Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 19.06.2018, опубликован на сайте 26.06.2018 под номером 73778, 2-я гражданская, об обеспечении лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                          Дело № 33-2279/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        19 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Федечко Ф.И.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города  Ульяновска от 13 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  прокурора  Заволжского района г.Ульяновска, действующего в интересах Мартынова Ивана Васильевича,  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Мартынова Ивана Васильевича  лекарственным препаратом  *** по выписанному рецепту врача от 10.11.2017.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Мартынова И.В.,  возражавшего против доводов жалобы, прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района города Ульяновска, действуя в интересах Мартынова И.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения и социального благополучия Ульяновской области об обязании обеспечить Мартынова И.В. раствором для наружного применения *** по выписанному рецепту врача от 10.11.2017, в обоснование указав следующее.

Прокуратурой Заволжского района города Ульяновска проведена проверка по вопросу нарушения прав инвалида - Мартынова Ивана Васильевича на льготное лекарственное обеспечение, в ходе которой было установлено следующее.

Мартынов Иван Васильевич, *** года рождения, наблюдается в ГУЗ ЦГКБ города Ульяновска с диагнозом: ***, в связи с чем он нуждается в применении раствора для наружного применения *** .

ГУЗ «Центральная городская клиническая больница города Ульяновска» 10.11.2017  выдало Мартынову И.В. льготный рецепт на обеспечение указанным препаратом.

Однако в аптечном учреждении по выданному рецепту данным лекарственным препаратом Мартынов И.В. обеспечен не был в связи с отсутствием препарата в аптеке.

Таким образом, права Мартынова И.В. на льготное обеспечение лекарственным препаратом были нарушены.

Поскольку инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан, в соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с настоящим иском.

 

Рассмотрев исковые требования по существу суд принял вышеуказанное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что в рамках заключенного государственного контракта  Министерством закупался  раствор для наружного применения «***  в необходимом количестве.

Считает, что необеспечение истца лекарственным препаратом, указанным в исковом заявлении, возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом.

Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием.

Указывают на наличие срока годности рецептов, по истечении которых Министерство не вправе выдавать лекарственные препараты. 

Полагает, что увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и действующее законодательство лечащего врача не обязывает. 

Ссылаются на отсутствие возможности обеспечить истца необходимым лекарственным препаратом по причине завершения 2017 финансового года.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «УльяновскФармация» просит оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Центральная городская клиническая больница города Ульяновска», представителя третьего лица АО «УльяновскФармация», извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается меди­цинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утвер­ждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представ­ляющих опасность для окружающих» «Сахарный диабет» включен в указанный перечень.

Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболе­ваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия меди­цинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О госу­дарственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обес­печения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.

Таким образом,  бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении как лекарственных средств, так и изделий медицинского назначения  по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Мартынов И.В., ***  года рождения, является инвалидом третьей группы по  заболеванию ***.   

Лечащим врачом Государственного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница» Мартынову И.В. 10.11.2017 выписан  рецепт на бесплатное получение раствора для наружного применения *** .

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с  перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.

В соответствии с п.2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения  осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, медицинских изделий, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата, наименование и количество изделий медицинского назначения.

Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Таким образом, из  вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.

На данные  органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.

Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Мартынов И.В. раствором для наружного применения *** по рецепту от 10.11.2017 обеспечен не был. 

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на   Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Мартынова И.В. раствором для наружного применения *** в количестве,   определенном в рецепте, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение  Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатным необходимым препаратом медицинского назначения свидетельствует о нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения как лекарственными препаратами, так и изделиями медицинского назначения  лежит как на учреждении здравоохранение, где наблюдается истец, так и  на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области. При этом, свою обязанность  медицинское учреждение выполнило в полном объеме, выписав Мартынову ИВ. рецепт на бесплатное получение раствора для наружного применения «***.  

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Так, фактическое обеспечение  истца  необходимым ему медицинским препаратом  в данном случае  зависит от  реальной обеспеченности выписанных рецептов медицинскими изделиями (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области .

Исходя из вышеизложенного, суд  правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  обязанность по обеспечению  Мартынова И.В. раствором для наружного применения *** .

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан  указанным медицинским препаратом было полным и его невыдача Мартынову И.В. по предъявленному рецепту произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения  истца указанным медицинским препаратом носит постоянный характер,  соответственно обеспечение  им  по рецепту от 10.11.2017  в текущем году  не приведет  к тому, что Мартынов И.В. будет им обеспечен свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы   в части того, что обеспечение  Мартынова И.В. раствором для наружного применения ***  по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Заволжского района города  Ульяновска, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города  Ульяновска от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: