У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С
У Д
Судья Кузнецов И.В.
Дело
№7-222/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
07 июня 2018 года
Судья Ульяновского областного суда Лифанова З.А.,
при секретаре Герасимовой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Семаева
Евгения Владимировича на решение судьи Чердаклинского районного суда
Ульяновской области от 30 марта 2018 года,
установил:
постановлением заместителя главного государственного
инспектора Ульяновской области в области охраны окружающей среды Кирпичникова
Р.Е. от 13.02.2018 №*** генеральный
директор ООО «Средне-Волжская Промышленная Компания» (далее - ООО «СВПК») -
Семаев Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде
административного штрафа в размере 40
000 руб.
Решением судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской
области от 30.03.2018 указанное постановление изменено. Из постановления
исключено указание на наличие в действиях Семаева Е.В. признака «вредное
физическое воздействие на атмосферный воздух».
В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, Семаев
Е.В. не соглашается с вынесенным решением и постановлением, просит решение суда
отменить, а постановление от 13.02.2018
№*** - изменить, заменив назначенное наказание в виде штрафа на
предупреждение.
Считает, что Министерством сельского, лесного хозяйства и
природных ресурсов Ульяновской области нарушен порядок проведения внеплановой
документарной проверки. Прокурором Ульяновской области в адрес Губернатора
Ульяновской области внесено Представление
от 13.02.2018, в котором указано на допущенные Министерством при проведении
проверок нарушения, предложено принять
исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению
закона, исключить факты проведения органами регионального государственного
контроля необоснованных контрольных мероприятий, отменить результаты 21
внеплановой документарной проверки.
Полагает, что привлечение его к административной
ответственности без предшествующего вынесения предостережения, является
незаконным.
Не согласен с выводом суда о том, что несвоевременное
получение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух несет
угрозу нанесения вреда здоровью человека и окружающей среде. ООО «СВПК»
является субъектом малого предпринимательства - малым предприятием. Считает
необходимым применение к нему положений ст.4.1.1 КоАП РФ.
ООО «СВПК» относится к объектам III категории негативного
воздействия на окружающую среду, в
отношении которых с 01.01.2019 вводится уведомительный характер предоставления
отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В настоящее время для ООО «СВПК» разработан проект нового
разрешения на выбросы ПДВ. Кроме того, ранее ООО «СВПК» не допускал
административных правонарушений, связанных с охраной атмосферного воздуха и
охраной окружающей среды. Несвоевременное оформление нового разрешения на
выбросы не привело к причинению вреда или возникновения угрозы причинения вреда
жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей
среде. Также отсутствует имущественный ущерб.
Подробно позиция Семаева Е.В. изложена в жалобе и поддержана
им в судебном заседании.
Изучив
доводы жалобы, заслушав пояснения Семаева Е.В. и его защитника – Подложнюка
Д.И., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3
ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к выводу о том, что действия Семаева
Е.В. верно квалифицированы по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ как выброс вредных веществ в атмосферный
воздух без специального разрешения.
Совершение
данного административного правонарушения влечет наложение административного
штрафа на должностных лиц - от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Материалами дела
установлено, что основным видом деятельности ООО «СВПК»,
расположенного по адресу: Ульяновская область,
Чердаклинский район, р.п. Чердаклы, ул. Станционная, д. 2Б, является
производство прочих машин и оборудования общего назначения.
06.02.2018 в ходе проведения
Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской
области внеплановой документарной проверки соблюдения требований
законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды
выявлено то, что ООО «СВПК» с 27.07.2017 осуществляло деятельность по обработке металлов и
нанесению покрытия на металлы, которая связана с выбросами вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без специального разрешения, выданного
органами исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в
области охраны окружающей среды, чем нарушило ст.ст. 12, 14, п. 1 ст. 1
Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ч.
4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и
постановления Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 «О нормативах выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических
воздействий на него».
По результатам проверки в отношении генерального директора
общества Семаева Е.В. составлен протокол об административном правонарушении,
предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Факт совершения данного нарушения – осуществление
деятельности предприятия без специального разрешения - Семаев Е.В.
не оспаривал в суде первой инстанции, кроме того, фактические
обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, которым судом
дана оценка по правилам ст. 26.11
КоАП РФ.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного
органа и суд сочли, что генеральный директор ООО «СВПК» имел возможность для соблюдения правил и норм, за
нарушение которых Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена
административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от
него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что Министерством сельского, лесного
хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области был нарушен порядок
проведения внеплановой документарной проверки, предусмотренный Федеральным
законом от 26.12.2008 №294-ФЗ, о необходимости вынесения предостережения до
привлечения его к административной ответственности, являются несостоятельными
как основанные на неверном толковании закона.
В
соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 8.2
Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля» предусмотрено направление органами
государственного контроля (надзора) юридическим лицам, индивидуальным
предпринимателям предостережения о недопустимости нарушения обязательных
требований.
Вместе
с тем, из ч.5 ст.8.2 данного Федерального закона следует, что предостережение
выдается лишь в случаях получения органом государственного контроля (надзора),
органом муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о
признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации
мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими
лицами, то есть в ходе мероприятий по контролю, перечисленных в ст.8.3
Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.
Проведенная 06.02.2018 Министерством
сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области
внеплановая документарная проверка, в ходе которой было выявлено
рассматриваемое правонарушение, не относится к указанной категории
мероприятий,
проводилась с предварительным уведомлением ООО «СВПК», на основании Распоряжения от 17.01.2018 № *** о
проведении внеплановой документарной проверки ООО «СВПК».
По результатам данной
проверки Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов
Ульяновской области был составлен Акт проверки юридического лица № *** от
06.02.2018 и вынесено оспариваемое постановление.
Тот факт, что прокурором Ульяновской области в адрес
Губернатора Ульяновской области внесено
Представление от 13.02.2018, правового значения для настоящего дела не имеет,
поскольку в данном представлении не содержится информации о допущенном
нарушении в отношении ООО «СВПК».
Доводы жалобы о возможности применения ст. 4.1.1 КоАП РФ
являются несостоятельными, поскольку положения указанной нормы распространяются
только на случаи отсутствия причинения вреда или возникновения угрозы
причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного
мира, окружающей среде.
В данном случае сам по себе факт отсутствия у ООО «СВПК» специального
разрешения
на выброс вредных веществ в атмосферный воздух свидетельствовал о наличии
угрозы причинения вреда окружающей среде.
Доводы заявителя о
том, что с 01.01.2019 вводится уведомительный характер предоставления
отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для
объектов III категории негативного воздействия на окружающую среду, не указывает на отсутствие в действиях Семаева
Е.В. состава вменяемого административного правонарушения, поскольку на дату
проведения проверки данное положение не вступило в законную силу.
Действующий
разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду
установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства
природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания
экологического благополучия.
Нарушение
порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду
создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.
Срок
давности и порядок привлечения должностного лица к административной
ответственности соблюдены. Административное наказание назначено в минимальном
размере, предусмотренном санкцией ч.1
ст. 8.21 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену
обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Чердаклинского районного суда Ульяновской
области от 30 марта 2018 года оставить
без изменения, жалобу Семаева Евгения Владимировича – без удовлетворения.
Судья З.А.
Лифанова