Судебный акт
Право собственности на квлады в порядке наследования
Документ от 29.05.2018, опубликован на сайте 19.06.2018 под номером 73711, 2-я гражданская, о признании права собственности в порядке наследования, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                                 Дело № 33 - 2138/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             29 мая 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Калашниковой Е.В.,

судей Старостиной И.М., Рыбалко В.И.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Алексашиной Татьяны Сергеевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 08 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Алексашиной Татьяны Сергеевны  к администрации города Ульяновска,  публичному акционерному обществу «Сбербанк России», Межрегиональному территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области о признании права собственности на вклады в порядке наследования отказать.

 

Заслушав доклад судьи Старостиной И.М., пояснения Алексашиной Т.С., её представителя Боченина А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Алексашина Т.С. обратилась в суд с иском к администрации города Ульяновска, публичному акционерному обществу «Сбербанк России» (далее – ПАО «Сбербанк России») о признании права собственности на денежные вклады в порядке наследования.

В обоснование иска указала, что *** года умер Ч*** Ю.И., зарегистрированный при жизни по адресу: г.***, пер.***, д.***.

*** года умерла его мать Ч*** М.И. После их смерти открылось наследство, состоящее из денежных вкладов в банке и компенсационных выплат по ним. После смерти Ч*** М.И. её сын фактически принял наследство.

Она (истец) к имуществу Ч*** Ю.И. является наследницей по закону третей очереди. В срок, установленный законом, с заявлением о вступлении в наследство после смерти Ч*** Ю.И. к нотариусу не обращалась, так как не знала о его смерти до июля 2017 года.

Вместе с тем, фактически приняла наследство после смерти Ч*** Ю.И., так как вступила во владение наследственным имуществом, оплатила за свой счет долги наследодателя. В выдаче свидетельства о праве на наследство по закону к имуществу Ч*** Ю.И., нотариусом ей было отказано. Банк также не выплатил ей указанные денежные вклады и компенсационные выплаты.

Просила признать за ней в порядке наследования право собственности на денежные вклады, открытые на имя Ч*** Ю.И., Ч*** М.И. в Ульяновском отделении №8588 ПАО «Сбербанк России» и компенсационные выплаты по ним.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Межрегиональное территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведённое выше решение.

В апелляционной жалобе Алексашина Т.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В жалобе ссылается на те же обстоятельства, что и в исковом заявлении. Также указывает, что Никулина Т.Н., на имя которой написано завещание, в течение установленного законом срока в наследство не вступила, тем самым отказалась от него.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрегиональное территориальное управление Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещённых о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на неё.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом первой инстанции было установлено, что *** года умерла Ч*** *** ***, *** года умер её сын Ч*** Ю*** И***.

Предъявляя в суд требования о признании в порядке наследования права собственности   на    денежные   вклады,  открытые на имя Ч*** Ю.И., Ч*** М.И. в ПАО «Сбербанк России» и компенсационные выплаты по ним, истица   ссылалась   на   фактическое   принятие   наследства   после   смерти Ч*** Ю.И.

Правильно установив значимые для дела обстоятельства и оценив добытые по делу доказательства в их совокупности, суд отказал в удовлетворении заявленных истицей требований, как не основанных на законе, с чем судебная коллегия считает необходимым согласиться.

Согласно статье 1 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья введена в действие с 01 марта 2002 года. Часть третья указанного кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года за № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются  круг  наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.

Поскольку смерть Ч*** Ю.И., Ч*** М.И. наступила до введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, то судом первой инстанции верно применены к наследственным правоотношениям данного спора нормы Гражданского кодекса РСФСР.

В соответствии со статьёй 527 Гражданского кодекса РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

В силу статьи  530 Гражданского кодекса РСФСР,  наследниками могут быть:

при наследовании по закону – граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети наследодателя, родившиеся после его смерти;

при наследовании по завещанию – граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также зачатые при его жизни и родившиеся после его смерти.

Ч*** Ю.И. к имуществу умершей Ч*** М.И. является  наследником первой очереди.

Материалами дела установлено, что после смерти Ч*** М.И.  осталось наследство в виде 4/16 долей в праве общей долевой собственности  на  жилой дом по адресу: г.***, пер.***, д.***, которое на основании  решения Железнодорожного районного суда города Ульяновска признано  выморочным и на него признано право собственности муниципального образования «город Ульяновск». При этом, в решении суда сделан вывод о том, что лиц, фактически принявших наследство после смерти Ч*** М.И. по делу не установлено.

Определением  судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24 октября 2017 года указанное решение суда оставлено без изменения. Вместе с тем, в определении судебной коллегией сделан вывод, что Ч*** Ю.И. после смерти Ч*** М.И. фактически принял наследство.           Лиц, фактически принявших наследство после смерти Ч*** Ю.И., по делу не установлено. При этом, судебная коллегия отклонила доводы  Алексашиной Т.С. о том, что она фактически приняла наследство после смерти Ч*** Ю.И.

Принимая во внимание, что наследство после смерти Ч*** М.И. унаследовал фактически её сын – Ч*** Ю.И., а после его смерти наследство признано выморочным, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Алексашиной Т.С.

По мнению судебной коллегии, доводы жалобы направлены на иное толкование норм права, а также переоценку доказательств, исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а соответственно основанием к отмене решения суда являться не могут.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь  статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 08 февраля 2018 года оставить  без изменения, а апелляционную жалобу Алексашиной Татьяны  Сергеевны  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: