.2017 г. (1 год) работа в должности медицинской сестры
палатной в неврологическом отделении ГУЗ «Ульяновский областной клинический
госпиталь ветеранов войн».
Принимая решение о
частичном удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований в полном
объеме, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В
соответствии с ч. 1 ст. 8
ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" право на страховую
пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины,
достигшие возраста 55 лет.
В соответствии
с п. п. 20 п. 1
ст. 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях в РФ"
досрочная страховая пенсия назначается ранее достижения возраста,
установленного ст. 8
настоящего Закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской
местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской
местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их
возраста.
В
целях реализации статей 30
и 31
Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством РФ было
принято Постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ,
производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),
с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах
исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное
обеспечение".
В
соответствии с п. п. "н" п. 1 названного Постановления, при досрочном
назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
применяются:
список должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с
подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства
Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно
назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об
утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.
включительно;
Список
профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об
утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с
применением положений абзацев
четвертого и пятого пункта
2 указанного Постановления, - для учета соответствующей
деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.
включительно;
Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря
1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов
соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Довод
истицы, что поскольку в период работы с 27.07.1987 по 06.09.1989 в должности
медсестры физиотерапевтического кабинета колхоза имени Баумана Дрожжановского района Татарской АССР она по
совместительству на 0,5 ставки с
19.07.1988 работала акушеркой
фельдшерско-акушерского пункта, то этот период включается в специальный стаж,
дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
является необоснованным.
В
период работы Бахтеевой Р.Х. в колхозе имени Баумана, действовали утвержденные
постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение
о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, а также Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет.
В разделе II
данного Перечня были указаны медицинские сестры независимо от наименования
должности, а также учреждения и заведения, перечисленные в разделе I
этого же Перечня, которые отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям,
учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим
учреждениям. Такое учреждение, как колхоз, в нем не значится.
Номенклатурой
учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения
СССР от 22 июля 1982 года N 715, колхозы в качестве учреждений здравоохранения
также не предусмотрены.
Пунктом 4.5
инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня
1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и
здравоохранения" было разъяснено, что работа по специальности, протекавшая
по совместительству, а также в качестве члена колхоза, не включается в стаж для
назначения пенсии за выслугу лет.
Списками
профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа
которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет,
утвержденными постановлением
Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, Списками должностей,
работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу
лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, колхозы
также не были отнесены к учреждениям здравоохранения.
Таким
образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной
деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения,
организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и
выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как
ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Постановление
Конституционного Суда РФ N 11-П от 03.06.2004 года, на которое ссылается истица
в жалобе, неприменимо к данным отношениям. Согласно данному Постановлению
признаны не соответствующими Конституции
Российской Федерации, взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10,
11,
12 пункта 1
статьи 28 и пунктов 1
и 2 статьи 31
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
устанавливающие для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения , в качестве условия
назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста
осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или
муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего
правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют
засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости лицам, занимавшимся лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения
периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся
государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж
ранее действовавшим законодательством.
Как
следует из вышеуказанных норм, работа медсестры в колхозе ни в период работы
истицы, ни позднее в стаж для назначения досрочной пенсии не включалась,
поскольку колхоз не относился к учреждениям здравоохранения.
Нельзя
признать состоятельной ссылку в жалобе в обоснование вывода о включении спорного
периода работы истца в специальный стаж, на то обстоятельство, что в
обязанности истца по занимаемым должностям фактически входило осуществление
лечебной деятельности медицинской сестры в фельдшерско-акушерских пунктах.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16
Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012
г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав
граждан на трудовые пенсии", установление тождественности различных
наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким
образом, на момент обращения истицы с
заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у нее
отсутствовал необходимый стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой
пенсии по старости.
Доводы, приведенные в
апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену
решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение
Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 08 февраля 2018 года, с
учётом определения того же суда об исправлении описки от 16 апреля 2018 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Бахтеевой Румие Хасиетулловны –
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: