УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бахарева Н.Н.
Дело № 33-2218/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
05 июня 2018
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Фоминой В.А.
с участием прокурора Федечко Ф.И.
при секретаре
Воронковой И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 12 февраля 2018 года, по
которому постановлено:
Исковые требования прокурора
Ленинского района г. Ульяновска
удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Николаевского Юлия
Валериановича медицинским препаратом «***» по рецептам от 20.11.2017г. серии ***,
от 19.12.2017г. ***
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Николаевского Ю.В., возражавшего против
доводов жалобы, прокурора Федечко Ф.И.,
полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ленинского
района города Ульяновска, действуя в интересах Николаевского Ю.В., обратился в суд с иском
к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области об обязании ответчика бесплатно обеспечить Николаевского
Ю.В. лекарственным
препаратом «***» по рецептам от
20.11.2017, от 19.12.2017,
в обоснование указав следующее.
Как показала проверка,
право Николаевского Ю.В. на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом ответчиком нарушено.
Установлено, что
Николаевскому Ю.В., инвалиду *** группы,
лечащим врачом были выписаны рецепты на получение
лекарственного препарата «***» от 20.11.2017 ***, от 19.12.2017 ***
Однако данные рецепты до
настоящего времени аптекой не отоварены по причине отсутствия в наличии
данных лекарственных препаратов.
Таким образом, права
Николаевского Ю.В. на льготное получение лекарственных препаратов нарушены.
Определением суда в
качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно
предмета спора, к участию в деле были привлечены Территориальный орган
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ульяновской области,
АО «УльяновскФармация».
Рассмотрев исковые требования по
существу, суд принял вышеуказанное решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить,
принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы
указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***»
согласно государственному контракту.
Обращает внимание,
что в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №
323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение
лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Рекомендации
консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за
исключением оказания экстренной медицинской помощи. Отмечает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов
в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1175н «Об
утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также
форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления
указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя
из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты
являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским
изделием.
Считает, что не
обеспечение истца лекарственным препаратом, указанным в исковом заявлении,
возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое нарушило условия контракта.
Указывают на наличие
срока годности рецептов, по истечении которого Министерство не вправе выдавать
лекарственные препараты.
Полагает, что
увеличить дозировку и выписывать лекарства впрок федеральный закон от
21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
и действующее законодательство лечащего врача не обязывает.
Ссылаются на
отсутствие возможности обеспечить истца необходимым лекарственным препаратом по
причине завершения 2017 финансового года.
В возражениях на
апелляционную жалобу прокурор Ленинского района города Ульяновска, АО
«УльяновскФармация» просят оставить решение суда без изменения, жалобу – без
удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителя ответчика Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области, представителей третьих лиц АО
«УльяновскФрмация», Территориального органа Федеральной службы по надзору в
сфере здравоохранения по Ульяновской области, ГУЗ «Городская
поликлиника №1 им. С.М. Кирова», извещенных о месте и времени
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В
соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов,
изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно
жалобы, представления.
В соответствии ч. 1 ст. 41
Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст.ст. 2,
20, 38, 39 Конституции РФ человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Каждый имеет право на жизнь. Каждому
гарантируется социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности.
Согласно ст. 4
Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан
в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны
здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет
интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность
граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной
власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за
обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в
оказании медицинской помощи.
Таким образом, бесплатное предоставление отдельным
категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств и изделий
медицинского назначения по рецептам врача, является государственной гарантией
Российской Федерации.
Из
материалов дела следует, что Николаевский Ю.В., *** года рождения, является
инвалидом *** группы по заболеванию - ***. ***. В связи с этим истец
нуждается в приеме лекарственного препарата - «***».
В
соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в
соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными
препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
В
соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов,
утвержденного приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении
порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм
рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных
бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов
осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них
полномочий лечащего врача.
Согласно
п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям
граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 № 328,
за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского
назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При
обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач
(фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на
лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов,
утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).
В силу
п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом
Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 № 785, лекарственные средства
отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в
рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в
п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
Следовательно,
действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения
граждан-инвалидов лекарственными
препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение
производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет
нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.
Николаевскому Ю.В.
были выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственного препарата «***»:
от 20.11.2017 *** ***, от 19.12.2017 ***
Рецепты от 20.11.2017, 19.12.2017 на препарат «***» до настоящего
времени аптекой не обслужены по причине его отсутствия в наличии.
Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при
амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского
назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, из
вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что
обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими
изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице
уполномоченных органов.
На данные органы возложена и
обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом
количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов,
своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники
финансирования указанных мероприятий.
Исходя из
Положения о Министерстве
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской
области от 20.06.2016 года за № 14/275-П,
к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и
(или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными
продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции
при оказании медицинской помощи.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016
года за № 661-П утверждена Территориальная программа государственных
гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории
Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в
соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан
необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями,
специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной
медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.
Таким образом, дав
верную правовую оценку представленным доказательствам, и правильно применив
закон, суд обоснованно пришел к выводу
об удовлетворении заявленных прокурором требований, возложив на Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обязанность обеспечить Николаевского Ю.В.
лекарственным средством: «***» по рецептам от 20.11.2017, 19.12.2017.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к
обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив
27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует
бездействие и ответственность за не обеспечение Николаевского Ю.В. указанным
лекарственным препаратом должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.
Как указывалось
выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность
контролировать наличие в аптечной сети
АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.
При этом, ответчик
не представил суду доказательства того,
что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том
числе инвалидов, лекарственным препаратом «***» было полным и невыдача
указанного лекарства по
предъявленному им рецепту произошло по
вине АО «Ульяновск Фармация».
Поскольку необходимость обеспечения инвалида лекарственным препаратом «***» носит постоянный характер, соответственно обеспечение его указанным препаратом по рецептам от
20.11.2017, 19.12.2017 в текущем году не приведет
к тому, что истец будет им обеспечен свыше необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Николаевского Ю.В. лекарственным препаратом
по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются
несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора Ленинского района города Ульяновска, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе,
являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 12 февраля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: