Судебный акт
Взыскание гранта
Документ от 08.06.2018, опубликован на сайте 19.06.2018 под номером 73710, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Миллер О.В.                                                          Дело № 33-2123/2018

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        08 июня 2018 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по                     апелляционной жалобе Вохмякова Михаила Васильевича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 21 февраля 2018 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Министерства развития конкуренции и экономики   Ульяновской области к Вохмякову Михаилу Васильевичу удовлетворить частично.

Взыскать с  Вохмякова Михаила Васильевича денежные средства в сумме 300 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме   1 020 рублей, в остальной части отказать.

Взыскать с  Вохмякова Михаила Васильевича государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в сумме 5 220 рублей 40 копеек.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области обратилось в суд с иском к   Вохмякову М.В. о взыскании суммы гранта, выданного на развитие малого предпринимательства, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, указав следующее.

28.11.2011 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП Вохмяковым М.В. был заключен договор *** о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей на осуществление расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом проекта «О***».

Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика платежным поручением №*** от 01.12.2011.

Согласно п.3.2.3 Договора от  28.11.2011 №458 индивидуальный предприниматель  обязался обеспечить в срок с 01.12.2011 по 01.12.2014 выполнение  комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 95 000 рублей.

Согласно условиям бизнес-плана срок окупаемости проекта, согласно финансовому прогнозу технико-экономического обоснования проекта, составляет 36 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации общей суммы налоговых платежей августа 2014 должно было поступить в размере 300 630 рублей.

По представленным платежным документам в бюджетную систему Российской Федерации налоговых платежей поступило 32 008,25 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей 27.10.2017 ИП Вохмяков М.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.

Условием предоставления субсидии, а также предметом Договора является реализация проекта согласно бизнес-плану, однако, в связи с прекращением ответчиком своей деятельности, выполнение обязательств, предусмотренных Договором и Проектом не возможно.

В соответствии с п.10.2 Договора отношения между сторонами Договора прекращаются по исполнении всех взятых на себя обязательств, о чем составляется соответствующий акт.

Акт об исполнении обязательств с ответчиком не составлялся, а также отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее исполнение договорных обязательств по уплате налоговых платежей в полном объеме, согласно бизнес-плану, расходования собственных средств, в соответствии с Договором. Таким образом, ответчиком  нарушены договорные обязательства, установленные при предоставлении субсидии.

Согласно п.5.5. Договора в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при не предоставлении в срок отчетов, предусмотренных п.п.5.2, 5.3. Договора, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счет Министерства.

Поскольку обязательства по Договору не исполнены, в порядке, предусмотренном п.5.5. Договора в адрес Ответчика было направлено требование о возврате субсидии в течение 10 дней с момента получения. До настоящего времени денежные средства не возвращены.

Обращаясь в суд,  со ссылкой на ст.ст.309, 310 395 ГК РФ, истец просит взыскать с ответчика в его пользу сумму основного долга в размере 300 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 21.12.2017 по 16.01.2018 в сумме 1 719 рублей.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Вохмяков М.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.   

В обоснование жалобы указывает, что денежные средства, полученные им по договору *** от 28.11.2011, были израсходованным по целевому назначению, отчётность по ведению его деятельности предоставлялась своевременно.

Указывает на нарушение ответчиком трехлетнего срока подачи искового заявления, претензий относительно ведения его деятельности от Министерства ранее не поступало.   

Поясняет, что деятельность в качестве индивидуального предпринимателя он прекратил в 2017 году в виду тяжелого заболевания,  ему была установлена инвалидность, полагает, что это является  форс-мажорным обстоятельством.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу  части 1 статьи17 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 181-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

При этом пункт 1 статьи 11 Закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на 2011 год) субсидии юридическим лицам, (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам –производителям товаров, работ, услуг предоставляются  на безвозмездной и безвозвратно основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения)   затрат в связи с производством (реализацией) товаров  (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ,  оказанием услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям),  индивидуальным предпринимателям, физическим  лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов  и принимаемыми  в соотве6тствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 № 42\389-П  

была утверждена  Областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы,  одной из целей реализации которой являлось увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Ульяновской области (доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта Ульяновской области); увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах федерального, областного и местных бюджетов;

Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области обратилось в суд с иском к Вохмякову М.В. о возврате субсидии, предоставленной на развитие малого предпринимательства и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. В обоснование заявленных требований  истец указал следующее.

28.11.2011 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП Вохмяковым М.В. был заключен договор № 458  о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей на осуществление расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом проекта «О***».

Согласно п.3.2.3 Договора от  28.11.2011 № 458 организация (ИП) обязуется обеспечить в срок с 01.12.2011 по 01.12.2014 выполнение  комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 95 000 рублей.

Согласно условиям бизнес-плана срок окупаемости проекта, согласно финансовому прогнозу технико-экономического обоснования проекта, составляет 36 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации общей суммы налоговых платежей августа 2014 должно было поступить в размере 300 630 рублей.

В соответствии с п.5.3 Договора ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Организация (ИП) представляет Министерству содержательный отчет с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом (возможно представление заверенных копий). Отчет представляется Организацией (ИП) до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.

Согласно п.3.2.4. Договора Организация (ИП) обязуется своевременно представлять Министерству отчетность, предусмотренную пунктами 5.2, 5.3. раздела 5 настоящего Договора.

Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика платежным поручением *** от 01.12.2011.

Согласно смете расходов, содержащейся в бизнес-плане ИП Вохмякова М.В., целевые бюджетные ассигнования в форме субсидий (гранта) планировалось расходовать на закупку оборудования пункта диагностики и технического обслуживания автомобилей (Таблица 8 Капитальные вложения).

В соответствии с отчетами, которые предоставляла ответчик о расходовании бюджетных средств, подтвержденным товарными накладными, счетами-фактурами, целевые бюджетные средства были потрачены ответчиком на указанные в расходной смете товар.

Однако, согласно показателям последнего отчета о выполнении комплекса мероприятий за период с 01.12.2011 по 01.12.2014, обязательства по реализации социально экономических показателей проекта об организации 3 рабочих мест по проекту создано только  одно, поступления в бюджетную  систему Российской Федерации налоговых платежей из 300 630 руб. фактически перечислено 27 796 рублей.

В ходе судебного заседания Вохмяковым М.В. было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, что в силу  ст. 199, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ  является самостоятельным основанием  к отказу в иске.

Суд, при рассмотрения  требований по существу,  неверно истолковав условия заключенного договора, без его взаимосвязи с нормативными документами, в том числе и Областной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы,  необоснованно пришел к выводу о том, что срок исковой давности  подлежит исчислению с даты прекращения  ответчиком предпринимательской деятельности, т.е. 27.10.2017, и удовлетворил исковые требования в полном объеме.

В силу ст.330 ГПК РФ указанное является основанием к отмене оспариваемого судебного решения.      

Согласно  196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 199 ГК РФ  исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

На основании ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В соответствии с п. 8.3 – 8.4 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам  малого предпринимательства  Ульяновской области  на открытие собственного дела, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области  от 27.03.2009 № 120-П  субъект малого предпринимательства обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта ненадлежащего исполнения договора.

Министерство несет ответственность за неправомерное, нецелевое, неэффективное использование средств, выделенных из областного бюджета  Ульяновской области.

В случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.

Как указывалось выше, договором от  28.11.2011 за № 458 определен срок выполнения ИП Вохмяковым М.В. комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, с 01.12.2011 по 01.12.2014.

Из представленных в дело документов следует, что последний отчет о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, был предоставлен в Министерство в июле 2014 года за период  с 28.11.2011 по 30.06.2014. Из указанного отчета  однозначно следует, что мероприятия, предусмотренные проектом  ответчиком не выполнены.

При этом, требование о возврате бюджетных средств  истец направил ответчику только 02.11.2017, а с настоящим иском в суд обратился 29.01.2018, т.е. за пределами срока исковой давности.

Поскольку обязанность по возврату предоставленной субсидии на развитие малого предпринимательства при невыполнении предпринимателем бизнес-проекта  законом возложена на Министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области, однако своевременно истец в суд с настоящим иском не обратился, ответчиком в ходе рассмотрения дела было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, исковые требования Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области    к Вохмякову М.В. о взыскании  субсидии, предоставленной на развитие малого предпринимательства, а также процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда города  Ульяновска от 21 февраля 2018 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области к Вохмякову Михаилу Васильевичу о взыскании  субсидии, предоставленной на развитие малого предпринимательства, процентов за пользование чужими денежными средствами отказать. 

 

Председательствующий                                          

 

Судьи: